Проверь меня полностью

Оценить
Теперь перед открытием расчётного счёта банк будет обязан выяснить «репутацию» клиента

Центральный банк РФ вводит новые правила работы в банковской сфере. Соответствующие поправки были внесены в положение «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Репутация клиента будет оцениваться банком на основании информации, запрашиваемой им у контрагентов и других кредитных организаций. Кроме того, банк может сделать запрос в налоговые органы, а от клиента могут потребовать копию годовой отчётности и прочие финансовые документы. За невыполнение проверок банкам предусмотрены наказания – от штрафов (10–30 тысяч рублей для должностных лиц и 50–100 тысяч рублей для самого банка) до приостановки деятельности и даже отзыва лицензии.

Как считают СМИ, которые уже начали обсуждать новую клиентскую проблему, данная мера продиктована желанием ЦБ усилить борьбу с фирмами-однодневками. По словам экспертов, результатом нововведений может стать увеличение сроков открытия расчётных счетов. Кроме того, могут подорожать и услуги банков – вследствие увеличения расходов на сбор и анализ «репутационных» документов. Помимо этого, не совсем понятно, что в данном случае делать только что образованным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, у которых пока ещё нет ни контрагентов, ни взаимоотношений с другими кредитными организациями. По некоторым предположениям, им даже придётся отказывать в открытии счетов, что, безусловно, отразится как на развитии российского бизнеса, так и на экономике страны в целом.

А вот поможет ли данное нововведение в борьбе с «однодневками», опрошенные СМИ специалисты сказать затруднились. По их мнению, всё может вылиться в формальный документооборот, и нужные справки будут готовиться работниками самих же банков. Вероятно, российской системе банковского надзора нужно развиваться в несколько ином направлении, а новые правила могут оказаться попросту излишними.

Юрий Романов, председатель совета саратовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России»:

ЭТА МЕРА НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИВЕДЁТ

– Как всегда, все нововведения направлены на усложнение администрирования бизнеса. Что будет значить проверка деловой репутации, и кто её будет проводить? Клерк из банка? А под сомнение будут ставиться судьба человека и его вклад в экономику. Рынок – самый важный индикатор деятельности бизнеса, и излишнее вмешательство только ослабляет рыночное регулирование.

И если говорить о борьбе с фирмами-однодневками, то эта мера ни к чему не приведёт – люди приспособятся. Нужны адекватная налоговая система и стабильность фискальной политики и условий ведения бизнеса, а не всё новые и новые «подножки».

Алексей Науменко, начальник управления корпоративного и розничного бизнеса банка «Агророс», кандидат экономических наук:

Алексей НауменкоИЗМЕНЕНИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНЕСТИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

– Существенных изменений новые правила не приносят. Кратко: расширяется перечень документов и данных, которые клиент должен предоставлять в банк при открытии расчётного счета. Данные изменения главным образом касаются именно юридических лиц и ИП. Cреди самых заметных требований – предоставление бухгалтерской отчётности, а также рекомендаций контрагентов клиентов. Однако для вновь созданных фирм задача предоставления новых документов из перечня упрощается, так как они по объективным причинам не могут предоставить отчетность или рекомендации от контрагентов, ведь они только начинают свою деятельность. Мы не видим каких-либо проблем, которые повлекут новые правила, особенно с учетом того, что требования едины для всех банков, и в этом смысле для клиента все банки остаются одинаковы. Среди трудностей, вызванных новыми требованиями, пожалуй, следует выделить две группы. Первая: недовольство клиентов, вызванное необходимостью предоставлять больший перечень документов, особенно если клиенты не знают о новых правилах заранее. Таких клиентов большинство. Вторая: трудности банков, связанные с необходимостью переработать внутреннюю нормативную документацию в соответствии с требованиями законодательства, а также связанные с внесением изменений в рекламные и информационные материалы и обучением сотрудников соответствующих подразделений. В настоящий момент этот этап можно считать завершённым. Дальше перед банками стоят задачи ведения разъяснительной работы с клиентами, увеличения площадей для хранения возрастающего объема клиентской документации и оптимизации нагрузки на сотрудников в связи с обработкой большего объема документов.

Безусловно, банк «Агророс» приветствует и содействует мероприятиям, направленным на очистку экономики от недобросовестных хозяйствующих субъектов. Определенный положительный эффект указанные изменения должны принести, ведь подготовка и предоставление полного перечня документов потребуют большей квалификации сотрудников юридических лиц или ИП и дадут сотрудникам банка больше информации о том, что за клиент к ним обратился.