Бег от Фортуны

Оценить
Канал ТВЦ. «Владислав Дворжецкий. Роковое везение», среда, 23:05

Обязательный символ эпохи телевидения – юбилейные программы. Владиславу Дворжецкому 26 апреля исполнилось бы 75 лет. Разные каналы по-разному отметили эту дату: если Первый просто повторил фильм «Владислав Дворжецкий. Неприкаянный», снятый к прошлому, 70-летнему юбилею актера, то ТВЦ показал уже свежую работу. Только почему-то за три дня до юбилейной даты.

Вообще я к документальным фильмам в память о ком-то отношусь весьма скептически. Потому что, во-первых, часто на выходе мы получаем нечто невразумительное, во-вторых, потому что в нашей стране заповедь «Не сотвори себе кумира», кажется, не работает вообще: «культовых», «эпохальных» и «гениальных» деятелей развелось слишком много – куда ни плюнь, обязательно попадешь в гения.

Начинается фильм о Дворжецком с фразы, после которой сразу же хочется выключить телевизор: «Его появление на экране всегда гарантировало фильму успех. Женщины цепенели от его взгляда, мужчины мечтали быть похожими на его киногероев». Фраза ужасная, потому что не говорит ни о чем, и начать рассказ с этого можно и в фильме про Янковского или Абдулова – разве всё это и не про них тоже? Нет, конечно, знаменитый взгляд Дворжецкого не спутаешь ни с чьим, но можно же было выразить это иными словами? Кто-то скажет, что я цепляюсь к словам, да и вообще, в этом жанре сложно развернуться – о покойниках, как говорится, или хорошо, или ничего. А по мне так пошлость ничем не лучше того, когда говорят плохо. Кстати, оканчивается фильм тоже ужасной фразой: «В нашей памяти Владислав Дворжецкий – это гениальный актер, которому до сих пор нет равных в кинематографе». И дело, как вы понимаете, не в слове «гениальный», а в том, что нельзя сравнивать артистов – каждый по-своему хорош или плох.

Фильм оставляет какое-то неоднозначное впечатление: в нем много и интересного и уже давно известного. Создатели постарались охватить всё и сразу. В результате, кажется, не сумели подробно развить ни одной линии: те же взаимоотношения с близкими – каким был Владислав, как он ладил с отцом, братом, детьми, мы толком не узнали. В рассказах о фильмах подробно остановились только на «Беге», «Солярисе» и последней работе «Однокашники», а всё, что между, просто обозначено пунктиром. Ну и по традиции остановки на прекрасно известных фактах – о том, как ему не давали работать в омском ТЮЗе, как люди за глаза называли его инопланетянином, как ему приходилось ездить на творческие встречи, потому что трудиться, как раньше, из-за инфарктов он уже не мог, в гастролях – 28 мая 1978 года в Гомеле – его и встретила смерть.

В общем, это далеко не идеальный фильм. Тем не менее он интересен и познавателен. Если вы ничего или практически ничего не знаете о Дворжецком, то его стоит посмотреть, есть много любопытных фактов. Напоследок две цитаты.

«Я бы всю жизнь Влада назвала словом «бег». Бег отовсюду. Он всё время сбегал, бежал от женщин, от обстоятельств» (заслуженная артистка России Наталья Бондарчук).

«Я очень благодарю судьбу за то, что она свела его с кино, потому что если бы не это, я бы не узнал, каким он был, мог бы быть, если бы был с нами» (Дмитрий Дворжецкий, сын).