Точеная бомбардировка Рунета

Оценить
Закон, ограничивающий права популярных блогеров, на прошлой неделе был окончательно одобрен депутатами Государственной думы

Первого августа (а именно тогда закон вступит в силу) блогерам с высокой посещаемостью придется встать на учет в Роскомнадзор и раскрыть свои личные данные. Что ждет российскую блогосферу вообще и ее саратовский сегмент в частности?

Проверь, может быть, и ты теперь блогер

Трактовка понятия «блогер» в законе предельно широкая. Совершенно не обязательно иметь аккаунт в «Живом журнале» или вести дневник на любой другой платформе. Поскольку блогером автоматически становится каждый, «размещающий открытую для всеобщего доступа массовую информацию на персональном сайте или странице» с более чем тремя тысячами посещений. Тут считаются, кстати, и личные странички в социальных сетях («Фейсбук», «ВКонтакте»), и паблики в них же. И нет разницы, о политике пишет блогер, о кулинарии или котиков постит.

Обязанности без прав

Итак, вы набрали три тысячи кликов? Значит, к вам пришла популярность! А вместе с популярностью появились и обязанности. Ограничения на вольных сочинителей и фотографов наложены теперь такие же, как и на средства массовой информации.

Во-первых, блогер должен быть зарегистрирован в реестре Роскомнадзора. Во-вторых, теперь всю публикуемую информацию блогер обязан проверять на достоверность. С одной стороны, это, бе­зусловно, плюс. Но вот с другой... Как пишет Наталья Радулова (radulova.livejournal.com) в своей колонке в «Коммерсанте»: «Я терпеть не могла, когда в блоге мне кто-то начинал читать мораль: «Как вы могли перепутать американского пиксибоба с бобтейлом! Вы как журналист должны нести ответственность за каждое свое слово и проверять информацию, прежде чем ее публиковать». Я психовала: «Отвалите! Это моя личная страничка. Я здесь просто человек, а не СМИ с отделом проверки, отделом юристов и корректуры». И вот теперь мой самый страшный кошмар осуществится».

Кроме того, блогер не должен использовать свой ресурс для совершения преступлений, разглашения гостайны, публикации экстремистских материалов. Также исключена пропаганда порнографии, насилия и жестокости (как будто раньше было можно). В прошлом придется оставить и крепкое матерное слово, а также следует промаркировать страничку на ограничения по возрасту.

И каждый блогер теперь обязан будет публиковать на страничке свои фамилию и инициалы, а также способ связи «для направления ему юридически значимых сообщений».

Правда, если обязанности у блогеров теперь практически как у СМИ, то с правами не всё так гладко. В законе прописано, что блогерам разрешено «свободно искать, получать и распространять информацию, излагать свои личные оценки и суждения или тексты других авторов». А также публиковать рекламу за деньги (а раньше этого, конечно, никто не мог). Из новых прав: блогер может обратиться в государственные органы с требованием получить какую-то информацию (правда, как должны государственные органы реагировать на такое обращение, в законе не прописано). И теперь, если блогера заблокируют, он имеет право потребовать, чтобы ему объяснили, почему.

Что ждет нарушителей?

Если блогер отказывается исполнять предписания Роскомнадзора, то для него и его провайдера предусмотрены штрафы. Для физических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, для юридических – от 50 до 300 тысяч. Штраф за повторное нарушение существенно возрастает: с «физиков» возьмут уже от 30 до 50 тысяч рублей, а с юридических лиц – от 300 до 500 тысяч. Или же последует блокировка страницы сроком до 30 дней. Блокировка, кстати, возможна и досудебная.

Кстати, в законе прописано еще и понятие «организатор распространения информации в Сети» – это поисковые системы, социальные сети и форумы. Они обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности, а также хранить данные в течение шести месяцев. Нарушителю положен штраф до 500 тысяч рублей.

Плюсы, минусы, подводные камни

На том, что закон сырой и технически сложно исполнимый, сходятся все, кто так или иначе документ анализировал. Как, к примеру, возможно «прочесать» весь Рунет в поисках блогов с определенной посещаемостью?

Саратовский блогер Денис Жабкин (djhooligantk.livejournal.com) тоже удивляется: непонятно, откуда брать статистику?

– Запрашивать ее у владельцев хостингов? Так это надо со всеми работать, – размышляет он. – Конечно, можно подписать соглашение с «Живым журналом», но сколько еще хостингов помимо ЖЖ? К тому же многие блогеры покупают свой хостинг за рубежом. Например, Навальный после блокировки его аккаунта в ЖЖ ушел на зарубежный сервер. Выходит, что придется за бюджет нанимать отдельных специалистов, которые будут мониторить Рунет, рассылать вновь выявленным популярным блогерам «письма счастья» и так далее?

К тому же, замечает Жабкин, статистку можно легко «нагнать». И если для сайта или блога заработать три тысячи посещений – серьезное достижение, то чисто технически сделать такую статистику нужному блогу очень легко.

Блогер Александр Мальгин обращает внимание на то, что закон в части ответственности блогеров имеет сомнительную формулировку, согласно которой владелец сайта (он же блогер) обязан обеспечивать исполнение законодательства «при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети Интернет». Означает это буквально следующее: блогер несет ответственность не только за свой контент, но и за комментарии посторонних пользователей. Надо закрыть сайт или блог? Засылаем туда пару-тройку провокационных комментариев, и дело в шляпе!

Рунет без «Фейсбука»?

К тому же, судя по формулировкам, закон распространяется не только на русскоязычный сегмент Интернета, а на всю Сеть вообще. На это обращает особое внимание Александр Мальгин. «То есть, например, агентство «Рейтер» обязано уведомить Роскомнадзор о своей деятельности. Наверное, сайт Кембриджа тоже. И ассоциация анонимных алкоголиков штата Аризона – обязана», – пишет блогер.

Вопрос в том, будут ли предоставлять. И ответ тут может быть только один: нет. А помимо Амазона и сайта Кембриджа, есть, например, «Ютуб», «Твиттер», «Фейсбук», которые тоже, судя по всему, подпадают под действие российского закона о блогерах. Их можно также заблокировать в досудебном порядке. Гуру российского Интернета блогер Антон Носик в комментарии русской службе ВВС заявил, что вполне возможно и такое, что российские спецслужбы будут не меньше интересоваться американскими данными, чем своими. Однако сотрудничество «Фейсбука» с ФСБ в этом случае Носик считает малореалистичным.

– Скорее всего, эти сервисы в России попросту будут заблокированы, – полагает блогер.

Правда, у пользователей Рунета на сегодня богатый опыт в плане обхода подобных блокировок, что доказывает растущая популярность таких изданий, как «Грани.ру», «Ежедневный журнал», и заблокированного блога Алексея Навального.

Паниковать рано

Закон, скорее всего, будет применяться точечно. К такому выводу приходят абсолютно все комментаторы. Потому что, как пишет Мальгин, «включить в свой Реестр с большой буквы миллионы сайтов и блогов они не смогут. Задача другая: до осени убить политическую блогосферу».

Той же точки зрения придерживается участник наблюдательского движения Сонар Евгений Федин.

– Закон вступает в силу с первого августа 2014 года, что попадает на период предвыборной агитации выборов с днём голосования в единый день голосования, – комментирует он нашему изданию. – Думаю, что он будет выборочно применяться как инструмент из арсенала, доступного политтехнологам кандидатов, поддерживаемых администрацией.

Блогер и бывший политический активист Денис Чуков (chukov-denis.livejournal.com) полагает, что принятый закон направлен против политика и популярного блогера Алексея Навального, а также против тех, кто вполне может заработать себе политические очки посредством сетевых ресурсов.

– Тем, кто пишет о путешествиях и фотографирует еду, бояться нечего, ну, до тех пор, пока они не начнут писать о политике, – говорит Чуков.

Саратов вне закона

Саратовская блогосфера, к сожалению или к счастью для нее, не столь активна и интересна читателям. Все более-менее читаемые блогеры, пишущие о политике, либо работают в саратовских СМИ, либо рано или поздно уезжают в другие города. Остальные заявленной в законе популярностью не пользуются.

Самый, наверное, известный саратовский блогер Денис Жабкин отмечает, что его дневник в «Живом журнале» практически никогда не набирал три тысячи посетителей.

– Такое случилось всего один раз, и то когда мою запись перепостил один из популярных блогеров Сети, – говорит Денис.

– Не думаю, что этот закон как-то меня касается, свой блог я не обновлял уже больше года, – говорит создатель проекта «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru) Антон Хействер. – Что касается моих проектов, то ни один из них не набрал больше чем полторы тысячи пользователей.