Молодой избиратель-мечта

Оценить
Превратить её в реальность призваны школьные «уроки демократии» и «электоральный курс»

Молодежный парламент при областной думе собрал школьников старших классов на круглый стол «Грамотный молодой избиратель: мечта или реальность?» Депутаты и школьники в минувший вторник, 22 апреля, поспорили о том, во сколько лет нужно начинать обучение детей политической и правовой грамотности.

В центре внимания участников круглого стола стала молодежная электоральная концепция, утвержденная Центризбиркомом Российской Федерации 12 марта 2014 года. Она ставит перед собой две высокие цели – повышение правовой грамотности и устранение правового нигилизма среди молодежи.

Уроки управляемой демократии

Заместитель председателя саратовского облизбиркома Юрий Брызгалин перечислил основные задачи концепции: обучение молодых избирателей и молодых организаторов выборов, информирование избирателей о предстоящих избирательных кампаниях, проведение конкурсов, олимпиад, дней молодого избирателя, взаимодействие с молодежным парламентом, содействие политическим партиям и молодым кандидатам, работа с молодыми журналистами и многое другое. В частности, на уровне школьного образования предлагается использовать учебные курсы «Обществознание» и «Правоведение». Школьников будут учить в два этапа: до 14 лет – «Уроки демократии», от 14 до 18 лет – «Школьный электоральный курс». Какой именно демократии – не уточняется, есть подозрение, что управляемой.

Брызгалин добавил, что на стадии обсуждения проект этой концепции был разослан в регионы, саратовский облизбирком внес свои предложения.

Чиновник также привел статистику участия молодежи области в выборах различного уровня, пробежался по итогам прошедших избирательных кампаний. По его данным, молодые избиратели «по явке участвуют неплохо» – 55–57%. Но ему, разумеется, хотелось бы, чтобы в выборах принимало участие как можно больше молодых людей.

Брызгалин скрупулезно перечислил все мероприятия, проводимые облизбиркомом в целях просвещения молодежи. А когда на двадцатых минутах своего монолога дошел до конкурса детских и молодежных рисунков, посвященных теме правовой грамотности, его остановили.

Председатель комитета областной думы по культуре, общественным отношениям, спорту, информационной политике, ну и делам молодежи Владимир Писарюк потребовал от Юрия Владимировича ответа, совещался ли областной избирком с региональными отделениями партий, когда готовил свои предложения в Москву. В концепции Писарюк обнаружил пункт, прописывающий обсуждать ее с территориальными избирательными комиссиями, партиями, общественными и молодежными организациями. На это депутат получил невнятный ответ, что вроде как обсуждение было.

Депутат сделал замечания и по части отсутствия в концепции мер по пропаганде выборного процесса в Интернете. По его предположению, 100% присутствующих школьников зациклены на тех или иных социальных сетях. «Если мы пойдем по стандартной системе, которая применялась в прошлом веке, то мы цели не достигнем», – отметил областной депутат. На самом деле создание и информационное наполнение специального интернет-ресурса прописано в концепции, но Юрий Брызгалин из вежливости не стал поправлять народного избранника.

Родители не справляются

После ухода Владимира Писарюка (у депутатов сложилась традиция покидать это мероприятие сразу после своего выступления) «открытый урок» провела депутат-учительница Ирина Титаренко. Она попросила порассуждать вместе с ней, кто такой избиратель и как важно для него обустроить свое светлое будущее посредством собственного волеизъявления. Но школьники явно засмущались, и живого общения не получилось. Потому спикер молодежного парламента Маргарита Розенштейн перешла к выступающим «по списку».

Одна из старшеклассниц высказала мнение, что введение в школьное расписание «уроков демократии», а с 14 лет «электорального курса» является слишком резкой мерой. Вводить подобные дисциплины нужно только со старших классов, потому до этого времени дети не осознают значимость избирательного права. Менять, по ее мнению, ничего не нужно – такой курс уже существует в большинстве саратовских школ в рамках правоведения и обществоведения в старших классах.

Другая школьница рассказала о своих сверстниках, которые и не подозревают о наличии у себя избирательного права. Информация о выборах есть уже на уровне соцсетей, просто молодежь в ней не заинтересована. Не заинтересована во многом из-за уверенности в том, что их голос ни на что не повлияет. Девушка согласилась с «коллегой», что введение уроков правоведения благоразумно только со старших классов. Для начала нужно повысить выборную активность у родителей, чтобы они просвещали в этом вопросе детей.

Заместитель директора института законо­творчества СГЮА, депутат областной думы Мария Липчанская раскритиковала мнение девочек. «Мне это дико слышать от вас, молодежи!» – отреагировала она. Вот когда ее дети пошли в первый класс, их сразу спросили, кто президент, когда была принята Конституция. Высказывание второй девочки она прокомментировала так: «Вы сначала сказали, что ваши сверстники не знают про выборы. Потом говорите, что до старших классов не стоит вводить уроки избирательного права, потому что об этом расскажут родители. Что, все родители не справляются со своей задачей, если к десятому классу ваши сверстники ничего об этом не знают?!» По убеждению депутата «Единой России», уроки политической и правовой грамотности нужно вводить как можно раньше (с детского сада или пеленок?).

Также Липчанская предложила областному молодежному парламенту привлечь к своей избирательной кампании школьников: кого-то – в качестве избирателей, кого-то – в качестве организаторов и наблюдателей, а некоторых и в качестве кандидатов.

Провели школьные выборы – уволили директора

Когда депутат-учительница и депутат-юрист после своих выступлений-наставлений покинули круглый стол, молодежь почувствовала себя более свободно, и появились не только выступающие-»списочники», но и добровольцы. Вопрос, поставленный во главу угла, – возраст, когда правовая грамотность пойдет на пользу. Одна ученица заметила, что школьное расписание и так слишком загружено, потому стоит оставить такую дисциплину только на уровне старших классов. С ней не согласна другая школьница, которая думает, как и Мария Липчанская, что не стоит доверять в этом вопросе родителям, а нужно начинать просвещение с малых лет. Третья остановилась на 6–7-х классах как наиболее оптимальном возрасте: в начальных классах слишком рано, в 5-м классе не до правовой грамотности – ребенок адаптируется к средней школе.

Интересным мнением поделился один старшеклассник. Он считает, что уроков обществознания и правоведения мало, нужно вводить в школы еще и отдельный курс политологии. «Это поможет нам правильно оценивать, какая партия поступила правильно – за нее нужно голосовать, а за какую не нужно», – сказал юноша. С ним поспорили члены молодежного парламента: «Не считаешь ли ты, что единственное мнение может исказить информацию? Политповестка важна, а давать оценку – палка о двух концах», – прокомментировали старшие товарищи. Молодой человек ответил, что в каждой школе должен работать высококвалифицированный суперпрофессионал, который мог бы давать объективную информацию. Ведь в нынешнем разнополярном информационном море затонуть очень просто.

Кто-то из школьников сказал, что такая встреча с депутатами, которая прошла в их школах по теме Крыма, ему очень понравилась. Для того чтобы выработалось доверие к избирательному процессу, неплохо было бы общаться с народными избранниками чаще.

Лидер молодогвардейцев, член общественной палаты области Всеволод Хаценко заявил: «То, что вам хотят дать в рамках учебного курса, – это теория, от которой вырубает не потому, что ты хочешь спать, а потому что скучно». Упор, по его мнению, нужно сделать на введение и развитие в школах игровых форматов. МГЕРовец вспомнил, что в его школе проводились выборы школьного правительства, и все учащиеся были задействованы в выборном процессе. «Правда, до такой степени у нас создался костяк школьного самоуправления, что дошло до несанкционированных митингов. Директора сняли...» – добавил он.

В завершение выступил один из людей в черном. Трое членов молодежного парламента, дабы хоть как-то отличаться от «школоты», облачились в черные костюмы. Другое их отличие от учеников – любовь к бумажкам. Оттуда они извлекают такую массу полезной информации, что через две минуты «вырубает». Не потому, что хочется спать, а из-за мощного потока канцелярской лексики в родительном падеже. Из этого потока удалось вычленить одну из заключительных фраз: «Интернет-демократия: не выходя из дома, мы можем повлиять на жизнь страны!»

«Ты, как студент-юрист, скажи, проводите ли вы какие-то занятия по правовой грамотности для школьников?» – задала «неожиданный» вопрос своему коллеге председатель регионального молодежного парламента Маргарита Розенштейн. «Я принимаю в них участие как член молодежного парламента», – ответил молодой политик. Все остались довольны.