Портфель без министра

Оценить
Специалист, полтора десятилетия содержавший в порядке непростые финансы Саратовской области, ушел «по собственному»

Областное правительство покинул его старожил – министр финансов Александр Ларионов. Увольнение по собственному желанию случилось стремительно, никакой информации о конфликтах и противоречиях Ларионова с его непосредственным начальником не было. И вот во вторник, 13 мая, на информационных лентах появились новости о том, что Ларионов написал заявление с просьбой уволить его. Радаев отставку самого опытного министра своего правительства принял без проволочек. Это, собственно, наталкивает на крамольные размышления о том, что отставка случилась неспроста.

Или Александру Степановичу надоело разжевывать своим коллегам тонкости бюджетного процесса, или Радаев решил пристроить на хорошее место молодого Александра Выскребенцева, или Ларионов осмелился высказать свое мнение по поводу состояния областной казны... История об этом умалчивает. Собственно, сейчас это уже и неважно.

А важно то, что региональное правительство потеряло специалиста экстра-класса. Человека, досконально разбирающегося в бюджетных хитросплетениях, знающего закоулки московских финансовых учреждений, умеющего выстраивать отношения с депутатским корпусом.

Единственным минусом Александра Ларионова была его абсолютная закрытость для прессы. Никогда никаких комментариев журналистам Ларионов не давал. За очень редкими исключениями, которые подтверждали правило, раз и навсегда установленное для себя Александром Степановичем.

От Аяцкова до Радаева

Как гласит официальная справка, Александр Ларионов с 1976 года работает в финансовой системе области. Прошел путь от должности экономиста в Саратовском областном финансовом отделе до первого заместителя министра финансов. В 1998 году Александр Ларионов назначен министром финансов Саратовской области. На этом посту работал до 13 мая 2014 года.

То есть министром финансов Ларионов стал при губернаторе Дмитрии Аяцкове в лихие девяностые. Но тот момент, в 1998 году, кабинет министров Аяцкова решал непростые финансово-экономические вопросы. Кризис неплатежей, взаимозачеты, становление всей финансовой системы области, переход к новому Налоговому кодексу и прочее, прочее, прочее. То есть жизнь у кабмина была непростой. Столь же сложными были отношения правительств с региональным законодательным собранием. Несмотря на продекларированные мир и дружбу депутаты не упускали возможности пощипать чиновников. При этом, понятно, разбирались в бюджетном процессе они в большинстве своем не самым лучшим образом. Но требовали разъяснений по каждому маломальскому вопросу. И терпеливый Ларионов проводил среди депутатов уроки бюджетного ликбеза. Причем делал это весьма профессионально, но без какого-либо подобострастия. Депутаты министра слушали, слышали и, что совсем уж сегодня странно, старались понять. И, случалось, понимали. По крайней мере через какое-то время переставали задавать совсем смешные вопросы.

Собственно, уроки усваивались ненадолго, и на следующий год в ходе работы согласительной комиссии при формировании бюджета Ларионов давал очередной урок финансовой грамотности. Потом созыв заканчивался, всё начиналось по новой. И так пять раз. Впрочем, последние два созыва депутаты не считают нужным разбираться в тонкостях бюджета...

В 2005 году Дмитрия Аяцкова отправили в отставку. Его место занял сибарит Павел Ипатов, который поменял весь кабинет. За исключением Александра Ларионова. Судя по всему, в команде Ипатова, вывезенной из Балакова, не нашлось специалиста уровня Ларионова. При всем скепсисе по отношению к Ипатову нельзя отрицать того, что Павел Леонидович – образованный человек, понимающий необходимость правильного учета бюджетных средств. Тем паче что при Ипатове настали времена больших кредитных заимствований. А это ноша минфина. Потому как кредиты надо взять, определив кредитора на конкурсе. Надо минимизировать проценты кредитных ставок, учесть долю кредитов в общем объеме бюджета и так далее. Всё это – работа минфина. Причем идущая в нагрузку к основной деятельности.

Понятно, вину за возросший долг области позже возложили на Ипатова, но законы, которые правительство должно было обеспечивать финансово, принимала дума. Но речь не о канувших в Лету взаимоотношениях двух ветвей власти.

На каждом заседании думы принимались изменения в бюджет. Докладывал, отвечал на вопросы и выдерживал атаки депутатов Ларионов. Ипатов понимал, что финансы – это важно, но не понимал, почему в казне нет средств. Ларионов старался объяснять. Возможно, Павлу Леонидовичу и не нравились разъяснения министра финансов, но он их понимал. И, куда деваться, принимал.

И Аяцков, и Ипатов неоднократно перетасовывали свои кабинеты министров. Уходили и приходили вице-губернаторы и зампреды, руководители министерств и ведомств. Неизменным оставался только министр финансов Александр Ларионов.

Валерий Радаев, поменяв кабинет председателя областной думы на более статусное кресло губернатора, свое правительство формировал долго. Сложности были с подбором кандидатур на многие посты. Во-первых, желающих было не очень много, во-вторых, согласования по каждой кандидатуре проходили не только на Московской, 72, но и в Кремле. Или на Старой площади. Короче, кандидатуры претендентов утверждал сам Вячеслав Викторович Володин.

А Володин Ларионова знает. Знает то, что Александр Степанович – профессионал. Абсолютно аполитичный человек, который работает в команде и на команду. Короче, Ларионов был согласован и назначен одним из первых. Что, собственно, неудивительно.

Снежный ком?

Два года работы правительства промчались как один день. Валерий Радаев, скорее всего, был очень удивлен, когда выяснилось, что денег не хватает ни на что. И приходится брать всё новые и новые кредиты. За последние два года долг области с ипатовских 32 миллиардов медленно, но верно приближается к пятидесятимиллиардной отметке. Но средств всё равно не хватает. А тут еще перекрыли кран бюджетного кредитования. Сам Радаев объяснил это ревностью других губернаторов, у которых блата в администрации президента нет, и потому бюджетные кредиты им не обламываются.

При этом собственные налоговые поступления бюджета сокращались. Не без помощи федерального центра, который «засовершенствавал» налоговое законодательство в шишки.

Говорят, что в последнее время Радаев был не очень доволен министром финансов. В первую очередь потому, что тот не привлекал деньги в казну. То, что это никак не вяжется с функциями минфина, Радаев понять не может.

Вполне вероятно, что Ларионов не всегда молниеносно выполнял указания губернатора о перечислении средств на тот или иной объект. Но наверняка делал это исключительно потому, что денег на тот момент на счетах не было.

Очень сложно говорить о том, что делал или не делал самый закрытый, уже бывший министр финансов. Но то, что он знал, сколько и куда нужно перечислить, откуда должны поступить средства, когда и в каком объеме, это точно.

А еще у Ларионова, безусловно, были многолетние налаженные связи в минфине РФ и прочих государственных финансовых институтах. Ежегодные отчеты об исполнении бюджета всегда проходили согласования в минфине РФ без каких-либо проволочек.

Теперь новому министру придется налаживать собственные контакты в этом предельно консервативном учреждении.

Федералы приезжали за опытом

Одним из первых достижений Ларионова стал перевод бюджета на казначейское исполнение. Случилось это без малого 14 лет назад на границе тысячелетий. Это была новация общероссийского масштаба. Саратовская область перешла на казначейское исполнение бюджета первой. И федеральные финансисты приезжали к нам перенимать опыт.

Последний плюс работы ведомства под руководством Александра Ларионова отражен в аналитической записке о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года, подготовленной председателем Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой. В документе отмечается, что основными причинами осложнения финансового положения регионов явились общее ухудшение экономической ситуации в стране, снижение поступлений налога на прибыль в доходы региональных бюджетов, значительное увеличение расходов, в том числе на исполнение указов президента РФ от 7 мая 2012 года.

По данным счетной палаты, в Саратовской области аудит выявил целый ряд положительных моментов. С целью оптимизации госдолга области принимались решения о досрочном погашении банковских кредитов. Так, за 2012 год досрочно были погашены 14 из привлеченных в 2010-м, 2011-м и 2012 годах банковских кредитов. Объем расходов на обслуживание кредитов в результате досрочного погашения уменьшился на 1721,1 млн рублей. Также отмечено положительное изменение структуры саратовского госдолга по видам долговых обязательств. На начало 2010 года 90,3% от его общего объема приходилось на банковские кредиты. Доля бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, в структуре долга области составляла лишь 8,4%. При этом на 1 января 2013 года доля банковских кредитов снизилась с 90,3% до 56,4%, а доля бюджетных кредитов возросла с 8,4% до 43,6%. Все указанные мероприятия приводят к снижению долговой нагрузки, поскольку процентная ставка по банковским кредитам варьировалась от 8% до 15,5% годовых, по бюджетным кредитам – от 1,9% до 4,1% годовых (http://www.regnum.ru/news/economy/1800414.html#ixzz31n1rd7c8).

Выход на замену

Сегодня исполняет обязанности министра финансов Александр Выскребенцев. Совсем молодой человек, родился он 24 сентября 1981 года.

В 2003 году окончил саратовский эконом. А трудовую деятельность начал в 2002 году в минфине регионального правительства, в контрольно-ревизионном управлении министерства. То есть в структуре, которую возглавлял Александр Ларионов.

Дальше, как гласит официальная справка: «с ноября 2004 года по октябрь 2005 года работал в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора территориального управления в Саратовской области. С октября 2005 года по май 2008 года работал в министерстве финансов Саратовской области.

С июня 2008 года по апрель 2012 года работал в Счетной палате Саратовской области в должностях начальника инспекции по контрольно-ревизионной работе и аудитора.

6 апреля 2012 года постановлением губернатора Саратовской области назначен на должность министра Саратовской области – председателя контрольно-аналитического комитета области».

То есть два года министерского стажа у Выскребенцева есть. Но контрольно-аналитический комитет и министерство финансов – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

 


[кстати сказать]

Сергей Наумов, директор Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г. В. Плеханова

ТЕПЕРЬ ПРОФЕССОР ЛАРИОНОВ СМОЖЕТ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ УДЕЛЯТЬ НАУЧНОЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

В правительстве проходит плановая ротация. И это неудивительно. Перед регионом стоят серьезные вызовы, прежде всего в финансовой сфере. Они требуют новых подходов, поэтому губернатор рекрутирует кадры, которые смогут эффективно и быстро решать поставленные задачи.

При этом совершенно верно, что и от опытных кадров команда Валерия Радаева не отказывается. Уверен, что Александр Ларионов будет востребован в правительстве в качестве эксперта и консультанта.

Теперь профессор Ларионов сможет больше времени уделять научной и преподавательской работе, и наши студенты смогут чаще встречаться с ним в учебных аудиториях.

Владимир Титаев, заслуженный экономист России:

КАФТАН ЧИНИТЬ УСТАНЕШЬ

Александра Ларионова я знаю десятки лет, и я могу охарактеризовать его лишь как большого профессионала своего дела, который видел проблемы региона, понимал их и пытался решать.

Я бы не стал связывать его уход напрямую с госдолгом. Последний возник не из-за его непрофессиональной работы, а, скорее, из-за внешних условий, в которых оказалась область. С одной стороны, с возрастающими год от года социальными обязательствами, прописанными федеральным законодательством, а с другой – с сокращением налогооблагаемой базы. Хотя эти обстоятельства могли подтолкнуть его самого к такому решению: что называется, дырявый кафтан чинить устанешь.

Александр Степанов, экс-министр экономики и инвестиционной политики области, член общественной палаты:

ЕГО УХОД МОЖЕТ СЫГРАТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ

Александр Степанович – высочайшего уровня специалист, в сложнейшей ситуации в области он все-таки находил компромиссные решения. На мой взгляд, его уход может даже сыграть отрицательную роль: все-таки за эти годы был набран опыт, накоплены определенные связи с федеральным центром, что также немаловажно. Будем надеяться, что потенциал Ларионова будет использоваться хотя бы в консультативных структурах.

(http://saratov.kp.ru/online/news/1733923/)