Май для ремесленников

Оценить
В Саратове закончилась ещё одна строительная выставка

Недавно на Театральную площадь Саратова завернула улица Ремесленников. Только вот просуществовала она недолго – до закрытия межрегионального строительного форума и выставки «Олимп-2014», в рамках которой и появилась. Всё это состоялось на минувшей неделе, когда жителям города продемонстрировали много интересного.

Как и на прочих подобных мероприятиях, часть экспозиций выставки была размещена в сооружённом на площади павильоне, а часть на улице. Уличная выставка отличалась богатым набором интересных стендов. На «улице Ремесленников» можно было даже выделить несколько условных «кварталов» – железный, кожаный, керамический и деревянный.

Твёрдый, мягкий и хрупкий мир

За железной оградой высился железный фонарь, стояли железные столики, на них красовались железные розы в железных вазах. С железной решётки на изнывающих от жары посетителей смотрели железные листья и железная же виноградная гроздь. Квартал охранялся железными людьми – один целился в прохожих из железного ружья, другой ловил рыбу на железную удочку.

Всю эту красоту изготовили мастера фирмы, специализирующейся на художественной ковке металла. Компания принимает заказы на изготовление любых предметов – шкафов, столов, кроватей, лестниц. Как пояснил представитель стенда, на кованую мебель сейчас имеется хороший спрос. Изготовление стальной кровати стоит от 20 тысяч рублей, железные розы обойдутся в 2–2,5 тысячи рублей за штуку, оригинальный кованый фонарь оценивается минимум в 15 тысяч рублей.

Следующий стенд предлагал продукцию из натуральной кожи – браслеты, шкатулки, вазы и даже магниты на холодильник! Магниты были украшены символами Саратова и яркими рисунками, вазы – цветными камушками, шкатулки выполнены в причудливых формах (например, в виде шляпы). Как пояснил мне мастер-изготовитель, в вазы можно спокойно наливать воду. Стоили такие оригинальные небьющиеся вазы около двух тысяч рублей за штуку, магниты оценивались в150 рублей, браслеты – от 200 рублей и выше.

Рядом с кожаными изделиями красовались деревянные дощечки, украшенные, как мне сначала показалось, детскими рисунками. Однако мастер пояснил, что на самом деле это работы взрослых художников. Дощечки представляли собой демонстрацию социального проекта «Наш дом», суть которого в следующем: люди рисуют своё видение внутреннего убранства квартиры, а потом рисунки собираются вместе, образуя своеобразный «многоквартирный дом». На вопрос о целях инициативы мужчина ответил так: «Это социально-художественный проект, он не для чего». Выставку работ планируется проводить каждый квартал, а сам проект сделать межрегиональным.

Как сохранить память?

Май для ремесленниковНа следующем стенде лежал крокодил. Его окружали вазы и горшки, само животное тоже было сделано из керамики. Самый дешёвый горшок отдавался за 500 рублей, средних размеров ваза стоила 1400. «Люди легко уносят всё это. В России ведь живём», – заметил один из посетителей выставки. У мужчины на выставке была вполне конкретная цель с грустной пре­дысторией. Дело в том, что в многоквартирном доме, где он живёт, произошёл трагический случай – выпал из окна и погиб мальчик. На месте гибели было решено установить вазу в виде лебедя. Памятное украшение предусмотрительно закрепили, но это не помогло – через некоторое время ваза пропала, осталось только прибитое к земле основание. Теперь мужчина ищет бетонную вазу – килограммов под 120. Её утащить будет гораздо сложнее. «Прежде чем у нас облагородить что-то, надо облагородить души людей», – сказал он.

Напротив стенда с вазами красовался ещё один гончарный «зоопарк» – на гостей выставки невинно взирали кошечки, ёжики, рыбки, медвежата... всего по 50 рублей за фигурку! С трудом прошел мимо этой милой красоты – рука так и лезла за бумажником сама собой.

Некоторые стенды предоставили посетителям возможность воочию понаблюдать за процессом производства своей продукции. Например, у кованой ограды расположился кузнец с наковальней, а по соседству с керамикой – гончарный круг, на котором происходило выкручивание (именно так правильно называется этот процесс) горшков. На другом стенде брутальный мужчина в бандане громко работал бензопилой, засыпая соседей по улице Ремесленников дождём из свежих опилок. Предлагались услуги по художественному вытачиванию из дерева гномиков, пёсиков и прочих фигурок, которые могут скрасить унылость ваших дачных участков.

Любовь в стиле «граффити»

Май для ремесленниковВ самом углу уличной выставки любой желающий мог в прямом смысле этого слова выпрыснуть всю накопившуюся любовь к Саратову. Один из магазинов города, реализующий баллончики с краской, изготовил несколько картонных шаблонов, на которых красовалось: «Я (сердечко) Саратов». Признание в любви к родному городу было выполнено в стиле «граффити». Посетители могли совершенно бесплатно надеть перчатки и с помощью шаблона, картонки и баллончиков самостоятельно сделать себе на память такую открытку. Как рассказал мне общительный владелец магазина, в любимом городе одной продажей красок много не заработаешь – приходится заниматься и рекламой, и разработкой дизайн-проектов, и художественным оформлением... Кроме этого, молодой парень не забывает и про социальную деятельность, проводя мастер-классы в детских домах области.

Интересные экспонаты нашлись и в павильоне выставки. Например, там я встретил уже знакомых нашей газете студентов СГТУ Романа Шишкина и Даниила Янкилевича (см. статью «Неуютный наш городок» в номере от 17.12.2013 г.). Ребята находились здесь в качестве сотрудников некоей проектно-образовательной «группировки» университета, предлагающей услуги по печати светильников из пластика и гипса. Я не ошибся, именно «печати» – ведь современные технологии позволяют создавать замысловатые фигуры, просто печатая их на 3D-принтере. Клиенту остаётся только определиться с обликом будущего светильника, после чего провести в уже готовое изделие подсветку. Как пояснили молодые люди, «группировка» занимается не только светильниками, но другими интерьерами дома – возможна «визуализация любой сложности в пределах разумного». А желающим самим обучиться компьютерному моделированию предлагают специальные курсы.

Чуть подальше располагался стенд, глядя на который, можно было впасть в лёгкий транс. Множество пузырьков гипнотизирующе поднимались вдоль полупрозрачных подсвечивающихся панелей, рядом струился водопад... Все эти штуковины называются «аквадизайном» и изготавливаются в Саратове. Как рассказала мне владелица фирмы, идею несколько лет назад нашёл в Интернете её муж. Средства на организацию бизнеса паре удалось получить при помощи областной программы развития предпринимательства, а потом они смогли бесплатно поучаствовать в выставке во дворце спорта, организованной центром занятости. «Мы сделали один образец – этого было достаточно», – пояснила женщина.

Предприниматель считает свой бизнес успешным. Цена пузырьковых панелей начинается от 18 тысяч рублей за кв. метр, панель с водопадом стоит 20 тысяч рублей за кв. метр. По мнению предпринимательницы, для развития саратовского малого бизнеса была бы полезна более значительная финансовая поддержка государства, а «ещё хотелось бы, чтобы чиновники не лоббировали чьи-то отдельные интересы и все были на равных».

В центре города планируется подземная парковка

Выставку посетил и глава администрации Саратова Александр Буренин. Он уделил много внимания стенду с оцинкованным антикоррозийным профилем и подъёмниками для автогаражей. «Мы сейчас презентовали вертикальные парковочные места, – рассказал глава администрации корреспонденту «Газеты недели». – Планируем сделать от трёх до десяти в центральной части города, чтобы разгрузить пробки. Роторные или гидравлические парковки нужны, чтобы поднимали в одном месте 15 или 16 автомобилей. Но так дорого – нет, не можем себе позволить. Надо смотреть, чтобы всё было гораздо дешевле. Одновременно мы сейчас готовим документацию, чтобы вот здесь сделать подземную парковку, но так дорого – тоже нет, не купим оборудование».

Как выяснилось, подъёмники фирмы стоили около 3,5 млн рублей.

«Для Саратова это очень дорого», – пояснил Буренин. По его словам, о желании администрации установить парковки было объявлено в Торгово-промышленной палате Саратовской области. Теперь чиновники ожидают предложений от местного бизнеса, который «заинтересуется этим делом».

 


[кстати сказать]

Концепция уместной рекламы

Как считает главный архитектор Саратова Александр Кискин, ковёр из рекламных этикеток в центре города мешает гражданам, а «зрительный шум» от вывесок привёл к тому, что действие рекламы попросту нивелируется. По мнению главного архитектора Фрунзенского района Саратова Елены Ерёминой, вследствие бесконтрольного размещения рекламы архитектурный облик города снижается. Для решения этой проблемы чиновниками была разработана новая концепция размещения рекламы на фасадах, обсуждение которой прошло в рамках состоявшейся выставки.

Вообще-то концепцию размещения рекламы как отдельно стоящих объектов начали готовить где-то 1,5 года назад. На одной из стадий этой работы удалили из центральной исторической части города около 280 не вписывающихся в концепцию объектов. Сейчас идёт этап замены оставшихся по схеме размещения объектов на новые. Согласно новой концепции размещаемые объекты должны учитывать архитектурные особенности фасадов исторических зданий и взаимодействовать с ними, а не конкурировать.

Недопустимо использование в центре города фальш-фасадов (например, панелей) и явно неуместной рекламы. Заклеенные наглухо стёкла создают у людей недружелюбное ощущение, поэтому витрины должны быть только прозрачными. И само собой, все вывески должны своевременно чиститься.

Разумеется, это далеко не полный перечень новых правил и рекомендаций, однако на текущий момент концепция существует только в проекте. После утверждения она будет распространяться на центральную часть города, условно расположенную между Соколовой горой, улицей Большая Садовая и берегом Волги. Как пояснил Кискин, ничего нового саратовские чиновники не изобрели, а только использовали опыт Москвы и Санкт-Петербурга.

По просьбе корреспондента «Газеты недели» главные архитекторы назвали примеры самых удачных и неудачных вывесок в центре города. Среди удачных назвали клуб «Гранд Мишель» с шикарными панелями-кронштейнами, сеть кофеен «Кофе и шоколад». Наиболее плохими Кискин считает вывеску на магазине «Шубы» на проспекте Кирова, Ереминой на том же проспекте не нравится вывеска торгового дома «Лада».