Сидя на берегу реки ждать, пока мимо не проплывет...

Оценить
Вообще-то в классическом варианте так: «пока не проплывет труп врага». Это такая восточная мудрость. В нашем же случае речь идет об экономике, посему – никаких трупов

Расшифруем. На берегу реки сидят наши китайские партнеры и ждут, пока к ним не приплывет выгодная цена на российский газ.

Итоги газовых переговоров Пекина и Москвы были главной интригой вторника и среды. До последнего времени казалось, что договор не будет подписан: стороны не сходились в цене. Лучшим вариантом представлялся перенос переговоров на осень. Китайские товарищи были готовы подождать. А нам надо быстро. Во-первых, России очень нужны деньги. Во-вторых, успех переговоров с Китаем давал нам возможность показать кукиш нашим европейским партнерам, которые никак не могут забыть нам присоединение Крыма и постоянно грозят санкциями. В том числе и в сфере энергетики. В итоге Газпром и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали соглашение о поставках природного газа по восточному маршруту. Контракт заключен на 30 лет, объемы составят 38 миллиардов кубометров в год. Газ пойдет в Китай по восточному маршруту через газопровод «Сила Сибири».

Есть еще несколько причин, почему мы так спешим. Россия на рынке Китая пока аутсайдер и обеспечивает лишь 2 процента его потребностей. Более 80 процентов китайских энергетических нужд покрывает уголь. Больше всего газа Китаю продаёт Австралия, а также Мьянма (Бирма) и Туркменистан. Поставки из Туркменистана сейчас составляют 20 млрд кубометров, планируется, что в ближайшие годы они вырастут втрое. Но рынок газа активизируется. Появляются и активизируются новые игроки: Катар, Иран, Шотландия, Норвегия, Алжир, Ливия.

Но всё это сопутствующие обстоятельства. Нет главного – не объявлена цена, по которой мы будем продавать газ Китаю, а ведь это огромные объемы – по 38 миллиардов кубометров в год, хотя в Европу мы поставляем примерно в четыре раза больше. Для России цена на газ ниже 400 долларов за тысячу кубометров будет убыточной. Для Китая же важна не столько сама цена, сколько формула, по которой будет определяться ее переменное значение. Конъюнктура рынка будет не раз меняться, и только очень недальновидные люди будут продавать топливо по фиксированной цене на 30 лет вперёд.

Добиваясь своей цели, китайская сторона вела себя жестко, может, и на грани шантажа. Тем более китайцы понимали, что сделка здесь и сейчас нужна России, сами они могут и подождать. Буквально за сутки до подписания договора государственная нефтяная компания «PetroChina» заявила, что не будет подписывать контракт с Газпромом».

«Сейчас цена на импортный газ превышает стоимость на внутреннем рынке. Мы и так теряем деньги из-за импортного газа и не можем допустить дополнительных убытков», – говорил пресс-секретарь компании «Цзэ-фэн». Означает ли подписание договора то, что китайцы добились своего? Судя по всему, это так. О том, каких примерно цен хотят для себя китайцы, можно судить по информации о прошлогодних переговорах. Цена европейских поставок Газпрома в тот момент составляла около 450 долларов за тысячу кубов. Китайцы же требовали для себя цену 250 долларов за ту же тысячу кубометров. Есть основания полагать, что эта же пропорция сохранилась и в этом году. Пока же ясно одно: в скором времени мы вряд ли узнаем настоящую цену.

Глава Газпрома Алексей Миллер на вопросы о цене поставок отвечает коротко: «Коммерческая тайна». Странно, нам говорили, что газ – это наше национальное достояние. И вот теперь мы не знаем, почем его распродают. По крайней мере до заключения контракта иностранные СМИ оценивали его сумму в 465 миллиардов долларов, после заключения – в 400.

Единственный, кто с традиционной улыбкой сохраняет оптимизм, – это наш премьер-министр Дмитрий Медведев. В интервью Bloomberg TV он заявил: «Для того чтобы привлечь новый рынок, а с другой стороны, для того чтобы договориться по всем параметрам сотрудничества, подчас используются различные способы, для того чтобы стимулировать поставки, включая авансы, различные формы премий и так далее, то есть все эти факторы принимаются во внимание при определении цены, и, я уверен, в конечном счете это будет справедливая цена, абсолютно сопоставимая с поставками в Европу». Однако «сопоставимая» не означает «равная».

Есть и еще один интересный момент: известный аналитик в энергетической сфере, глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, предполагает, что в приложениях к договору китайская сторона могла вытребовать себе право строительства газопровода «Сила Сибири». Этот проект оценивается от 45 до 80 миллиардов долларов. Если газопровод будут строить китайские товарищи, это позволит снизить цену российского газа примерно на 100 долларов за тысячу кубометров. С другой стороны, рассуждает тот же Корчемкин, строительство «Силы Сибири» своими силами потребует очень крупных затрат и как следствие – ускоренного роста цен на газ внутрироссийского потребления. Символично, что в день подписания российско-китайского договора Газпром посоветовал Московской, Тверской, Ярославской областям искать себе других поставщиков газа.

Повторимся, не знаем точной цены газа для Китая, но вся эта история подозрительно напоминает поставку в Поднебесную российской нефти. По 59 долларов за баррель при средней цене больше 100 долларов.

Сейчас приблизительную цену на газ Китаю считают так: сумму контракта 400 млрд делят на объемы. Получается цена российского газа на границе с Китаем – 350 долларов за 1000 кубометров. Это не покроет себестоимости газа, доставленного по трубе на границу с Китаем. В газпромовском обосновании инвестиций себестоимость была определена в размере 360–400 долларов. При том условии, что стоимость построенной трубы уложится в плановые размеры, в чем, понятно, есть большие сомнения. Ни одна большая стройка последнего времени не укладывалась в предварительную смету.

Есть и еще один момент, о котором пишет Борис Немцов, некогда бывший министром топлива и энергетики. 55 млрд долларов на строительство «Силы Сибири» Газпром должен занять на рынке, поскольку свободных средств у компании нет. Предположим, что Газпром занял их под щадящие 5 процентов годовых на 30 лет, хотя кредиты для России дорожают. Одних процентов Газпром заплатит 40 млрд долларов. А общий объем выплат по кредиту составит 95 млрд долларов. Оптимистично предположим, что прибыль Газпрома от продажи газа в Китай будет примерно равна прибыли, которую монополист получает сейчас, продавая газ в Европу и внутри России. А это 15 процентов от выручки. Выручка за весь контракт составляет 400 миллиардов долларов, получим, что Газпром заработает 60 миллиардов, потратив 95.

«Сближение наших стран взбесило США»

Нашим экспертам в связи со сближением России и Китая были заданы вопросы.

Как вы считаете, этот партнер лучше, чем США?

Чего нам ждать от этого сближения, нет ли вероятности нарушения договоренностей от этой огромной страны?

Федор ШимчукФедор Шимчук, председатель совета директоров ОАО «Нефтемаш»-Сапкон:

ВЫСОКА ВЕРОЯТНОСТЬ НАРУШЕНИЯ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ

Считаю, что Китай, вероятно, будет лучшим партнером, чем США.

От этого партнерства жду взаимовыгодного сотрудничества, хотя вероятность нарушения достигнутых договоренностей со стороны Китая представляется мне довольно высокой.

Александр УльяновАлександр Ульянов, экс-министр экономики Саратовской области правительства Павла Ипатова:

ОДНИМ КИТАЕМ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ

США хороший партнер, только когда во главе угла стоят их интересы, и они осуществляют монопольное руководство всеми процессами.

Китай, имеющий громадную численность населения, за последние десятилетия добился больших успехов в развитии, превратившись из нищей страны в конкурента развитым странам. В процессе развития и выхода на мировые рынки у Китая выработались хваткость, жесткость и напористость в борьбе за ресурсы, технологии и рынки сбыта. К ним применима наша поговорка, что им палец в рот не клади...

Сегодня у наших стран совпали интересы. США расширяет свое присутствие в азиатско-тихоокеанском регионе и начинает дружить против Китая с Японией, Южной Кореей, Вьетнамом и другими странами. США расширяет свое присутствие и присутствие своих евровассалов в окружении России, устроив киевские безумства и вводя санкции по отношению к нашей стране. Поэтому России и Китаю обоюдовыгодно экономическое сотрудничество и установление многополярного мира. Сближение наших стран взбесило США и посеяло сильное волнение в ЕС. Опять грозят санкциями.

Однако одним Китаем в этой ситуации ограничиваться нельзя. Нужно расширять связи с Индией, Ираном и другими мало зависимыми от США странами.

Сотрудничество стран неразрывно связано с конкуренцией. Открытой конфронтации с Китаем не просматривается, однако какие-то интересы, несомненно, пересекутся. Здесь нужны будут переговорные процессы. Возможность нарушения договоренностей как со стороны Китая, так и со стороны России в ближайшие годы не предвидится.

Александр СтепановАлександр Степанов, экс-министр экономики Саратовской области правительства Дмитрия Аяцкова:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР В НАШИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НА 30 ЛЕТ

Не берусь судить на длительную перспективу, хотя достигнутые договоренности в Китае создают положительный вектор в наших взаимоотношениях как минимум на 30 лет.

Текущая же ситуация характеризуется совпадением интересов России во многих сферах именно с Китаем и нарастанием напряженности с другим важнейшим фактором международной экономической и гуманитарной политики – США. Сегодня уместно вспомнить слова Уинстона Черчилля: «У Англии нет постоянных врагов и постоянных союзников, у нее есть только постоянные интересы». Мне представляется, что в последнее время подобного рода прагматизм успешно реализуется руководством нашей страны на международной арене. Подтверждением тому, на мой взгляд, может служить тот факт, что согласование ценового аспекта так называемого газового договора между Россией и Китаем продолжалось практически до последней минуты пребывания Владимира Путина в Китае.

Считаю также, что на сегодня нет никаких оснований сомневаться в соблюдении каких бы то ни было достигнутых договоренностей между нашими странами.

Алексей МазеповАлексей Мазепов, председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям Саратовской областной думы:

СБЛИЖЕНИЕ С КИТАЕМ В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ СТАБИЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ

Хотелось бы отметить, что партнерские отношения подразумевают равноправное и обоюдовыгодное взаимодействие, когда обе стороны получают взаимную пользу и выгоду. Американская внешняя политика не знает такого феномена, как партнерство между реально равными. Односторонний декларативный характер навязывания США своих условий никак нельзя назвать партнерскими отношениями.

Любые партнерские отношения включают стратегические и тактические задачи. Сближение России с Китаем в краткосрочной перспективе будет способствовать, на мой взгляд, стабильности в национальной экономике в условиях введения санкций со стороны ЕС и США. В рамках долгосрочной перспективы необходимо будет отслеживать геополитическую ситуацию.

Сергей ШуваловСергей Шувалов, экс-сенатор от Саратовской области:

НАМ НАДО ПОУЧИТЬСЯ У КИТАЯ ПЛАНОВО СТРОИТЬ РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ

Конечно, Китай! Дело не в сближении... Нам, и только нам есть чему поучиться у Китая. В первую очередь тому, как планово строить рыночную экономику. У них всё получается. Поверьте, завтра китайские товары будут эталонами качества. Они вошли в ВТО раньше нас, но по-своему, по-китайски: что выгодно, они принимают, остальное как бы не замечают... Надеюсь, что расширение сотрудничества России и Китая поможет нашим властям предержащим быстрее понять, что и, главное, как делать по переводу директивной экономики в рыночную, независимо от того, какие лозунги и идеалы проповедуют те либо иные политики.

Кстати, самым сильным потрясением во время посещения нами провинции Хубей стала церемония возложения венков к существующему и постоянно ухоженному мемориалу в честь советских летчиков, защищавших столицу Юхань от японцев и похороненных в этом городе. Процедура памяти проходит два раза в год с участием первых лиц власти провинции и очень большого числа жителей.

Одно крыло русское, другое – китайское

Перед началом российско-китайских переговоров государственные СМИ особое внимание уделяли проекту в сфере авиастроения. Мол, будет заключен договор, и наши страны приступят к разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который потеснит с мирового рынка Airbus и Boeing.

Итог: подписан меморандум о намерениях, документ в стиле «стороны хотели бы...». Теперь вопрос: а есть ли у этих намерений какая-то основа? С какими, так сказать, достижениями стороны подошли к историческому моменту?

Несколько слов о нашей стране. Доля России в мировом производстве пассажирских и транспортных самолетов – около одного процента. Единственный новый самолет, который мы разработали и начали производить, «Сухой-Суперджет-100», мягко говоря, получился не очень удачным. Теперь все надежды на проект МС-21, но первый образец появится не раньше 2017 года.

Китай в гражданском авиастроении тоже пока не сильно продвинулся вперед. Достаточно сказать, что там до сих пор выпускают самолет МА-60, который является клоном практически исчезнувшего из российского неба Ан-24.

Разработка и строительство новых самолетов требуют огромных средств. Именно такими средствами обладает государственная китайская корпорация Comac (Commercial Aircraft Corporation of China). Ее последняя разработка – самолеты серии С-919, рассчитанные на 158–174 посадочных места, эксплуатация С-919 должна начаться в 2016 году. Правда, специалисты утверждают, что этот самолет, на выход которого на коммерческий рынок потребуется еще как минимум два года, уже, скорее всего, устарел. Но китайцы не унывают.

Для укрепления рыночных позиций Comac подписал соглашение с канадской корпорацией Bombardier, позволяющее существенно экономить на издержках, сотрудничая по некоторым аспектам программ канадских самолетов C-Series и китайских C-919. Также Китай активизирует отношения с Украиной в области создания тяжелых транспортных самолетов. Подобное сотрудничество может включить совместную разработку среднего и большого транспортного самолета и производство самолетов Ан-70, Ан-148, Ан-158. Но в производстве широкофюзеляжных магистральных пассажирских самолетов, как считают эксперты, у Китая даже вместе с Россией перспектив нет, а угроза коммерческим интересам Airbus и Boeing преувеличена.

К тому же у китайцев очень своеобразное отношение к чужим технологическим разработкам. Помнится, у О. Генри один его герой любил говорить: «У меня есть основания думать, что я один справлюсь с вашим делом». Один – в смысле без вас. Вот два примера из области российско-китайского авиационного партнерства. В далеком уже 2004 году КНР отказалась от опциона по производству у себя по лицензии 95 истребителей Су-27СК, вместо этого занявшись созданием без лицензии Су-27 под названием J-11.

Еще одна добыча – учебно-боевой самолет JL-10, удивительно похожий на российский Як-130. Поговаривают, что он изготовлен на основе первых версий чертежей Як-130. Но это так, к слову. Технологии русских Airbus или Boeing еще не разработаны. Реальной конкуренции в ближайшие лет 15-20 Airbus с Boeing ждать не от кого.

Что взамен

«И это в стране, где только ленивый не повторяет мантру о миллионах китайцев, безнадзорно бродящих по российским просторам. В стране, где параноидальные страхи политиков относительно китайского вторжения, были доминантой на протяжении последних 12–13 лет. Где любые прежние попытки привлечь китайские инвестиции в Россию натыкались на железобетонный взгляд исподлобья».

(Из блога Сергея Алексашенко)

Так что ж произошло в стране, под которой, сами понимаете, подразумевается Россия? Подготавливая почву под газовый контракт века, наши власти предоставили Китаю право участвовать во множестве проектов, по сути отдавая бизнес, в том числе стратегически важный, новым партнерам.

Московское метро: инвестор – China International Fund, строитель – China Railway Construction Corporation. И это притом что прежде метростроевские контракты доставались исключительно братьям Ротенбергам.

Освоение Удокана – третьего в мире месторождения по запасам меди – китайская инвестиционная компания HOPU.

Газпромовский завод сжиженного природного газа во Владивостоке: доля предлагается китайской компании.

Новый сборочный автозавод в Тульской области – китайская Great Wall.

Русгидро, управляющая большинством российских ГЭС, заключила соглашение с китайской Power China о возможном участии последней в строительстве гидроэнергетических объектов в России, включая малые гидроэлектростанции.

РАО ЭС Востока договорилась с китайской Dongfang Electric International Corporation о финансировании и реализации проекта строительства газотурбинной установки 93 мегаватта на Владивостокской ТЭЦ-2, а также о сотрудничестве в реконструкции станций и сетей Дальнего Востока.

«Российские политики не понимают, что никакие китайские инвестиции не приведут к притоку в Россию человеческого капитала, без которого никакого долгосрочного эффекта от этих инвестиций не будет.

Российские политики не понимают, что китайские инвестиции не создают никакого запроса на повышение качества российского образования. Российские политики не понимают, что те контракты, которые Владимир Путин и сопровождающие его бизнесмены и губернаторы собираются подписать в Китае, еще больше консервируют закостенелую структуру российской экономики, закрепляют её «унизительную сырьевую зависимость», и какая, в конце концов, разница – зависимость от Европы или Китая?» – это опять же Алексашенко.

Но были и не состоявшиеся контракты, точнее, в список документов на подписание не был включен договор о совместном строительстве моста через Керченский пролив. Хотя информация об этом была растиражирована влиятельными российскими СМИ.

«Участие или неучастие Китая в проекте строительства Керченского моста – это индикатор реального отношения Поднебесной к оккупации Крыма, – говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. – Отсутствие соглашения сигнализирует о том, что Пекин не будет инвестировать миллиарды в территории с непризнанным статусом».

Скорее всего, не будет реализовываться и китайский проект по строительству глубоководного морского порта в районе Саки – это тоже в Крыму; а также аграрные проекты и модернизация оросительной системы Крыма. Это понятно: объем торговли Китая с ЕС в шесть, с США – в девять раз больше объема торговли с Россией. Есть ли им смысл ухудшать отношения со своими основными партнерами?

«Это альтернатива вызовам Запада»

Владимир ТашпековВладимир Ташпеков, глава региональной общественной организации «Ассоциация поволжских казахов», член региональной общественной палаты:

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ НАС ИНТЕРЕСЕН КИТАЙ

У нас с Китаем одна из самых протяженных государственных границ, это наш ближайший сосед. Китай – наш партнер по ЕврАзЭс, СВМДА. Китай, как известно, лидер по промышленному производству – это видно, если посмотреть на наши прилавки. Теперь Китай стал нашим партнером по газовой отрасли. И пока Европа применяет свои санкции в отношении нашей страны, наша экономика повернулась в другую сторону. Сотрудничество с Китаем – это альтернатива вызовам Запада. У нас есть и схожие геополитические задачи: Китай тоже заинтересован в том, чтобы на Ближнем Востоке было спокойно.

Думаю, Россия и Китай будут всегда равноправными партнерами. Некоторые эксперты уже давно, с середины 80-х годов, пророчат России, что она станет сырьевым придатком то ли Америки, то ли Европы, то ли всего мира. Это миф. Наша страна способна отстоять свои внешнеполитические и экономические интересы.

Михаил ВолковМихаил Волков, бизнесмен, член региональной общественной палаты:

И ОЧЕВИДНО, ЧТО ЭТОТ ПУТЬ РОССИИ ПРАВИЛЕН

За 30 лет – срок действия газового контракта – произойдут большие перемены: как китайцы будут меняться, так и наш российский бизнес и государство будут меняться.

Процесс диверсификации поставок газа – безусловный плюс для России. Возможно, поставки пойдут и в другие азиатские страны, например во Вьетнам. Когда таких потоков у страны сразу несколько, приходится с ней считаться. И очевидно, что этот путь России правилен.

Многие пишут о том, что не следовало заключать контракт: недостаточно выгодная цена, опасно долгий срок действия договора. Я думаю, что как раз по причине долгосрочного характера отношений между нашими странами извлекаются большие преимущества. В первую очередь, создается и развивается инфраструктура. Это выгодно всем: строятся дороги, появляются рабочие места, улучшается условия жизни. Россия должна, хотя бы и очагами, осваивать Сибирь. Ведь иначе ее будут осваивать другие. Те же китайцы.

Спорят о цене. Для китайцев, я бы сказал, это не самая низкая цена. При том что есть масса альтернатив – и поставки сжиженного газа (например, из Австралии), и газового угля. Собственно говоря, у них промышленность употребляет только 5 процентов газа, всё остальное – уголь и мазут. У Китая нет такой проблемы, что без России он бы не выжил. Просто Китай, так же как и мы, несколько улучшает свою ситуацию.

Николай БондаренкоНиколай Бондаренко, руководитель молодежного направления регионального отделения КПРФ:

РОССИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ ВЫПОЛНЯЕТ СВОЙ «ДОЛГ» ПЕРЕД ЗАПАДОМ

Считаю, что никакого поворота с Запада в сторону Востока не произошло. Россия в период ельцинского и особенно путинского правления активно занималась уничтожением нашей промышленности. Всё это делалось ради устранения конкуренции для западной продукции, которая «монопольно» хлынула сюда. Та немногочисленная промышленность, которую разрушить не удалось, успешно выведена за пределы страны: более 90 процентов российских активов зарегистрированы в западных офшорах.

Далее: наше вступление в ВТО, полная сдача всех геополитических завоеваний СССР – всё это уж точно не говорит о нашем противостоянии или хотя бы разногласиях с Западом. На мой взгляд, наше правительство и, конечно же, президент покорно выполняют свой «долг» перед нашими западными партнерами.

Развитие торговых отношений с Китаем, считаю, пойдет на пользу. Нам есть чему у них поучиться. Совсем недавно Китай перестал поставлять на международные рынки редкоземельные металлы: Китай сам готов производить продукцию на их основе, но продавать сырье категорически отказывается. Эта политика властей Китая, создание рабочих мест, забота о судьбе будущих поколений, безусловно, вызывает восхищение и, на мой взгляд, не идет ни в какое сравнение с политикой российских властей! Взяв курс социализма и коммунизма, Китай показал всему миру чудо, подобное тому, что явил миру СССР.

Ирина ВиноградоваИрина Виноградова, делопроизводитель:

ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ПО ПУТИ ГАЗОПРОВОДА В СИБИРИ ГАЗ ТОЖЕ ПОЯВИЛСЯ

Думаю, большинство наших сограждан поддерживают сближение с Китаем. В народе достигла своего пика (на фоне последних политических событий) недоброжелательность к европейцам и американцам, а вот к азиатам отношение в большей степени доброжелательное. Конечно, китайцы тоже не подарок, с ними ухо нужно держать востро, но как вариант – почему бы и нет. А завтра будет завтра.

Очень хотелось бы, чтобы по пути газопровода, в сибирских городах и деревнях, газ тоже появился. На юге страны (Ростовская область, Краснодарский край, Воронежская область и другие) появляются новые газовые ветки, но не так быстро, как хотелось бы. А вообще очень трудно понять логику коммунистических властей СССР: почему при строительстве газопровода в Европу не были газифицированы по пути отечественные населенные пункты? Об этом коммунисты молчат... И почему Газпром, гордо указывающий на то, чье достояние он опекает, добивается того, что этим достоянием многие жители нашей страны так и не воспользовались?