Общественная палата гневается
На расширенном заседании, где помимо членов общественной палаты присутствовали члены патриотических, молодежных и национальных организаций, было приятно обращение. Или декларация. Или заявление. Короче, документ, в котором общественная палата «выражает свою обеспокоенность ситуацией на Украине».
Но принятию документа предшествовало действо, на котором особо активные общественные деятели высказали свое мнение о том, что происходит в недавно еще братской стране.
Давайте оговоримся сразу: фашизм – это ужасно, недопустимо, безнравственно. Смерть людей – это страшно. Убийство человека – это преступление. Это аксиомы, не подлежащие сомнению. И любой здравомыслящий человек никогда не будет их опровергать. Несмотря на различные мировоззрения, политические убеждения и пристрастия.
Национализм – это тоже малоприятная вещь, легко перерастающая в фашизм, а дальше – смотри аксиомы.
Озабоченность Общественной палаты Саратовской области тем, что Украина стоит на пороге гражданской войны, тем, что в братской стране погибли уже сотни граждан, понятна, объяснима и совершенно закономерна. Наверняка не только общественники, но и все нормальные люди переживают украинскую трагедию как свою собственную.
Но удивляет не принятие палатой весьма спорного не по сути, а по содержанию документа, а оформление этого мероприятия.
Информация и пропаганда
Буквально за несколько минут до начала заседания коллега поговорил с одной дамой-общественницей. Она рассказала о живущих в Николаеве родственниках, которые когда-то были в эвакуации в Саратовской области. И эти родственники уверены, что за украинскими событиями стоят российские власти. «Это их средства массовой информации так зомбируют», – абсолютно уверена дама. Родственники стараются не обсуждать конфликт по телефону, потому что, так считает дама, подозревают, что их прослушивают. Судя по всему, факт, что обработку своих клиентов ведут и российские СМИ, дама даже не рассматривает.
Хотя мероприятие с принятием документа иначе как пропагандистской акцией назвать сложно.
Недавно на либеральном сайте Slon.ru я прочитала маленькую заметку, в которой автор обвиняет в сложившейся ситуации средства массовой информации. Именно СМИ сделали из незначительного украинского «Правого сектора» самую злобную и сильную движущую силу. Этот самый «Правый сектор», который на украинском политическом поле был совершенно невнятен и невлиятелен, вдруг, благодаря интенсивной рекламе российских госканалов, поверил в себя, расправил плечи и разросся до небывалых размеров. О нем узнали не только в России, но и на Украине.
Благодаря журналистам (300 тайно награжденных агитаторов – горланов украинского конфликта) большинство российских граждан видит ситуацию на Украине такой, какой ему показывают в телевизоре. А телевизор выдает версию, нужную властям. Иную версию надо искать. А потом надо думать и сопоставлять факты. А это непросто.
Так вот, мероприятие, организованное общественной палатой, было информационным поводом для очередной волны агитации и пропаганды. Нет, когда спикеры говорили о вреде и недопустимости фашизма – это правильно. А вот когда речь шла о том, что волнения на Украине спровоцированы Западом, который панически боится поднимающуюся с колен Россию, и для ее ослабления устраивает кровавые побоища в братской Украине, – это уже извините...
Штампы и клише
Для начала авторы документа назвали действующую власть Украины кликой. «Википедия» дает такое определение: «Клика (группа людей) – шайка, банда, компания или сообщество людей». Короче, смысл слова «клика» самый что ни на есть негативный. Понятно, что относиться к власти, не только украинской, но и российской, американской, французской, итальянской, можно по-разному. И даже на кухне крыть ее всякими обидными словами. Но в документе, за который голосуют уважаемые люди, стоит быть корректнее.
Но оставим документ, написанный с многочисленными стилистическими и иными ошибками. Поговорим о спикерах.
Патриарх региональной политики, председатель общественной палаты Александр Ландо был вполне политически корректен. Он, во вступительном слове, выдал несколько патриотически-пафосных фраз, смысл которых сводится к тому, что фашизм недопустим. И тут с Александром Соломоновичем трудно не согласиться.
Но когда, комментируя или дополняя очередного выступающего, Александр Ландо вдруг возмутился тем, что Украина ведет себя нецивилизованно по отношению к Крыму, отключив у него воду, начинают возникать вопросы. Нет, безусловно, вода – это жизнь. То, что в Крыму с водой сложно, – это факт. То, что воду на полуостров доставляли с материка, тоже не секрет. А еще общеизвестно, что вода – это ресурс. И что за него платят деньги. В Саратове, например, чуть меньше 20 рублей за куб. Есть подозрение, что в радостном угаре от автономизации крымские власти забыли заключить договоры на поставку воды. Потому как раньше таких договоров внутри страны, наверное, не требовалось.
Еще у Александра Соломоновича случилась оговорка по Фрейду. Это когда он сообщил, что ему с Дмитрием Чернышевским посчастливилось услышать обращение президента Путина к народу. Дело в том, что президент, как правило, обращается к Федеральному Собранию. Возможно, конечно, что Ландо это и имел в виду – что члены Федерального Собрания (депутаты, сенаторы, губернаторы и официальные общественники) и есть народ президента России?
Факты и передергивания
Ветеран Великой Отечественной войны, главный редактор областной Книги Памяти Георгий Фролов был совершенно искренен. И факты приводил проверенные. Выводы из них случались спорные, но против правды Георгий Васильевич не грешил ни разу. Он назвал число героев Советского Союза, отдавших свои жизни за освобождение Украины, он говорил о том, что мы должны твердо заявить, что Россия и Украина – один народ, у нас единые исторические корни. Правда, потом ветеран заявил, что мы стоим на пороге третьей мировой войны. Но все его слова были абсолютно искренны. А еще просты и доступны.
А вот заместитель председателя общественной палаты Юрий Голуб начал с того, что ситуация на Украине – это схватка за переустройство мирового пространства. По мнению господина Голуба, западные страны и США вдруг осознали, что Россия – шестая экономика в мире, и начали ее опасаться. То, что крупнейшая по территории страна шестая после некрупной, например, Германии, Голуб не уточнил. Не стал он говорить и о том, что Россия считает себя шестой экономикой уже не первый год, а гадкие западные страны очухались только сейчас. И начали борьбу за мировое господство.
Еще Юрий Григорьевич сообщил собравшимся, что президент Путин сейчас выдерживает политическую паузу и за него говорит его пресс-секретарь Песков. Но «9 мая ему нельзя будет отмолчаться».
Самым конкретным на мероприятии было выступление потомка великого демократа и политолога Дмитрия Чернышевского, который вполне аргументированно говорил о том, что фашизм начинает расползаться и по нашей стране. Дмитрий Викторович, после лирического воспоминания о собственной молодости и играх в войну, предложил увеличить время изучения Великой Отечественной войны в школах. «Чтобы дети знали, что такое фашизм».
Чернышевского тут же подхватил и усугубил Александр Ландо, который сначала спросил, отчего молодежь Украины вышла на улицы. И тут же ответил: потому что они 20 лет учили историю по другим учебникам. А история Великой Отечественной должна быть одна – что советский народ был освободителем.
О том, что на Украине, благодаря «мудрой» политике Виктора Януковича, случился тотальный обвал в экономике и у молодежи не было работы, Ландо говорить не стал. Или не знал.
Но самым выдающимся было выступление молодого политолога Владимира Лешукова. Эмоционально и жестикулируя, молодой политолог обвинял во всех смертных грехах страны Запада, которые изначально финансировали «Правый сектор» и готовили его как свой плацдарм на будущее. Эту информацию, как выяснилось, господин Лешуков узнал у одного депутата Верховной рады, представителя Партии регионов. Имени, правда, не назвал.
Собственно, пересказывать выступление политолога Лешукова бессмысленно. Его можно только цитировать.
«С 9 года правящая элита Украины находится под колпаком Запада». «Очень влиятелен фактор нашей, российской пятой колонны. Меня интересует, после того, как фотографии (из Одессы) были выложены в Интернете, как себя чувствуют эти предатели, марш которых прошел 15 марта в Москве, и раздавались крики «Слава Украине, героям – слава».
«На одном саратовском сайте я прочитал – я горжусь своим дедом, но не потому что он воевал на Великой Отечественной. Как можно подыгрывать этой пропагандистской линии, которая разворачивается против нашей страны».
«Всё идет постепенно. Поставили памятник Степану Бандере в городе Львов, присвоили Ющенко звание герой Украины, сделали социальное пособие участникам УПА больше, чем ветеранам Красной Армии. А в итоге дошли до того, что того, к власти реально пришла хунта, стоящая из агентов Запада, многие из которых завербованы ЦРУ. Цель которой выжечь каленым железом, уничтожить всё русское, всё советское на Украине. И действительно, наша оппозиция всё это поддерживает. Как эти люди вообще собираются жить в России?»
Вот что любопытно: откуда господину Лешукову известно про завербованных агентов ЦРУ? Он видел списки? У него есть каналы оповещения? А человек, который гордится своим дедом? Чем он не угодил молодому политологу? Может, дед не совершал подвигов, но потом стал заслуженным строителем или учителем от бога?
Ярлыки и персональная поддержка
Еще раз повторю. Фашизм – это недопустимое явление. То, что на Украине происходят трагические события, связанные с попыткой самоопределения украинского народа, тоже факт. Но столь же очевидным является то, что никто не имеет право вмешиваться в дела независимого государства. Как, впрочем, никто не имеет право навешивать ярлыки и выносить приговоры. За исключением судов, конечно.
Да, мы имеем право подержать и подставить плечо тому, кто в этом нуждается. А не «принуждать к миру».
А еще мне кажется, что помогать должны Иванов, Петров, Сидоров, Лешуков персонально. Например, отчисляя регулярно половину своего заработка в пользу Крыма. Потому как у российского бюджета очень много нерешенных проблем. Например, больные дети и обездоленные старики. В том числе и ветераны Великой Отечественной войны.