Неолимпийская реальность

Оценить
Саратовских тренеров могут не впустить в Европу из-за низких зарплат

Все мы прекрасно знаем, как отечественные чиновники любят говорить про спорт. Точнее, про то, что делается у нас для его развития. Вот строятся ФОКи (и действительно, строятся), вот проводятся мегамасштабные (как по числу участников, так и по количеству вбуханных денег) мероприятия: Олимпиада в Сочи, универсиада в Казани, грядущий чемпионат мира по футболу... А триумфальные победы наших олимпийских и универсиадских сборных о состоянии российского спорта, казалось бы, говорят сами за себя.

Я занимался борьбой совсем недолго, но до сих пор иногда сталкиваюсь с бывшим тренером. Например, последняя наша встреча произошла в общественном транспорте. «Как вам прошедшая Олимпида? – Да я что-то уже охладел ко всему этому...» Мы разговорились. Тренер продолжает работать в одной из бюджетных секций города.

«В конце 90-х бюджетных денег хватало только на зарплату, на аренду зала уже нет. Тренерам приходилось самим выкручиваться, искать средства, – рассказывает собеседник. – Сейчас ситуация не изменилась». В то время как на Олимпиаду и универсиаду выделяются огромные средства, денег на нормальную организацию первичной подготовки спортсменов у государства почему-то по-прежнему не остаётся.

Например, поездки по соревнованиям тренеры часто вынуждены оплачивать из собственных карманов: «Государство не помогает – всё за свой счёт. Если ты грамотный тренер и твои ученики начали занимать хорошие места, считай ты свою семью сажаешь на голодный паёк. Какие средства выделили на Олимпиаду, универсиаду, чемпионат мира по футболу – если бы нам достались эти деньги!..» Родители самих спортсменов в оплате таких расходов участвуют крайне неохотно, возмущаясь, почему этим отказывается заниматься родное государство. «У нас есть родитель – такой один очень хороший папа, который самостоятельно платит за своих детей, за свой счёт ездит с ними на соревнования, – рассказывает тренер, – так сейчас школа, в которой учатся его дети, заставляет родителей сдавать по 10 тысяч рублей, чтобы отправить детей в опустевший Сочи. Просто кому-то надо показать – вот, мол, Сочи не пустует, там занимаются!»

«Я – тренер высшей категории, у меня воспитанники были медалистами чемпионатов Европы. Сейчас моя зарплата – 20 тысяч рублей, – рассказывает собеседник случай из практики. – Несколько лет назад, когда надо было везти учеников за границу на соревнования, мне нужно было получить шенгенскую визу. Для этого нужна справка о доходах. Я пошёл в бухгалтерию, мне выдали документ, согласно которому мой доход составил 16 тысяч рублей в месяц. Я отправляю эту справку. Дальше со мной связываются: «Что ты прислал? C такой зарплатой тебя в Европу не пустят!» В общем, пришлось нам справку переделывать».