Нам нужно стать Венецией!

Оценить
Если Саратов не начнёт заботиться о своих реках и ручьях, его ждёт печальное будущее

В черте Саратова протекает 3 реки и 9 ручьёв, связывающих «лёгкие города» – Кумысную поляну – и Волгоградское водохранилище. Однако из-за деятельности человека эти водные артерии засыпаются и пережимаются, что уже сейчас приводит к неприятным последствиям. В очередной раз эта проблема обсуждалась несколько дней назад на круглом столе с участием городских учёных, застройщиков и чиновников.

Доцент кафедры физической географии и ландшафтной экологии СГУ Александр Башкатов в который уж раз напомнил общественности, что, когда мы засыпаем реки и ручьи, вода находит себе другой путь и начинает идти в подвалы городских зданий. Так, по словам Башкатова, следствием того, что были засыпаны Белоглинский и Глебучев овраги, оказались подтоплены фундаменты театра оперы и балета и музея Радищева. Чтобы исправить ситуацию, потребовалось строительство дополнительного дренажа. А здание прокуратуры в Заводском районе (ул. Орджоникидзе) вообще стоит на засыпанном пруду.

Руководитель проекта «Атласы рима: руководство саратовскому водохлёбу» Игорь Сорокин рассказал, что спиленные некогда тополя вдоль улицы Одесской на самом деле были осокорями (чёрными тополями), а возраст этих деревьев переваливал за полторы сотни лет: «Это особое дерево, которое растёт на островах, это знак воды. Значит, сначала там тёк ручей, потом вдоль него была проложена улица Одесская. Это было в сороковые годы, когда построили череду заводов, в том числе СЭПО. То же самое с прудом, располагающимся на территории торгового центра. Если вы сейчас пойдёте и посмотрите, что находится между ипподромом и полями НИИ Юго-Востока, то увидите, что из-под СЭПО и железной дороги вырывается мощный поток».

Атласы рима: руководство саратовскому водохлёбуКак пояснил Сорокин, это – один из рукавов первой Гусёлки. А воды, собираемые в долине 3-й Дачной и торгового центра, – один из истоков Гусёлки. «Становится понятно, почему, когда идёт ливень, затопляется район торгового центра и почему перед проходной СЭПО всегда скапливается вода», – пояснил руководитель проекта. По словам Сорокина, насколько ему известно, сейчас на территории торгового центра строится огромный торговый комплекс: «Учитывают ли конструкторы и архитекторы этого сооружения ту ситуацию с водами, которая там существует?»

Главный архитектор Саратова Александр Кискин предлагает застройщикам попытаться извлечь выгоду из сложившейся ситуации, превратив реки в инвестиционную составляющую своего бизнеса. Ведь благоустройство их берегов приведёт к росту спроса и цен на недвижимость в этих районах.

Директор областного Дома архитекторов Римма Астанкова предлагает разбить у каждой из рек мини-парки с малыми архитектурными формами, превратив Саратов в туристическую Венецию. Разумеется, для всего этого нужны деньги инвесторов – ожидать субсидий от государства было бы наивно. Но любому инвестору нужно быть уверенным в том, что его затраты на облагораживание территории как минимум окупятся, а лучше – принесут дополнительную прибыль. Однако технико-экономическое обоснование данных проектов, к сожалению, пока ещё никто не составлял. Чтобы лучше понять ситуацию, было предложено сделать ТЭО хотя бы по одной из рек. Но даже после этого застройщики не обязательно должны спешить вкладывать свои средства в проекты.

«Тяжёлые фундаменты зданий пережимают ручьи, как резиновые жгуты – руки человека, – заметил первый вице-президент ООО ГК «Астэк-С» Михаил Елисеев. – Даже если реки будут открыты, они не смогут питаться». По его словам, в регионе и так существуют проблемы с финансированием строительства, и банков, кредитующих данный вид бизнеса, совсем немного, поэтому, на какие деньги можно осуществлять столь масштабное строительство, непонятно.

Как заметила доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова, доказать прибыльность или убыточность проектов нельзя, пока кто-нибудь не попробует взять кусок такой земли и хоть что-то на нём сделать. Присутствовавшие на обсуждении представители Пензы добавили, что взятая в хорошие руки инициатива найдёт и нужные деньги – в их городе такие примеры были. Другой важный вопрос – достучаться до государства, без участия которого обойтись будет непросто. «Все наши проекты упираются в то, что это никому не нужно», – пояснила Тарасова. «Власть работает и действует, – со своей стороны заверил Кискин. – Да, нет средств. Все проекты делаются без финансовых вливаний. Но это не значит, что мы должны успокоиться».

Решение проблемы требует и соответствующей нормативно-правовой базы. По словам Башкатова, в задачи природоохранной прокуратуры входит надзор за тем, чтобы вблизи речных берегов ничего не строилось, однако все мы можем наблюдать, как застроены берега той же Волги. Значит, прокуратура должным образом не работает. Как считает доцент СГУ, земли у рек нужно резервировать уже сейчас.

«Конечно, надо готовить какую-то дорожную карту, которая, наверное, закончится нормативно-правовым актом, – рассказал Кискин корреспонденту «Газеты недели». – Возможно, мы придём к резервированию земельных участков таких зон, о чём географы наши и говорили. Сроки сейчас тяжело озвучить, потому что руководство должно услышать данную тему, принять какое-то решение, мы постараемся донести эту информацию». Как добавил Кискин, мэр города в курсе проблемы.

В Саратове протекают реки:

Увеша
Елшанка
Гуселка

...и ручьи:

Токмаковский
Залетаевский
Мутный ключ
Крутенький
Кладбищенский
Белая Глинка
Глебучев
Маханный
Сеча