Авангард – Авангард
Хотите верьте, хотите нет, но я считаю, что «Пока все дома» – очень хорошая передача. И дело даже не в том, что в воскресное утро хочется чего-то доброго, приятного, для души, то есть того, что, в общем-то, и дает программа. Просто мне очень импонирует ведущий – Тимур Кизяков, который способен разговорить любого гостя. А ведь тема одна из самых сложных – семья, близкие знаменитого человека, его путь становления. И каждый раз Тимур справляется, несмотря на все деликатные моменты.
В этот раз гостем программы (хотя так говорить неправильно, потому что, напротив, «Пока все дома» ходят в гости) стал народный артист России Авангард Леонтьев. Наверное, каждый человек, который хоть раз слышал имя актера, задавался вопросом: откуда оно? Тем более что в конце 40-х, когда родился Авангард Николаевич, так уже называли редко. История эта грустная: у Леонтьева был старший брат Авангард, появившийся на свет в 1924 году. После окончания военного училища его мобилизовали, и в 1943-м он погиб под Курском.
«Однажды я рассказывал это в старом «Современнике», на площади Маяковского, – вспоминает Леонтьев, – и вдруг Андрей Мягков, игравший тогда в театре, сказал: «А ты знаешь, что если бы твой брат не погиб, ты бы не родился?» Я опешил – эта мысль никогда не приходила мне в голову. Мама родила меня в 43 года. Напоследок. Назло врагам, фашистам, думаю».
Фронтовые письма Авангарда-старшего хранились дома, но родители не показывали их сыновьям – настолько больная для них была эта история, думает Леонтьев. А еще Александра Александровна любила возиться с детьми, но «пугала» их тем, что будет любить, только пока они маленькие, еще не пошли в школу. Папа приходил с работы поздно, всегда ложился на полчасика отдохнуть. Николай Леонтьев был главным инженером при министерстве и даже соорудил для сыновей балкон – один на весь дом, так что соседи завидовали. Тем не менее семья не была богатой: мать не работала, отец же получал достаточно скромную зарплату, поэтому был вынужден носить костюмы до последнего. Но всё же жилось счастливо, никто за деньгами не рвался, а мама учила маленького Авангарда быть честным, не брать с земли уроненную кем-то мелочь, потому что это чужое, не твое.
Впрочем, а что мы о детстве, да о детстве? Надо же и о профессии вспомнить: Авангард Николаевич считает, что актерские способности ему перешли от отца, вот только папе так и не удалось в эту стезю попасть. Кстати, педагог-артист уверен, что способности юного абитуриента можно понять с первой же фразы, хотя, для верности дела, можно послушать несколько минут. Вспомнил Леонтьев и про нашего земляка – Евгения Миронова. Тот приехал поступать на курс Табакова. Сначала его попытались отговорить – к другому мастеру поступайте, но Евгений оказался настырным, бросать дело не стал, кто-то посоветовал сходить к Леонтьеву.
«Я прослушал всё, что он читал, – вспоминает артист, – его талант был виден с первой секунды, потому что у него было одухотворенное лицо. Звоню Табакову: «Олег Палыч, есть парень из Саратова, которого, на мой взгляд, нужно брать». Потом Миронов попал уже на прослушивание к Табакову. Его приняли». А вот во внучатых племянниках Леонтьев не хочет увидеть будущих актеров, даже если у них будет искра. Говорит, что это ему перешло от мамы. Она считала, что профессия очень сложная. Авангард Николаевич вздыхает: «Нужно иметь колоссальное терпение – пережидать, пока режиссер тебя увидит. А может случиться, что тебя никто и не увидит, ты просидишь в этой полумассовке-полугрупповке». И тем не менее, уверен он, если ты прирожденный актер, то судьба тебя всё равно приведет к призванию: «Дарование жить не даст. Но не даст жить большое, стоящее дарование, ради которого стоит идти в эту тяжелую профессию. Я хорошо сейчас сказал, исчерпывающе».