Бега по замкнутому кругу
Как быть с неплательщиками за коммунальные услуги? В Саратовской областной думе на минувшей неделе прошёл круглый стол на эту тему с участием всех заинтересованных сторон. Правда, основным поводом устроить обсуждение стали вовсе не 3 миллиарда долгов населения за ЖКУ и не серьёзность проблемы систематических неплатежей, а два законопроекта, спущенных из федерального центра в регионы и нацеленных на ужесточение ответственности за эти самые долги и неплатежи. Обсуждение было жарким, но совсем не факт, что толковым.
Всего недостаточно
Проблему неплатежей обсуждали в три этапа. Сначала должностные лица обрисовали сложившуюся ситуацию. Затем рассмотрели меры, предлагаемые проектами федеральных законов. После чего участники круглого стола высказывали своё видение решения проблемы, а их мнения фиксировались как отдельные предложения и рекомендации по доработке законопроектов.
О том, как выглядит ситуация с неплатежами сегодня, рассказала представитель областного министерства строительства и ЖКХ, начальник отдела Марина Цыганова. По её словам, долг населения за жилищно-коммунальные услуги составляет более 3 миллиардов рублей. Что, конечно же, не может не беспокоить. Работа по снижению задолженности вроде бы ведётся активно. И даже небольшой прогресс появился: общая сумма за последнее время сократилась на 300 миллионов. Однако это ситуацию существенно не меняет. А значит, предпринимаемых мер недостаточно. Или они недостаточно эффективны.
Где-то недорабатывают управляющие компании. Как говорит Цыганова, «недостаточно активно ведётся претензионно-исковая работа со стороны УК». Об этом свидетельствует и статистика. Сейчас через суды пытаются взыскать всего два процента от общей суммы задолженности в целом по региону.
Недостаточно активной и, соответственно, недостаточно эффективной назвали и работу судебных приставов, которые должны обеспечить исполнение вынесенных судом решений. Однако приставы смогли взыскать с неплательщиков всего 5 процентов от общей суммы коммунальных долгов.
Представители службы судебных приставов на это заявление возразили, заявив, что сумма, взысканная с должников, гораздо выше и составляет не пять, а целых 8 процентов от суммы общего долга. В денежном выражении это 500 млн рублей, что, как кажется приставам, совсем не мало.
Однако другие участники круглого стола это заявление сочли несерьёзным. Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области, отметил, что при таких результатах работы приставов обращение в суд за взысканием долгов с неплательщиков ЖКУ выглядит совершенно бессмысленным.
«Наша судебная система теперь полностью дискредитирована благодаря службе судебных приставов, – заявил он. И добавил, что к ответственности, похоже, пора привлекать и самих приставов: – Почему руководитель службы игнорирует подобного рода мероприятия, а присылает вместо себя подчинённых? Пора с ним встретиться и послушать, что он скажет в оправдание своей организации».
Классифицировали и группировали
Неплательщиков условно поделили на три категории. В первую отнесли так называемых маргиналов, то есть людей, ведущих асоциальный образ жизни и никогда ни за что не платящих. Во вторую попали люди с недостаточным уровнем зарплаты. То есть те, кому попросту не хватает доходов, чтобы оплачивать коммунальные услуги в полном объёме.
«На практике встречаются ситуации, когда граждане отдают предпочтение погашению кредита или оплате учёбы своих детей, а не счетов за ЖКУ», – отмечают эксперты.
Третью группу неплательщиков составляют, как ни странно, люди состоятельные. Они, при наличии достаточных доходов, а иногда и избыточных средств, всё равно не платят за жилищно-коммунальные услуги.
При этом, по наблюдениям поставщиков ресурсов, в этой категории находятся и государственные служащие – работники прокуратуры, муниципальные и региональные чиновники и т. д.
«У некоторых госслужащих до 500 тысяч долга накапливается, и они, кажется, не собираются его гасить», – отметил замдиректора Волжской ТГК Александр Урекин. И тут же, не уходя далеко, предложил способ борьбы с этим явлением. По его мнению, действенной мерой в отношении госслужащих было бы введение обязанности для них определённого числа каждого месяца, когда повсеместно производится оплата коммунальных услуг, приносить на работу чек об оплате коммунального счёта и предъявлять его начальству.
Участники круглого стола пытались разобраться в первопричинах долгов. Почему одни люди платят, а другие нет? Вариантов ответа оказалось множество. Собственно, множество у населения оказалось причин не платить за ЖКУ. Даже у тех, кто пока ещё платит.
Одной из главных причин неплатежей назвали некачественные услуги, поставляемые жильцам многоквартирных домов. Об этом, в частности, заявили представители прокуратуры. Если, мол, услуга некачественная, платить за неё никто не будет. Руководители УК и ТСЖ это мнение поддержали. При этом было отмечено, что за низкое качество коммунальных услуг, а точнее за недостаточно горячую воду или батареи либо за постоянно выключающийся свет, ответственность должны нести в том числе и поставщики ресурсов. Потому что часто причины низкого качества ЖКУ кроются в их работе. Одна нынешняя система ЖКХ устроена так, что вся ответственность за поставляемые населению услуги переложена целиком и полностью на жилищные управляющие организации, как на посредников между ресурсными компаниями и населением.
В корень зрить утомительно и сложно
Конечно, проблема неплатежей за ЖКУ обсуждается не в первый раз, и по большому счёту ничего нового никто из участников прошедшей встречи не сказал. В ситуации замкнутого круга, когда люди не платят за некачественные услуги, а поставщики не могут повысить качество услуги, потому что на это не хватает денег, потому что не платят потребители, Саратов, Саратовская область и наверняка большая часть российских регионов живут давно.
Однако в корень проблемы федеральные ведомства, а вместе с ними и региональные власти, смотреть не хотят. Вместо этого на обсуждение выносится один вопрос – как заставить неплательщика платить. В федеральном центре не придумали ничего лучше, как ужесточить ответственность собственников жилья. А точнее, повысить для них штрафы (неустойку) за неоплату счетов за ЖКУ. Разработаны и тарифы и формулы, по которым эту неустойку считать. Представители власти в Саратовском регионе, кажется, нисколько не смутились самой постановкой вопроса о штрафах.
Напротив, на прошедшем заседании круглого стола в Саратовской областной думе председатель думского комитета по вопросам ЖКХ Сергей Нестеров, как ведущий обсуждения, очень рьяно, буквально срываясь на крик, требовал от участников высказать предложения по воздействию на должников. И кажется, не по причине действительного поиска решения проблемы, а для того чтобы и Саратовская область отчиталась участием в обсуждении спущенных сверху предложений.
При этом другие участники круглого стола из числа представителей общественных организаций, жилищных управляющих организаций пытались убедить чиновников и депутатов в том, что «повальная штрафизация» российского населения не принесёт желаемых плодов, а только усложнит и без того нелёгкую жизнь большинства граждан. Да и ситуация с неплатежами может стать куда глубже и сложнее.
Эти эксперты, основываясь на собственном опыте работы с должниками и добросовестными плательщиками, уверенно говорят о других мерах, куда более эффективных, на их взгляд.
Новая страница к красивому архиву
Прежде всего, по словам ряда экспертов, должна быть введена персональная ответственность неплательщика и возможность выселения его из занимаемых площадей. Даже если эти площади находятся в его собственности. Эксперты уверяют, что при таких условиях деньги найдутся у большей части сегодняшних должников едва ли не моментально. Останутся, мол, только маргиналы. Но их давно следует выселить: «пускай живут с себе подобными». Сергей Нестеров назвал этот подход негуманным. Но обещал в резолюцию предложение записать.
Другой мерой борьбы с неплатежами, по мнению некоторых экспертов, могут стать прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов между потребителем – собственником квартиры – и поставщиком ресурсов.
«Сейчас все шишки за образующиеся долги летят на УК и ТСЖ. Но при этом ресурсопоставщики получают все 100 процентов оплаты оказанных коммунальных услуг от жилищных организаций. Тогда как УК, ЖСК или ТСЖ никогда с населения эти 100 процентов не собирают. Расплачиваются с энергокомпаниями они за счёт тех средств, что собирают на ремонт. В итоге недофинансированными остаются ремонтные работы – как текущий ремонт, так и капитальный. Это те же долги по сути, но о них никто не говорит. Все пекутся о состоянии ресурсопоставщиков, а страдают в конечном итоге простые люди – жильцы многоквартирных домов. Так вот, чтобы таких перекосов не было, пусть ресурсопоставщики сами борются со своими неплательщиками. У них средства воздействия найдутся быстро. А жилищные организации пусть занимаются своими прямыми обязанностями – обеспечивают возможность качественной поставки коммунальных услуг. То есть следят за внутридомовыми сетями, ремонтируют и содержат общедомовое имущество», – заявили эксперты.
Это предложение Сергей Нестеров, председательствующий на заседании круглого стола, оставил без комментария, но записать в общий перечень обещал.
Ещё одно предложение от экспертов со стороны общественных объединений собственников жилья и жилищных организаций – отказаться от применения для выставления счетов от нормативов потребления коммунальных услуг.
«Все коммунальные услуги должны оплачиваться исключительно по счётчикам. Пока мы не прекратим разговоры об оплате по нормативам, у нас будет и ОДН, и постоянный рост задолженности, и прочие проблемы», – считают эксперты. И это предложение наряду со многими другими с легкой руки Нестерова присоединилось к списку рекомендаций и дополнений к законопроектам, который будет отправлен на обсуждение в Москву. Мол, будем надеяться, что мнения саратовских экспертов будут услышаны и восприняты.
Не верят в успех только авторы предложений – саратовские эксперты: «Мы много лет обсуждаем эти проблемы под самыми разными поводами. Спорим, доказываем, пишем резолюции. Архив таких встреч очень красивый уже, отчитаться есть чем. Только вот толков нет. Ситуация в ЖКХ у нас никоим образом не меняется...»