Поворот от Европы к России

Оценить
Собиновский фестиваль обратился к «Золотому веку русской музыки»

Именно под таким девизом проходит в Саратове традиционный Собиновский фестиваль, открывшийся 21 мая в театре оперы и балета. В прошлом году отмечалось двухсотлетие со дня рождения двух выдающихся европейских композиторов, Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера, поэтому тогда саратовский зритель Собиновского имел возможность познакомиться с произведениями великих итальянца и немца. В этом же году вектор сместился в сторону отечественных композиторов.

Наверняка кто-то пошутит, что такая смена курса вполне в духе времени: не нужна Америка с Европой... Смех смехом, а политический момент пусть и слегка, но был затронут в речи организаторов еще на пресс-конференции 23 апреля, посвященной грядущему мероприятию. Тогда художественный руководитель театра Юрий Кочнев рассказал, что одним из гостей Собиновского фестиваля стала украинская рок-группа «Джанго» (2 июня), переговоры с которой шли как раз в разгар Евромайдана. Теперь же есть опасения, долетят или нет. Другим «неформатным» гостем фестиваля стало французско-гваделупское трио Грегори Прива, которое 29 мая исполнит «Карибский джаз».

Что же касается смены курса, то он объясняется просто: в этом году в театре оперы и балета сразу несколько премьер произведений русских композиторов – опера «Князь Игорь» Бородина, балет «Раймонда» Глазунова. Особенного внимания достойна состоявшаяся в четверг, 22 мая, премьера глазуновского «Царя Иудейского». Произведение написано на пьесу Великого князя Константина Романова, более известного по псевдониму К. Р. Можно сказать, что это практически премьера не только в рамках Саратова, но и России, поскольку в советские времена пьеса не ставилась по понятным причинам, а до революции она была запрещена Синодом. Впрочем, племянник К. Р. – Николай II – добился разрешения постановки при условии, что будут играть непрофессиональные актеры. Необычной постановка стала и сейчас: оперные солисты играют на одной сцене с Григорием Аредаковым в роли Понтия Пилата.

Но то было на второй день, а на открытии фестиваля после торжественных речей директора театра Рената Мухамедьярова и министра культуры области Светланы Краснощековой прозвучали «Избранные шедевры русской музыки»: «Увертюра на русскую тему» и кантата «Из Гомера» Римского-Корсакова, фантазия «От мрака к свету» и «Коронационная кантата» Глазунова, симфоническая картина «Из Апокалипсиса» Лядова и «Поражение Сеннахериба» Мусоргского. Во всем этом были задействованы солисты – лауреаты международных конкурсов Марина Демидова, Оксана Колчина, Марина Сальникова, Михаил Пирогов; лауреаты всероссийских конкурсов Светлана Курышева, Виктор Куценко и Ольга Дё; губернский театр хоровой музыки и хор саратовской консерватории. Дирижировал симфоническим оркестром Юрий Кочнев.

Во вторник, 27 мая, зрители смогут насладиться балетом «Лебединое озеро», на следующий день в театре можно будет услышать другое произведение Чайковского – «Евгения Онегина», в субботу будет представлен балет «Щелкунчик». Традиционно в постановках примут участие лауреаты международных конкурсов, артисты Большого, Мариинского и Московского академического театра Станиславского и Немировича-Данченко. Конкурс вокалистов пройдет в два этапа – 30 мая и 1 июня. Закрытие фестиваля и заключительный концерт намечены на 3 июня.