Он сделал памятник газете «Искра»

Оценить
С 1897-го по 1927 год скульптор Николай Волконский жил в Саратове

В 1867 году в семье крестьянина Петра Михайловича Волконского и его жены Ефросинии Сергеевны родился сын Николай. До 14 лет он жил в родной деревне Крестцово Ярославской губернии. После окончания земского начального училища в 15 лет приехал в Петербург, поступил учеником в частную лепную мастерскую и посещал начальную рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица (ЦУТР). Потом выдержал экзамен в само училище, после окончания которого попал на военную службу в Ярославль, но был освобождён по так называемому счастливому жребию.

Николай Волконский возвратился в Петербург и поступил работать на фабрику Мельцеров, на которой изготавливались мебель, предметы для украшения интерьеров. Фабрика с безупречной репутацией являлась главным поставщиком изделий для императорской семьи, крупных промышленников, банкиров. Однако молодой человек мечтал об академическом образовании и самостоятельной творческой работе. Он поступает в высшее художественное училище при Академии художеств и в качестве вольнослушателя посещает мастерскую скульптора В. А. Беклемишева.

В 1897 году Волконского вместе с ещё несколькими выпускниками ЦУТР пригласили преподавать в Боголюбовское рисовальное училище, которое открывалось в Саратове. Он согласился, положение семейного человека, к тому времени отца уже двоих детей, обязывало к определённому статусу. Так в нашем городе появился первый профессиональный скульптор, преподаватель класса лепки и формовки. В принципах преподавания Волконский придерживался правил ЦУТР, по воспоминаниям был требователен, строг и при этом всегда внимателен к ученикам.

В 1900 году его командировали в Париж, на всемирную выставку, откуда Волконский вернулся под большим впечатлением от произведений Огюста Родена, которым на этой выставке был предоставлен отдельный павильон.

В 1901 году Волконский участвовал в конкурсе на проект памятника Александру II. Среди одиннадцати представленных проектов его работа под девизом «Царь освободил, а мужик не забыл» при первом голосовании была выдвинута на первую премию. Для «Липок» Волконский создает скульптурные бюсты известных русских писателей. Вместе с учениками принимает участие в оформлении дома Бендера (ныне угол ул. Радищева и Первомайской), дома Бестужевой (ныне пр. Кирова, 12), экспонирует свои произведения на проходящих в Саратове выставках.

На Воскресенском кладбище тоже есть его работы. На могиле писателя Н. Е. Каронина-Петропавловского был установлен памятник, выполненный Волконским. Он сделал надгробие для бывшего политического ссыльного, библиотекаря Коммерческого собрания, известной в Саратове личности В. А. Балмашова.

После событий 1917 года Николай Петрович, которому было уже более пятидесяти лет, без колебаний влился в новую общественную жизнь. Он был избран в комиссию по охране памятников старины, привлечен городскими властями к составлению предложений и смет для осуществления плана монументальной пропаганды. Преподавательская работа в Боголюбовском рисовальном училище прекратилась, так как традиционная система преподавания была разрушена. Для преподавания в Свободные художественные мастерские, в которые превратилось училище, из Москвы был специально прислан молодой скульптор Антон Лавинский, молодёжь переживала повальное увлечение формальными поисками. Волконский же, всей своей предыдущей деятельностью ориентированный на выполнение сугубо практических задач, выступает с идеей создания рабочего политехникума с несколькими мастерскими – художественно-промышленной, скульптурной, декоративной – для обучения и выполнения художественных заказов. Политехникум, девизом которого стал призыв «Труд, наука и искусство, соединяйтесь!», торжественно открылся 1 января 1919 года.

Скульптор создает в это время памятник большевистской газете «Искра» с барельефным портретом Ленина, установленный в «Липках», принимает участие в конкурсе на создание памятника борцам революции 1905 года на Институтской площади (ныне площадь 1905 года) с проектом под названием «Пирамида». Когда победителем конкурса был признан московский скульптор Борис Королёв, Волконский принял активное участие в изготовлении королёвского памятника. В своей мастерской, помещавшейся в нескольких помещениях дома Кокуева (ныне ул. Чернышевского, 128), вместе с сыном и двумя бывшими учениками формовал и отливал барельефы. Известно, что Николай Волконский принимал участие и в конкурсах за пределами Саратова, проектируя памятник двадцати шести бакинским комиссарам для Азербайджана, памятник павшим за революцию – для Томска.

В 1927-м Николай Петрович перебрался на жительство в Камышин. Там продолжал работать над проектами памятников. Из них сам выделял «Мать советскую», которая как «проект архитектурно-скульптурного сооружения нашей эпохи» была отправлена на личное рассмотрение товарища Сталина. По-прежнему лепил бюсты великих писателей, преподавал черчение и рисование в школе-девятилетке и вечерней школе для взрослых. По воспоминаниям современников частенько приезжал в Саратов, обратно его кто-нибудь обязательно провожал к пароходу, так как у Волконского постепенно слабело зрение.

Умер скульптор в Камышине в 1958 году. На его могиле установлен бюст, изготовленный сыном Львом. В Саратовском Радищевском музее хранится две его работы – портрет Н. Е. Каронина-Петропавловского и автопортрет.