ОАЭ: богатство есть, демократии нет
Особенно приятно для российского туриста в Арабских Эмиратах, что время в стране совпадает с московским, а чтобы подсчитать свои расходы, достаточно умножить сумму в местной валюте – дирхамах – на 10.
Поездка в Дубай выпала на последние дни апреля и первые два майских дня. Это уже завершение благоприятного туристического сезона: температура воздуха – под 40 градусов, а воды в Персидском заливе – 26–28. Кстати, арабам общеизвестное название залива не нравится, и они называют его Арабским.
Как охарактеризовать этот чудо-город, выросший в пустыне буквально за последние 12–15 лет? Может, нагло прущий вверх? И не только по количеству этажей многочисленных небоскребов, при строительстве которых не забывали об архитектурных примочках (поэтому высотки, львиная доля которых высотою около 40 этажей, но много и повыше, отличаются друг от друга). Однако и по грандиозности магазинов, и по сногсшибательной дорожной сети, и по богатству отелей, частных резиденций и шейхов. Богатству, часто выставляемому напоказ.
Молодая страна
Объединенные Арабские Эмираты образованы в 1971 году. А нефть в районе столицы Абу-Даби нашли в 1958-м. Нефтяной источник оказался очень щедрым (98 млрд баррелей), к тому же она очень качественная. Так называемая легкая нефть лишена примеси серы, от которой надо освобождаться, что требует дополнительных расходов.
В 1892 году разрозненными в ту пору эмиратами был заключен договор о протекции с англичанами. И до сих пор влияние этой страны сохраняется в той или иной мере.
Главный эмират – Абу-Даби. Экскурсоводы говорят так: Абу-Даби – деньги и нефть, Дубай – торговля и мозги, Шарджа – культура и наука. Всего эмиратов семь, в каждом правит своя семья шейхов. В Дубае это семья Мактумов. Арабы настолько довольны своей жизнью, что им не приходит в голову добиваться всенародных выборов. И правящая семья передает бразды правления из рук в руки. Выбирают в кругу семьи самого достойного, энергичного, умного и образованного. И власть не обязательно переходит от отца к сыну, возможно, что следующим шейхом эмирата станет брат или племянник правящего главы региона.
Население ОАЭ около 9,5 млн человек. Из них непосредственно граждан около 17 процентов. В Дубае, где население 2,2 млн человек, местных арабов 10 процентов. Две тысячи жителей страны гордо величаются принцами. Стать гражданином непросто. Все, кто приезжает работать в ОАЭ, называются резидентами. У них своя виза, и чтобы ее получить, надо пройти строгий отбор. В частности, сдать медицинские анализы. Больные работники здесь не нужны.
Несколько упрощено приобретение гражданства для женщин, ставших арабскими жёнами. Они могут получить паспорт ОАЭ после пяти лет замужества. Если за короткое время родить двух и более детей, стать гражданкой можно и через три года после свадьбы. Но в случае развода паспорт отберут, как, впрочем, и детей. Дети – будущее страны, и вывезти их не получится.
После образования страны нужно было создавать города. Туда шейх из династии Заедов (умер в 2004 году) старался привлечь своих соотечественников. Дети пустынь, привыкшие жить в продуваемых пространствах, сопротивлялись. Не хотели в «каменные клетки». Шейх пообещал, что они будут бесплатно пользоваться благами цивилизации. С тех пор граждане ОАЭ не платят за жилищно-коммунальные услуги – в отличие от резидентов. У тех счета вполне приличные, особенно в летние месяцы, когда кондиционеры работают на полную мощность.
Без работы остаться местным жителям проблематично, хотя работать вовсе не обязательно, особенно мужчинам. Арабы, из них 40 процентов женщин, занимают посты в министерствах (рабочий день в госструктурах заканчивается в обеденное время!). Женщины наравне с мужчинами заняты в банковском бизнесе, в менеджменте многочисленных компаний. Мужчины служат на офицерских должностях в армии и полиции. Средняя зарплата офицера – 45 тысяч долларов, сержанта – 7 тысяч. Рядовой состав сплошь резиденты. Но выходцев из стран СНГ, как сказал наш гид по Дубаю Мурат, приехавший из Узбекистана, в полицию не берут. Считают, что наши бывшие соотечественники страдают повышенной «взяткоемкостью».
В престижном прибрежном районе Дубая Джумейра (переводится как «горячий уголь») расположены виллы, где живут местные летчики. Условия шикарные, но местных пилотов стремительно растущему аэрофлоту страны всё равно не хватает. Нужно еще 500 человек.
Чтобы я так жил!
Нефтедоллары идут на благо страны, шейхи придумывают всё новые способы облагодетельствовать свой народ, который, кстати, изрядно настрадался за предыдущую историю. До сих пор живы ныряльщики за жемчугом. Такой промысел был у многих местных жителей. К ногам привязывали камни, уши заливали воском, на носу – прищепка. По 50–100 погружений в день. Физически здоровые мужчины часто погибали во время опасного промысла. Кожа разъедалась соленой водой. Жизнь ныряльщиков была короткой. Те, кто жив до сих пор, не помнят, сколько им лет. Еще недавно не было календаря. В ХХ веке на этих землях был ХV век, но в ХХI здесь практически ХХII.
И население пользуется доходами на полную катушку. Со стороны это кажется развратом, в котором можно расслабиться и утратить способность трудиться. Судите сами: минимальная зарплата для арабов без высшего образования – 5 тысяч долларов, с высшим – 10 тысяч. На пенсию мужчины выходят в 55 лет, женщины – в 50. Размер пенсии от 2,7 тысячи – не рублей.
Государство стимулирует рождаемость. Каждому мужчине за рожденного его женщиной ребенка полагается по 400 долларов в месяц до семи лет дитяти. Всего 1,2 млн долларов. Вот такой нематеринский капитал. Во многих семьях больше пяти детей. Учитывая многочисленный штат прислуги, вырастить молодую поросль не так уж и трудно. Правда, тут не без проблем. По словам нашего гида, в Дубае запретили иметь больше четырех человек прислуги в семье. А то местные женщины толстеют – надо, чтобы они хоть как-то двигались.
С ожирением борются своеобразно. Недавно проводилась акция: за каждый сброшенный килограмм веса награждали двумя граммами золота. Эта приятная меря распространялась и на резидентов.
Резиденты тут из разных стран. Индусы трудятся на стройках. Привычные к чудовищной жаре, они получают по 300 долларов в месяц. На родине – 50. В няньках – филиппинки и тайки. Вьетнамцы, китайцы – обслуга в отелях. «Убирашки», как презрительно назвал их гид.
Обеспеченные в социальном плане арабские женщины, многие настоящие красавицы, оказались не очень покорными жёнами. Особенно из знатных семей. Мужчины охотно брали в жёны иностранок. В какой-то момент главный шейх озаботился растущим числом старых дев среди местных дам. И выход был найден: берешь в жены арабку – получаешь 70 тысяч дирхам (700 тысяч рублей!), а если невеста старше 35 лет – 90 тысяч. На территории страны строятся симпатичные домики, так называемые «свадебные поселки». Очень напоминают наши элитные коттеджные. Ключи от таких домиков вручают арабским молодоженам. Такое приданое.
В Дубае безналоговая зона. Поэтому резидентам не приходится рассчитывать на пенсию. Зато это привлекает бесчисленные компании со всего мира.
Многие деловые люди стремятся открыть свой бизнес в Дубае и других эмиратах. Но сделать это можно, найдя спонсора из числа арабов, женившихся как надо, то есть на своих соотечественницах. В отличие от других стран, тут спонсор дает только имя, что приносит ему деньги. Фирма регистрируется на гражданина страны, выступающего поручителем. В случае провала, правда, он несет ответственность. И реально ведущий дела бизнесмен платит ему за «крышу» по 5–7 тысяч долларов в год. Выдать таких лицензий спонсор может больше десятка в год. То есть араб-мужчина может жить за счет лицензий и выплат на детей! В случае развода этой преференции араб-спонсор лишается.
Город чудес
Вернемся к Дубаю. В 1967 году здесь только проводили электричество. А 9.09.2009 открыли метро. Поскольку город развивается в соответствии с градостроительной наукой, то две трети метрополитена проходит по надземной магистрали, в специальном жёлобе. Под землю метро спускается только в старом городе, где плотная застройка. Метро по японской системе – в составе из пяти вагонов нет машиниста. Станции все однотипные, с иголочки. Как, впрочем, и львиная доля зданий независимо от этажности.
Виллы или коттеджи сплошь из светлого камня. Металлические решетки ворот соперничают между собой по затейливости кружевного рисунка.
В Дубае 600 мечетей. Когда смотришь на город из вагона метро, в поле зрения одновременно попадает по пять-семь мечетей. От одной до другой – двести-триста метров. Их строят возле своих домов состоятельные люди, есть и государственные культовые учреждения.
В крупных мечетях собирается «диван». Или местный совет, где жители встречаются с шейхом, главным на территории. И он исполняет пожелания: в канун праздника Рамадан может простить кредит (то есть покрыть его за счет бюджета), кому-то отправить ребенка на обучение за границу.
Этот город позиционирует себя как туристический центр. За исключением маленькой центральной части, достопримечательности, тут, понятно, новодел. Как высочайший небоскреб Бурдж-Халифа, на 124-м этаже которого на высоте 452 метра находится смотровая площадка. Общая высота здания – 828 метров.
Вход в башню из «Дубай Молла» – это огромный торгово-развлекательный комплекс. Гиды, захлебываясь от восторга, рассказывают о числе квадратных метров (1,2 млн), занимаемых комплексом, о числе магазинов (1200), ресторанов, посадочных мест.
Представитель фирмы, встречавшей нас, на вопрос «Что еще посмотреть?» непременно отправлял нас в какой-нибудь молл. Например, в «Молле Эмиратов» есть «труба» с горнолыжной трассой. В «Дубай Молле» – аквариум с рифами и бесчисленными рыбами. Плюс поющие фонтаны на прилегающей территории («поет» раз в полчаса, ждать действо в жару, не спадающую и вечером, – удовольствие сомнительное).
В планах создания достопримечательностей задумки самые дерзкие. Хотят построить свою Эйфелеву башню, свое колесо обозрения по примеру Лондонского «глаза» и обнести это своей Китайской стеной. Деньги есть – создавайте!
Счастливые трусов не надевают
Местный люд проводит время в моллах. В числе многочисленной толпы часто проплывают мужчины в национальной одежде – длинных, почти до пят, белых платьях-кондурах. Казалось, они меняют их по три раза в день, настолько ослепительна их белизна. Глядя на них, я размышляла, пардон, есть ли на мужчинах трусы. В голове крутилось высказывание Дмитрия Быкова (правда, по поводу намерения лишить наших женщин кружевных трусов) «Счастливые трусов не надевают». Экскурсовод подтвердил мои предположения: арабы действительно не носят белья. Оборачивают вокруг бедер какое-то подобие нашего вафельного полотенца. Носки они, кстати, тоже не надевают. На ногах – кожаные шлепанцы. На голове, как правило, арабские платки (гутра), закрепленные черными обручами (игаль).
Женщины же – в длинных черных одеждах, с покрытой головой. У многих и паранджа почти до глаз на лице. Говорят, это только верхний слой. А под ним нарядные яркие платья, видеть которые может муж и ближайшая родня.
Многоженство разрешено, но жениться второй раз можно с письменного разрешения первой жены (или предыдущих жен). Поэтому арабов, имеющих больше одной жены, не больше пяти процентов.
Транспорт и дороги
Про метро уже говорилось выше. Вход в метро находился в 50 метрах от отеля. Сразу попадаешь в крытый переход с бегущими дорожками через 18-полосную автомобильную дорогу, такие же переходы-рукава от станций метро до моллов. Всюду прохлада кондиционеров. Поезд раз в пять минут, сидячие свободные места – редкость.
На насыпных элитных островах в виде пальм – свое метро, попасть в которое простым смертным невозможно! Только местным жителям.
Дорожная сеть превосходит самые смелые фантазии. Глядя с Бурдж-Халифы, видишь прямо-таки клубки развязок, и непонятно, как местные водители в них разбираются. Самая большая дорога – платная, 18 полос (12 в центре и по три на боковых дорогах). Ко многим небоскребам пристроены многоуровневые автостоянки, и обычных мест для парковок предостаточно.
Разветвленная сеть автобусных маршрутов. Автобусы государственные, одинакового цвета. Интересные остановки – половина цилиндра, уложенная горизонтально. Внутрь можно попасть через раздвижные двери. В остановке прохлада, лавочки и схема автобусных маршрутов.
Поразили такси. Это «Тойота-Камри». Служат три года, несмотря на идеальные дороги, потом их списывают. До дверей автомобили бежевого цвета, выше – разноцветные крыши: красные, синие, зеленые, желтые и даже розовые. На водителях – бежевые рубашки с погонами под цвет крыши.
Глядя на все эти излишества в маленькой стране (площадь 83,6 тысячи кв. км, наша область – 102 тысячи), думаешь, как бы мы могли к ней приблизиться. И ответа, увы, пока нет.