Высочайшее дозволение на всенародное избрание
Крым, Украина. Донецк, Луганск. Донецк, Донецк, Украина, Крым... Между тем и в самой России происходит немало политических событий, которые почему-то не вызывают такого внимания средств массовой информации, политиков и политологов. Можно даже сказать, что в нашей стране идет некая реформа властных институтов.
13 мая Госдума одобрила в первом чтении законопроект от депутатов ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России», расширяющий в Конституции полномочия президента: он сможет назначать 10 процентов членов Совета Федерации и освобождать их от должности. Оставшиеся 90 процентов будут назначаться по ныне действующим правилам, то есть по два представителя от каждого региона – один от представительного и один от исполнительного органов региональной власти. Не будем сейчас останавливаться подробно на том, чем «президентские» сенаторы будут отличаться от региональных. Только отметим, что это – изменение Конституции, а также нарушение принципа разделения властей. Президент – представитель исполнительной власти, а члены Совета Федерации – власти законодательной. И по закону сенаторы не должны подчиняться президенту. По крайней мере де-юре. Впрочем, мы знаем, как у нас относятся к исполнению Конституции.
Днем раньше были обнародованы указы президента о новых руководителях двух федеральных округов. Полномочным представителем главы государства в Северо-Кавказском округе назначен Сергей Меликов, Сибирский же федеральный округ возглавил Николай Рогожкин. Рогожкин до своего нового назначения был командующим внутренними войсками, а Меликов – командующим группировкой внутренних войск на Северном Кавказе. Штатский полпред Александр Хлопонин остался при должности вице-премьера по Северному Кавказу. Это сделано для укрепления исполнительской дисциплины, комментировали очевидное околокремлевские политологи.
Это далеко не единственные перемены, которые ждут в ближайшем будущем федеральные округа. Ожидается масштабная реформа, цель которой – повысить ответственность полномочных представителей президента за дела в регионах. Руководить проведением реформы назначен глава администрации президента Сергей Иванов, а непосредственно осуществлять – заместитель главы администрации Вячеслав Володин. Сейчас, как считают в Кремле, ответственность полномочных представителей в регионах слишком размыта. Проще говоря, за всё отвечают губернаторы, а за что отвечают главные федеральные инспекторы, не совсем ясно. Яркий пример тому – наша область. Согласитесь, трудно вспомнить, какими значительными делами занималась в последнее время ГФИ Марина Алешина. По крайней мере в СМИ ее фамилия практически не встречается.
Правда, реформа пока начата в другом направлении. В ближайшее время будут ликвидированы главные управления внутренних дел по федеральным округам. Еще говорят на вполне официальном уровне о том, что территориально федеральные округа должны соответствовать военным.
Еще одной приметой политических перемен в России стал настоящий вал губернаторских отставок. Об этом поговорим подробнее.
Они почти всегда возвращаются
– I’ll be back, – говорил герой Арнольда Шварценеггера в знаменитом фильме «Терминатор». Наши губернаторы, хотя вряд ли кто из них похож на кинозвезду Арни и губернатора Калифорнии, тоже уходят, чтобы вернуться. За малым исключением.
В 2014 году истек срок полномочий у губернаторов Кировской, Воронежской, Псковской, Орловской областей, Удмуртии, Ненецкого АО. В феврале сложил с себя полномочия губернатор Курганской области Олег Богомолов. Две отставки вызваны тем, что губернаторы не справились со своими обязанностями. Так, в начале апреля с поста ушел глава Волгоградской области Сергей Боженов, чье короткое губернаторство сопровождалось многими громкими скандалами, несколько раньше президент в связи с утратой доверия уволил главу Новосибирской области Василия Юрченко.
Добровольно и досрочно ушли в отставку главы Якутии, Липецкой, Мурманской, Красноярской, Тюменской, Оренбургской, Курской, Вологодской областей и Калмыкии.
Как считают политологи, в течение ближайшего месяца получить добро на проведение досрочных выборов могут еще несколько первых лиц субъектов: губернатор Пензенской области – Василий Бочкарев, Нижегородской – Валерий Шанцев, глава Республики Башкирия Рустэм Хамитов. Полномочия почти всех вышеназванных руководителей субъектов истекают в 2015 году. Исключение составляет лишь Кувшинников, чьи полномочия заканчиваются в 2016 году. О своем намерении пойти на выборы говорил только назначенный вместо Боженова глава Волгоградской области Андрей Бочаров. Правда, об этом писали лишь волгоградские СМИ, на федеральном уровне такой информации не прозвучало.
Как это делается? Глава региона встречается с президентом и рассказывает ему о своих намерениях. Например, курский губернатор Михайлов сделал это вполне в духе персонажа произведений Евгения Шварца: «Я хотел вас попросить, если можно, принять мое заявление о добровольном сложении полномочий досрочно и, если вы сочтете необходимым, принять решение о том, чтобы я смог принять участие в выборах руководителя Курского региона в сентябре нынешнего года».
Иногда прошение об отставке с последующим переизбранием выглядит более мотивированным. Например, липецкий глава Олег Королев пояснил:
– Сейчас в области, уважаемый Владимир Владимирович, создалась такая обстановка, что мы хотим в 2014–2015 годах пойти на дополнительный рывок, но надо как-то обеспечить преемственность. Если бы вы позволили, с учётом того, что у меня заканчиваются полномочия в апреле 2015 года, я просил бы вас, для продолжения динамичного развития области, о возможности досрочного прекращения полномочий, с тем чтобы пойти с моей программой развития области, выполняя все те указы, которые вы поставили.
Или вот выступление главы Тюменской области Владимира Якушева:
– Учитывая, что необходимо продолжить поступательное движение региона, учитывая то, что я уже практически восемь лет работаю губернатором Тюменской области, в связи с изменением в законодательстве хотел просить вас дать мне возможность пойти досрочно на губернаторские выборы, чтобы получить, во-первых, оценку моей работы за предыдущие годы от населения и, конечно же, получить, скажем так, мандат доверия. Потому что новые вызовы, масса проектов, которые необходимо реализовать.
Президент с ходатаями соглашается и даже немного похваливает их:
– У вас действительно положительная динамика за все предыдущие годы; это результат вашей в том числе работы, вашей и всей вашей команды. Уверен, что, если поговорить с гражданами, они укажут на многие недостатки, это само собой разумеется, но тем не менее в целом работа вполне удовлетворительная, – это Путин курскому губернатору. Другим было сказано примерно то же самое.
Теперь о том, зачем это делается. Оставим пресс-службам говорить о желании губернаторов доделать успешно начатое. Конечно, есть глобальный вопрос: зачем вообще всё это устраивать – результаты выборов предсказаны заранее, дело только в долях процентов. Сами выборы в России потеряли свой изначальный смысл. По всей видимости, в Кремле пока не решаются отменить закон о выборах губернаторов, принятый на волне псевдодемократизации после событий 2012 года. И, стало быть, пока закон есть, его надо исполнять. Тогда возникает другой вопрос: зачем вдруг понадобились досрочные выборы? На него существует несколько ответов.
Есть такое учреждение – Институт социально-экономических и политических исследований, возглавляемый Дмитрием Бадовским. ИСЭПИ считается генератором идей для администрации президента. Именно этот институт разработал печально известную систему местного самоуправления, которая по сути МСУ вывела под корень. Так вот, идея массового переноса губернаторских выборов принадлежит этому же заведению. Эксперты ИСЭПИ считают, что выборов стало слишком много и они сильно разбросаны по времени. Например, в 2017 году, предшествующем выборам президента, должны были истечь полномочия двадцати двух глав регионов, в том числе и саратовского губернатора Валерия Радаева. Практически в этих субъектах избирательные кампании пришлось бы проводить в течение трех лет подряд: думские выборы, губернаторские, президентские.
В докладе ИСЭПИ делается такой вывод: «Столь длительный федеральный цикл выборов, первый в российской истории, чреват ослаблением политической стабильности в этих субъектах и нарастанием усталости избирателей к ключевым, президентским выборам». К тому же не исключены случаи, когда недовольство людей тем или иным губернатором может отразиться на голосовании за президента. Наверное, нет смысла писать, кто им будет.
Есть еще по крайней мере две причины проводить выборы в этом году. Первая: проблемы, захлестнувшие макроэкономику России, еще не дошли до обычных граждан. Но не факт, что в будущем году дорогие россияне не ощутят на себе последствий начинающегося кризиса. Причина вторая: не испарился пока еще патриотический подъем под лозунгом «Зато Крым наш!» И любой региональный глава может на этом сыграть. Даже Валерий Радаев. Нам хотя и не доверили курировать какой-нибудь крымский район, зато в Крыму побывал министр Шинчук и еще несколько деятелей. А это, согласитесь, неоценимая и эффективная помощь.
Камень на шее станет легче?
Понятно, говоря о перевыборной эпидемии, охватившей российские регионы, нельзя не говорить об экономике. Но не в парадно-пиаровском ключе: выполнено-перевыполнено-повышено-улучшено-достигнуто. Говорить надо о реалиях. А их можно сравнивать или камнем на шее, или с удавкой, кому как нравится.
По оценкам Standart & Poor’s, основанным на данных минфина, российские субъекты и муниципалитеты по состоянию на 1 апреля 2014 года накопили 2,03 триллиона рублей долгов. Задолженность по банковским кредитам регионов и муниципалитетов составила более 820 миллиардов. Самыми задолжавшими регионами, по оценке S&P, являются Мордовия и Чукотка. Их долги по отношению к собственным доходам на 1 апреля составили 150 и 109 процентов соответственно. Следом идут Белгородская область (98%), Северная Осетия (95%) и Саратовская область (92%). К накоплению таких гигантских долгов привело прежде всего исполнение социальных обязательств по майским указам Владимира Путина.
Сам же президент на совещании 7 мая попытался изменить ситуацию. Президент дал правительству указание принять меры, чтобы снизить для регионов ставку по банковским кредитам, заместить их бюджетными кредитами, реструктурировать прежние долги, изменить методику расчета средней зарплаты.
Непроясненным остался только один вопрос: где же взять деньги на исполнение этих поручений в условиях рецессии и конфликта с Украиной? Эксперты считают, что есть один простой ответ: девальвация. Кроме того, правительство должно установить максимальную планку по уровню долгов и продлить срок возврата кредитов, которые субъекты получили из федерального бюджета до 1 января 2014 года. Из регионов уже последовали отклики, исполненные чувством глубокой благодарности.
Однако далеко не все преисполнились радостными чувствами. Бывший заместитель председателя ЦБ Сергей Алексашенко пишет, что предложенные меры трудно оценивать без улыбки. Сначала он, как и многие, указывает на причинно-следственную связь между долгами регионов и майскими указами. «Расходы на образование в региональных бюджетах выросли на 15%, тогда как доходы – всего на 1,7%; совокупный дефицит регионов вырос более чем в два раза; долг региональных бюджетов – более чем на 10%».
Предложенные Владимиром Путиным меры у Алексашенко тоже восторга не вызывают: «Правительству поручено, во-первых, подумать над тем, а не выдать ли регионам гарантии по их займам и не заместить ли банковские кредиты кредитами минфина? И то, и другое ударит по доходам Сбербанка и ВТБ, которые стали основными заимодавцами для регионов, но пусть терпят – делиться надо! Во-вторых, правительству предлагается ввести дополнительные ограничения на рост задолженности регионов, т. е. окончательно лишить их права выбора. Если в прошлом году регионы могли или «резать» все иные расходы бюджета (главным образом, инвестиции, которые сократились на 5%), или идти на поклон к банкирам и повышать зарплаты за счет наращивания долга, то в этом году все точки над i поставлены чётко. Рецепт один – сокращать все прочие расходы ради того, чтобы выполнить предвыборные обещания Владимира Путина».
Кстати, в поручениях президента есть такой пункт, понять смысл которого простому человеку невозможно: «рассмотреть вопрос о целесообразности совершенствования методики расчёта средней заработной платы по региону Российской Федерации для установления её целевого показателя, используемого при повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и перспективном планировании расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели».
Алексашенко переводит это на русский: «подкрутить» статистические данные, чтобы повышение зарплат на бумаге было, а в жизни – как получится».
Согласитесь, в такой ситуации, чем скорее пройдут губернаторские выборы, тем лучше, пока не придавило лавиной экономических проблем. А там можно ждать нефти по 200 долларов или другие виды русского авось.
Козыри битые и небитые
Пойдет ли «народный» губернатор на общенародные выборы?
Почти точно, сроки его переназначения (выборов) с 2017 года будут сдвинуты: дабы не мешать выборам большим. Но на нынешний год или на 2015-й? По нашему мнению, тут как в анекдоте: «возможны варианты».
Вариант первый: все-таки в этом году. У этой версии, кстати, немало сторонников. Они, как говорится, каждое лыко шьют в строку. И сделанные Радаевым пару раз невнятные намеки, мол, готовьтесь, соперники. И тот факт, что ремонт моста не вызвал ожидаемого коллапса и, очень возможно, завершится раньше намеченного срока. Сторонники этого года выборов подмечают, что мост должен открыться аккурат накануне дня голосования. Сюда подверстывают и открытие филармонии. И пусть Москва после пожара быстрее строилась, чем наша филармония ремонтировалась, все равно достижение, которое можно приписать действующему главе. И даже намерение создать музей трудовой славы и организацию для создания музея благотворительного фонда «Звезда» тоже рассматривают как предвыборный шаг.
Еще несколько козырей, судя по всему, будут биты. Это строительство нового аэропорта и моста в Балакове. Да, министр транспорта РФ Максим Соколов обещал чем-то помочь, но куда более масштабные проекты сворачиваются из необходимости изыскать средства на Крым: мост через Лену, порт в Тамани. Так что рассчитывать, что Москва будет тратиться на «неочевидные» с ее точки проекты, вряд ли стоит.
С другой стороны, и этот набор успехов, да еще урожай (если его не будет, можно нарисовать), да безотказная выборная система Саратовской области вкупе гарантируют успех.
Если не одно большое «но». Это состояние нашей экономики. Вот что пишет интернет-портал «Слон.Ру»: «СП отчиталась о проверке платежеспособности пяти регионов – Башкортостана, Красноярского и Ставропольского краев, Смоленской и Саратовской областей. Оказалось, что за последние три года долг каждого из них вырос в 2–5 раз. Этот показатель включает все виды заимствований региона – бюджетные кредиты из центра, кредиты от банков, долги по ценным бумагам.
Саратовская область вышла за критическую черту госдолга, разрешенную законом: в 2013 году ее долг превысил собственные доходы, превышение составило 2,3 процента.
Ни один из пяти регионов уже не в состоянии на 100 процентов выполнять хотя бы первоочередные и социально значимые обязательства за счет собственных доходов. По этому показателю платежеспособность Саратовской области упала до 72 процентов».
Косвенным подтверждением бедственного состояния экономики может служить внезапное увольнение министра финансов области Александра Ларионова: так в древности убивали гонцов, принесших дурные вести. (Об отставке Ларионова подробно см. стр. 5.)
На выборных перспективах господина Радаева экономика может сказаться по-разному. Или ему дадут еще год на исправление ситуации, тем более что власть решила несколько ослабить финансовый пресс на регионы. Посмотреть, справится ли он в изменившихся условиях. Или прислать нового губернатора в надежде, что уж он-то вытянет область из того места, в котором она оказалась.
Ни то, ни сё. Ни вверх, ни вниз
Сергей Казимов, инженер контрольно-измерительных приборов и автоматики:
НА ВОЛНЕ КРЫМСКИХ НАСТРОЕНИЙ, ДО НАЧАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА
Народ стал доверять власти на волне крымских патриотических настроений, и на гребне этой волны решили провести досрочные выборы. Может быть, решили установить всенародно выбранную власть, пока не начнется экономический спад. Если проводить выборы в срок, к этому времени накопятся проблемы, уровень доверия как к федеральной, так и к региональной власти упадет.
Если в Саратовской области будут досрочные выборы, Володин даст отмашку – выберут Валерия Радаева. А если Радаев совсем растерял доверие, назначат другого.
Анатолий Леонтьев, системный администратор:
ГРАМОТНЫЕ ЛЮДИ ЕСТЬ, НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ СЕБЯ ПРОЯВИТЬ
Я пока не вижу причин, чтобы назначать досрочные выборы. Регион за два года, мне кажется, никуда не сдвинулся – ни вверх, ни вниз. Как был ворох проблем, так он и остался. Долгострои, недовольные граждане, грозящие перекрыть дороги. Но ситуация может измениться в любой момент.
Альтернативы есть всегда. В партии власти много исполнительных людей, на которых сейчас делается ставка. Если нужен будет инициативный человек, всегда можно выбрать «варяга». Среди неединоросов тоже найдутся грамотные люди. Проблема в том, что народу о них ничего не известно. У них нет возможности себя проявить в сфере управления регионом. Всё сейчас подмяла под себя одна партия. Можно вспомнить, как они изводили своего же однопартийца Ипатова. А что будет, если губернатором окажется представитель другой партии? Работать ему не дадут, палки в колеса будут вставлять с удовольствием, несмотря на то что это будет негативно сказываться на простых людях.
Елена Носова, продавец-консультант:
НАРОД УСТАЛ ОТ БЕСКОНЕЧНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
На мой взгляд, народ устал от этих бесконечных, друг за другом, избирательных кампаний. Во время них льется только ложь, лицемерие. Народ окончательно запутывается. Уже не до изучения предвыборных программ, просмотра теледебатов. Досрочные выборы саратовского губернатора в будущем году я не приветствую. С другой стороны, когда губернатора назначает президент, тоже неправильно. Лично я не во всем доверяю мнению президента. Уж лучше частые выборы, чем назначения.
Если досрочные выборы губернатора будут в ближайшем году, то я, как и большинство других людей, буду голосовать за Валерия Радаева. Его карьера на посту губернатора не сказать что особенно блестящая, скорее, заурядная, посредственная. Но достойных конкурентов ему пока нет, по крайней мере никто о них не знает.
Олег Лимановский, председатель регионального отделения партии «Великая Россия»:
ПРОЕКТ «РАДАЕВ» ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ К ВЛАСТИ ФАДЕЕВА
Как мне кажется, Радаев покинет свой пост очень скоро. Возможно, через несколько недель уйдет в отпуск и не вернется. Учитывая экономическую катастрофу задолженности области, проблемы с ЖКХ, транспортом и торговлей, всё сводится к одному.
Его место традиционно будет штурмовать Олег Грищенко, но перспектив у него крайне мало, так как команда Фадеева ближе к Володину, и, на мой взгляд, проект «Радаев» и создавался с целью привести к власти в регионе Дениса Фадеева. На сегодня именно Фадеев является «приемным сыном» Вячеслава Викторовича. Нестеров для этой должности еще мал. Алешина свой авторитет утратила. А Капкаев по сравнению с Фадеевым фигура не раскрученная, но «антикризисная» – предназначение у него другое, на мой взгляд.
Что касается выборов вообще: выборы никогда и нигде не проходят честно, как я считаю. Смесь пропаганды и контрпропаганды не дает абсолютно никакой информации о личности кандидатов. Да и власть не такая глупая, чтоб раздавать свою власть «кому попало». Демократия – это хороший миф о свободе и красивый развод для избирателей. Выборы в принципе не нужны, все и так знают их итог, тем более в России.
[кстати сказать]
Александр Пантелеев, политолог:
Вчера было рано, а завтра будет поздно
Сложилась благоприятная обстановка для проведения перевыборов: высок рейтинг В. В. Путина, эйфория по поводу присоединения Крыма, пока что нет явных признаков стагнации экономики и различных непопулярных мер наподобие введения социальных норм потребления. Спустя некоторое время эйфория пройдет, сопровождающее её ожидание перемен жизни к лучшему не оправдается. Ситуация как в России перед революцией 1917 года: «вчера было рано, а завтра будет поздно». Неблагоприятная экономическая ситуация, а тенденция таковой прослеживается, может затруднить перевыборы, причем не по результату, а по процедуре.
В России есть усталость от практически стопроцентной предсказуемости их результатов, гражданам просто неинтересно ходить на выборы. Так что выборы можно проводить и чаще, лишь бы была интрига, лишь бы избиратели смогли почувствовать себя причастными к результатам.
Саратовская область вполне может пойти на досрочные выборы губернатора. Причина – та же, что и везде, с одним дополнением: наша область пока что не может заявить о себе как об экономически успешной, налицо высокий уровень государственного долга. Это опасно для полноценного финансирования здравоохранения, дорожного строительства и ремонта, социальной сферы в целом. Признаки уже есть.
Досрочные выборы обычно связываются с желанием первых лиц субъектов Федерации выявить уровень доверия населения. В случае ухудшения экономической ситуации в стране в целом и дотируемом из федерального бюджета нашем регионе в частности можно прогнозировать рост психолого-политической напряженности. Прямое следствие – снижение уровня доверия к власти.
Основанием для предвыборной платформы может послужить ответ на совокупность существующих угроз, в том числе и связанных с международными санкциями против России. Осязаемый результат – итоги голосования телезрителей на последнем шоу «Евровидения»: 20 (!) стран не дали ни одного балла великолепному российскому дуэту. Постоянно сообщается о нарастающем бегстве капитала из России, все понимают, что возрастет нагрузка на федеральный бюджет вследствие присоединения Крыма. Практически ничего не делается для изменения характера межбюджетных (центр – субъект Федерации) отношений, давно пора привести в соответствие адресность уплаты налогов и место работы предприятия. Сохраняется неуверенность в том, что область найдет дополнительные средства для пополнения бюджета, не связанные с финансовым давлением на население.
Что ждет население? Ответ на вопрос о перспективах жизни каждого в сложившейся после присоединения Крыма ситуации, снижение уровня беспокойства по поводу конфликта с Украиной, фактической потери Украины как буфера между НАТО и Россией, роста оборонного бюджета, который актуализирует скрытый страх военной угрозы.
Другие вопросы, на которые также ждут ответа от губернатора, традиционны: рост коммунальных платежей, медицина, дороги, рост цен на продукты питания, инфляционные ожидания.
Ответ на вопрос относительно альтернативы Валерию Васильевичу Радаеву одновременно и простой, и сложный. В принципе нет конкурента, который имел бы политический вес, равный весу действующего губернатора, тем более что Валерий Радаев ничем не скомпрометировал себя, что для нашей области вполне экзотично. Вопрос сложен потому, что вопрос о кандидатуре на пост губернатора решается не в Саратове.