Там, где стоял «Макдак»...

Оценить
В Саратове есть альтернатива американскому фастфуду?

«McDonald’s», «KFC», «Subway», «Carl’s Jr.», «Burger King»... Филиалы этих сетей ресторанов быстрого питания родом из США и с мировым именем активно работают в Саратове. Если в связи с активным обменом санкциями между США и Россией они прекратят работу в Саратове, какая альтернатива останется горожанам?

В ответ на американские санкции отечественные депутаты и примкнувшие к ним общественники заговорили о закрытии по всей стране ресторанов сети «Макдоналдс». Пока закрытие произошло в Крыму (точные причины неизвестны) и... в родном Саратове. В нашем городе на Волге «Макдак» был ненадолго закрыт в связи с кишечной палочкой, найденной в ходе внеплановой проверки Роспотребнадза на посуде, инвентаре и одежде сотрудников заведения. Позже СМИ сообщили о синегнойной палочке, найденной в кетчупе «Макдоналдса» всё тем же Роспотребнадзором (сейчас ресторан продолжает работать в штатном режиме). Не повезло и ресторану «Бургер Кинг», расположенному в одном из торговых центров города: Арбитражный суд Саратовской области оштрафовал юридическое лицо на 300 тысяч рублей. И хотя наказание касалось нарушений санитарного и технического законодательства, выявленных ещё в январе 2014 года, подозрения общественности не заставили себя ждать: уж не приступило ли саратовское правительство к «прессовке» бизнеса, связанного с недружественным североамериканским государством?

Что только ни говорили нам о качестве пищи в заведениях типа «Макдоналдс». Показывали гамбургер, который не разлагается уже чуть ли не полтора десятка лет. Наглядно объясняли, какое безумное количество сахара тратится на приготовление аппетитных булочек. Доходчиво втолковывали, что регулярно питаться такой пищей с диетической точки зрения почти равносильно самоубийству. Тем не менее, уютные залы обоих саратовских «Макдаков» всегда полны, а к прилавкам с улыбчивыми кассирами собираются неслабые очереди. Самый дешёвый «биг мак» обходится посетителям в 90 рублей, картошку фри можно приобрести за 39, 57 или 65 рублей. Охлаждающая кола стоит 65 рублей за пол-литровый стаканчик, согревающий чай – 50 рублей. «Бургер Кинг» предлагает похожие цены: самый дешёвый «биг кинг» стоит аналогично макдаковскому «биг маку», картофель фри – чуть подороже, но можно взять «детскую порцию» за 35 рублей. Чай и кола стоят столько же.

Замечу, что в том же самом ТЦ по соседству расположились «KFC», «Крошка-картошка» и ещё несколько уголков быстрого питания, но больше всего оголодавших собралось именно у касс «KFC» и «Бургер Кинг». Похоже, что многотысячные штрафы за нарушения санитарного законодательства наши граждане переоценивать не склонны. Если вообще о них слышали.

Упомянутая выше «Крошка-картошка» – как раз та российская франшиза, которой пророчат лидерство на рынке отечественного фастфуда в случае ухода с него американских торговых марок. Пусть пока эти «пророчества» и носят, скорее, юмористический подтекст. Однако с имеющимся ассортиментом достойно принять на себя ударный спрос клиентов нашей «крошке» будет непросто. У компании есть достаточно оригинальное и аппетитное картофельное блюдо в нескольких вариантах (75 рублей за порцию), но если мы рассматриваем фастфуд именно как разновидность «бургеров», то похвастаться этим видом продукции компании сложно. Посетителям предлагаются только лишь бутерброды и «роллы» (начинка заворачивается в тесто или тонкую лепёшку). Бутерброд с колбасой можно взять за 60 рублей, с куриной грудкой – уже за 95. В меню я насчитал всего семь разновидностей таких «блюд» – и смотрятся они, конечно, не так эффектно, как какой-нибудь «дабл чизбургер». Чай в «крошке» стоит столько же, сколько и в «Макдаке», а вот напиток немного подороже – 70 рублей за 0,5 литра.

Заметно больший шанс получить лавры «российского Макдоналдса» есть у саратовской сети быстрого питания «Лапти». Самый дешёвый «лапоть» (именно так в меню называется аналог «бургера») стоит 80 рублей – дешевле, чем у зарубежных конкурентов. Стаканчик чая – всего 25 рублей. А вот картошки фри в заведении я не встретил.

Наверное, было бы неправильно не упомянуть популярное в городе заведение с ярко выраженной восточной спецификой и несколько загадочным названием «Турецкий тандыр». Можно ли «донар» или «кавырму» считать аналогами фастфуда? Я думаю, почему бы и нет. В городе несколько заведений этой сети, цены в них вполне сопоставимы с «макдаковскими» и «бургеркинговскими». Например, самый дешёвый «донар» можно взять за 85 рублей, порция картошки фри стоит 55 и 70 рублей (большая и маленькая). А вот чай и пол-литра напитка дешевле – всего 30 и 55 рублей соответственно.

А теперь расскажу, чем всё-таки отличаются посиделки в заведениях типа «KFC» и «Макдоналдсе» от «Тандыров» и «Лаптей». Во-первых, во всех американских франшизных заведениях есть Wi-Fi. В наших тоже иногда встречается, но далеко не всегда. Во-вторых, уют. С прискорбием сообщаю, что посещение почти любой российской сети оставляет в душе лёгкий налёт общепита. Не могу объяснить, в чём тут точно дело, но, сидя, например, в «KFC», я чувствую, что нахожусь в отличном кафе. От вида продуманного до мелочей дизайна заведения настроение иногда поднимается само собой! А вот ланч в «Тандыре», скорее, чем-то напоминает об обеде в столовой (хотя к качеству еды наблюдение не относится). Смогут ли акулы отечественного фастфуда в ближайшее время обогнать в этом вопросе американских коллег – неизвестно. До настоящего момента они этим вопросом, похоже, не занимались. Так что если вы и переплачиваете Рональду МакДоналду или полковнику Сандерсу (символ «KFC»), смело можете считать, что переплачиваете за комфорт.

P. S. «Эту кишечную палочку можно где угодно найти, – поделился со мной владелец одной из небольших закусочных города. – Все эти разрешения и справки у нас покупаются, в Саратове нет заведений с некупленными документами». И, как пояснил этот информированный эксперт, из-за сложных отношений между Россией и США у него нет теперь в продаже хот-догов. «Эти булочки – зарубежного производства. То же самое с кетчупом и горчицей. Но для кетчупа я сейчас нашёл российский аналог. А с остальным не знаю, что делать. Сейчас наш бизнес ищет отечественную альтернативу этой продукции».