Благо для неприкаянной старости

Оценить
Череда добрых дел саратовских купцов

Появившиеся на благотворительных началах более двух веков назад Александровские больница и богадельня (см. нашу газету от 14.01.2014) стали примером достойного вложения средств «от избытков каждого». Однако события в сфере благотворительности развивались не так уж и быстро.

Александровская больница в течение длительного времени оставалась единственной в Саратове. К 80-м годам XIX века имевшийся в её структуре дом умалишенных пришел в ветхость и к тому же не вмещал всех нуждающихся в лечении. В создавшейся ситуации неоценимую помощь оказали завещанные княгиней Софьей Степановной Щербатовой 24 000 рублей на оказание помощи душевнобольным. Летом 1891 года земская управа приняла от подрядчиков специально построенные недалеко от деревни Есиповка (ныне территория входит в черту Саратова) здания психиатрической лечебницы: каменный двухэтажный корпус, деревянный флигель для врача, семь деревянных построек для хозяйственных нужд. Полученный по завещанию Щербатовой капитал составил 35 процентов всех затрат земства на эти сооружения.

Через 10 лет после этого события в Саратове открылась первая детская больница, построенная вдовой купца Ивана Александровича Поздеева на средства, им на это завещанные (ныне улица Соколовая, 97). В том же году купец-мукомол Эммануил Иванович Борель, имевший землевладения в Камышинском уезде, отдал свою усадьбу со всеми надворными постройками под создаваемую здесь земскую больницу.

Тремя годами позднее потомственный почетный гражданин Иван Герасимович Кузнецов решил построить больницу для хронических больных на 22 кровати, а для дальнейшего её содержания пожертвовал 20 тысяч рублей в процентных бумагах. Городская дума приняла этот дар и отвела под строительство место на углу улиц Шелковичной и Жандармской (ныне ул. Хользунова, здание сохранилось).

Продолжает эксплуатироваться и в наши дни открытая в 1907 году глазная клиника (ул. Вольская, 12), появившаяся благодаря энтузиазму врача Михаила Фёдоровича Волкова, организовавшего сбор пожертвований. Так, удалось собрать 100 000 рублей. Крупные взносы внесли купцы И. Г. Кузнецов, И. В. Смирнов, И. В. Чирихина, И. И. Зейферт.

Ещё одно детище благотворительности – бесплатная гинекологическая лечебница и роддом при ней – вступило в строй в 1909 году (ныне ул. Волжская, 18). Это стало возможным благодаря жене надворного советника Ольге Яковлевне фон Паули, подарившей городу дворовое место вместе с постройками, и купеческой паре – Олимпиаде Ивановне и Илье Афанасьевичу Медведевым, пожертвовавшим 20 000 рублей на здание лечебницы.

Почти через три десятилетия после появления Александровской богадельни «иждивением» купца Алексея Пичугина на городском кладбище была возведена Воскресенская церковь, по которой и кладбище стало называться Воскресенским. При церкви Пичугин устроил и содержал богадельню, послужившую образцом для вольского купца Андрея Брюханова. Он организовал общественный банк, с тем чтобы «производством ссуд доставлять местным гражданам вспомоществование в торговых оборотах, а на полученные от сего проценты содержать устроенную им же, Брюхановым, общественную богадельню». Богадельня открылась в двухэтажном доме, специально купленном другим вольским купцом Егором Курсаковым. На деньги Курсакова дом отремонтировали и привели «в такой порядок, чтобы можно было поместить людей бедных, престарелых, не имеющих средств на пропитание».

Купец Лев Степанович Масленников в 1857 году устроил богадельню для 49 человек на саратовском единоверческом кладбище. Позже на том же кладбище давали приют не только староверам, но и всем нуждающимся православным, богадельни А. М. Лобанова, А. И. Бугрова и Х. А. Блинова.

Упоминавшаяся уже княгиня С. С. Щербатова в 1860 году открыла богадельню в каменном двухэтажном доме на Большой Горной между Никольской (ныне Радищева) и Мясницкой улицами.

В ноябре 1879 года состоялось открытие Устиновской богадельни, устроенной на 100 000 рублей, пожертвованных тайным советником Михаилом Михайловичем Устиновым. Располагалась она на углу Соборной и Введенской (ныне Григорьева) улиц в каменном двухэтажном доме с подвальным полуэтажом, дававшем приют от 40 до 50 обездоленным. Здание сохранилось в перестроенном виде: в прошлом веке появился третий этаж.

Череду творения блага для неприкаянной старости продолжил купец Ефим Яковлевич Горин, открывший в 1883 году в двухэтажном каменном доме на углу Большой Сергиевской и Введенской (ныне Чернышевского и Григорьева) улиц богадельню для сорока человек. Спустя 10 лет почетные граждане Иван Герасимович и Василий Иванович Кузнецовы основали на Московской улице между Большой Сергиевской и Покровской (ныне Чернышевского и Лермонтова) улицами богадельню для 51 человека.

Утешение одиноким старикам давали богадельни Аносова, Краснощекова, Корбутовского, Любимовой, Миловидова, Парусинова, Рачинской, приют для хроников имени Д. С. Поздеевой и другие богоугодные заведения, созданные из сострадания к ближнему.