«Решатель» коммунальных проблем

Оценить
Новый инструмент наведения порядка в сфере ЖКХ. Фантастический. Инновационный

Программа капитального ремонта многоквартирных домов, а вернее её многочисленные ошибки и несуразицы при распределении видов ремонтных работ и сроков их проведения, стала одним из поводов для новой государственной программы. На этот раз направленной на обеспечение прозрачности в сфере ЖКХ и достоверности данных. Именно эту программу в минувшую пятницу обсуждали на круглом столе в Саратовской областной думе.

Все лгут. Кругом недоговаривают

Предметом дискуссии депутатов, чиновников и экспертов-общественников стал законопроект о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Подробно о нём участникам встречи рассказывал Валерий Васильев, замминистра строительства и ЖКХ Саратовской области.

Он отметил, что необходимость принятия общего государственного решения в этом направлении назревает давно. А сама по себе информационная система в каких-то формах существует и кое-где работает. Например, сайты управляющих жилищных организаций, где они обязаны публиковать сведения о себе и отчёты о своей деятельности. Или сайты государственных служб и ведомств, где также собираются данные о жилищной и коммунальной сфере. Однако, как показывает практика, информация, размещённая на разных ресурсах, может быть (и часто оказывается) противоречивой. Даже в тех случаях, когда исходит от одного источника и говорит об одном и том же объекте.

По словам Валерия Васильева, то, что существующие информационные базы некорректно составлены и некорректно ведутся, стало очевидно в процессе формирования областной программы капитального ремонта. «Когда в пятиэтажных домах возник ремонт лифтов, а в домах с печным отоплением – системы теплоснабжения, стало понятно, что информация, на которую опираются муниципалитеты, недостоверна. И с этим нужно что-то делать», – отметил Васильев.

Решением, по словам заместителя министра, может стать единая информационная система, которая объединит все базы данных – и те, что ведутся и предоставляются управляющими организациями, и те, что есть в ресурсоснабжающих организациях. Все они будут друг с другом согласовываться и перекликаться, и в итоге должна получиться картина, близкая к правдивой. А в идеале и сама правда.

Актуальность разработки и внедрения ГИС ЖКХ, по словам Васильева, связана и с потребностями общественности. Причём не столько с нынешними, сколько с будущими. По словам Васильева, в настоящее время далеко не все собственники жилых помещений в многоквартирных домах осознают, что несут ответственность за содержание не только своих квартир, но и общедомового имущества и придомовой территории. «Это каждый раз выясняется на встречах с собственниками. Каждый раз им приходится объяснять, что платить за содержание общего имущества в доме они обязаны по закону, за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, тоже. И всё равно видно, что понимания ситуации у населения нет», – сообщил Валерий Иванович.

По его словам, это осознание может появиться, когда в действие вступит программа капремонта. То есть когда придут новые счета с этой строкой. Но вместе с осознанием ответственности появится не только всеобщее возмущение, как говорит чиновник, но и потребность в знаниях. «Люди захотят разобраться, сколько и за что они платят. А разобраться они смогут только при наличии информации о техническом состоянии здания и его эксплуатационных параметрах», – пояснил Васильев.

И пустили лису в курятник

Когда-то, в далёкие советские времена, с наличием такой информации проблем не было. Всё собиралось, обрабатывалось и хранилось в БТИ. Потому что весь жилищный фонд был имуществом государства. Хаос начался после того, как квартиры, занимаемые гражданами, передали им же в собственность, не объяснив толком, что с этим добром делать дальше.

Сегодня БТИ, как пояснил Васильев, собирает, обрабатывает и хранит далеко не всю информацию. И даже та, что имеется в бюро техинвентаризации, может оказаться неполной. Надежда на то, что самые полные базы данных находятся в эксплуатирующих организациях, тоже разбились о реальность. Уже доказано, что даже здесь информация собирается и отображается некорректно. И картина эта наблюдается повсеместно. И именно поэтому, как ещё раз подчеркнул Валерий Васильев, создание государственной информационной системы очень своевременно и жизненно необходимо.

Васильев отметил, кстати, что в формировании технической базы данных по жилищному фонду участвуют на сегодняшний день 2677 управляющих организаций (УК, ТСЖ, ЖСК, дома непосредственного управления) и 298 организаций коммунального комплекса. Но именно этим организациям, которые, как только что сообщил сам чиновник, предоставляют неточные сведения о домах, предстоит заполнять информационные поля новой ГИС ЖКХ.

Информационная система, как следует из пояснения замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, должна по государственному замыслу каким-то образом обеспечить не только достоверность баз данных, но и прозрачность производимых расчётов. Да и вообще всех процессов, происходящих в жилищно-коммунальной сфере. «Собственники жилья и наниматели сегодня не имеют возможности получать необходимую информацию о параметрах, которые влияют на ценообразование за жилищно-коммунальные услуги. И, соответственно, не могут понять, правильно ли им начислили плату за ЖКУ», – говорит Васильев.

Не средство, а мечта

По форме обсуждаемая ГИС ЖКХ будет представлять собой интернет-портал. Самостоятельный или интегрированный в единый портал госуслуг – пока не понятно. Но вся информация о жилфонде и других компонентах сферы ЖКХ базироваться должна в Интернете в электронной форме.

Поэтому каждый собственник жилого помещения, дружащий с Интернетом и ПК, сможет завести себе личный кабинет и, пользуясь «прозрачностью и доступностью» всех возможных данных, проверить свои счета на коммуналку, убедиться в правильности расчётов (или наоборот), ознакомиться с расчётами своей управляющей организации с поставщиками энергоресурсов и т. д. и т. п. Причём все эти блага интернет-цивилизации будут уже на первом этапе реализации программы ГИС ЖКХ. Дальше – больше. Ресурс дополнят новыми функциями. Например, такими, как проведение собрания жильцов в электронной форме, выбор управляющей организации на основе рейтингов и прочее, и прочее.

Вся эта чудо-система должна, по словам Васильева, заработать везде и всюду по стране к январю 2017 года. Так, мол, обещают в минкомсвязи РФ. Но если региональные власти поторопятся с выполнением своей части общих задач, то запуск фантастического решателя коммунальных проблем возможен и раньше. Во всяком случае в семь пилотных регионов волшебство придёт уже текущей весной.

И пробелы, и прорехи, но идея хорошая

Валерий Васильев отметил только два существенных, на его взгляд, недочёта существующего проекта государственно-информационной системы ЖКХ. Во-первых, в проекте не прописана ответственность за невыполнение поставленных государством задач.

«У нас сейчас много различных программ и постановлений действует в сфере ЖКХ, направленных на наведение порядка по определённым направлениям. Но далеко не все они выполняются стопроцентно. Даже несмотря на то, что за нарушения и неисполнение задач предусматривается наказание, – отметил Валерий Иванович. – Поэтому нам нужно конкретизировать ответственность участников процесса формирования ГИС ЖКХ».

А во-вторых, Васильева смущает-таки вопрос достоверности данных, занесённых в ГИС.

«Кто должен проверять данные на достоверность? Как это делать? – волнуется Васильев. – Ведь если этой информацией не владеют жилищные организации, значит ей не владеют и муниципалитеты. А далее по нарастающей – регионы и федеральная власть, от которой в конечном счёте зависит вся жилищно-коммунальная политика».

Участники круглого стола попытались сходу найти ответ на последний вопрос – о достоверности. Владимир Удалов, первый замдиректора «Агентства энергосбережения» Саратовской области, предложил использовать как индикатор правды энергопаспорта. Такой паспорт формируется в результате тщательного обследования дома, и информации, в него занесённой (о техническом состоянии здания, его энергоэффективности, потреблении энергоресурсов, приборных измерениях и прочем), можно верить.

Другой вопрос, что жилые дома не попали в список обязательных к энергообследованиям. За исключением тех, где большая часть помещений принадлежит муниципалитету.

Тем не менее, остальные участники обсуждения сочли идею правильной. Мол, в программе нужно закрепить обязательное наличие у объекта жилфонда энергопаспорта с указанием номера последнего. Тогда сомнений в достоверности предоставляемой информации практически не осталось бы.

Однако у экспертов появились сомнения другого рода. В легализации самой ГИС, то есть информации, ею публикуемой. Председатель общества «Щит потребителя» Александр Журбин выступил с целым рядом вопросов и предложений на эту тему. Правозащитника интересовала возможность использования данных, содержащихся в ГИС ЖКХ, как оснований для обращения в суд. Представитель губернатора в Саратовской областной думе Ольга Павлова заявила, что по сути ГИС не является гарантом достоверности, так как «проверить публикуемые данные не представляется возможным».

«Суд может запросить информацию у источника, то есть у той организации, которая её в ГИС предоставила. И гарантировать достоверность этих данных может только тот самый источник», – пояснила юрист.

Такой расклад Журбина совсем не устроил: «В таком случае инициатива о ГИС ЖКХ не имеет никакого смысла. Это просто очередной распил бюджета, или как там это называется».

После бурного обсуждения деталей участники круглого стола в итоге признали, что в проекте государственной информационной системы ЖКХ ещё много пробелов. Законопроект нуждается в кропотливой доработке, хотя в целом идея хорошая – таким был завершающий вывод.