Вплавь ведь не кинешься

Оценить
«Никуда не денешься, приходится так ездить каждый день», – вздыхают пассажиры в набитых энгельсских автобусах

Час моста, который соединяет Саратов и Энгельс, пробил. Капитальный ремонт начался! Но от необходимости ездить ежедневно через Волгу на работу или учебу жителей двух городов никто не избавит. Обыкновенным апрельским утром я разделил с покровчанами все тяготы путешествия в Саратов в новых условиях. Получил массу впечатлений, а потом задался вопросом: «Не слишком ли много впечатлений, да причем каждое утро?»

Автобусы на выбор

Саратовский железнодорожный вокзал – конечный пункт большинства автобусных маршрутов, следующих из Энгельса в Саратов и обратно. На остановке выстроилось несколько автобусов. На выбор. Я стал пассажиром автобуса «с гармошкой».

Мест было достаточно. Это не удивительно – основной пассажиропоток по утрам идет из Энгельса в Саратов, а не наоборот. Без пробок, с ветерком мы добрались до Предмостовой площади. На улице Чернышевского в автобус зашли двое мужчин и сели позади меня. Всю дорогу они говорили о ремонте моста, делились впечатлениями и прогнозами будущих проблем, с которыми придется столкнуться многим.

По мосту и с ветерком!

Общественный транспорт теперь движется через мост по одной полосе реверсивно – сначала в одном направлении, потом в другом. Мы подъехали к мосту как раз в то время, когда движение по нему было открыто из Энгельса в Саратов. Нам приходилось ждать своей очереди на «реверс». Я приготовился к тому, что с места мы не сдвинемся минут 40. Но мне повезло – уже минут через 20 автобус направился на другой берег реки.

Поехали мы очень быстро – как будто за нами кто-то гнался. Успеть как следует рассмотреть из окна автобуса ход ремонтных работ было сложно. Но работа кипела! На мосту было огромное количество транспорта: экскаваторы, КамАЗы. Туда-сюда сновали рабочие в оранжевых накидках.

Тем временем мужчины, сидящие за моей спиной, вовсю вели подсчеты, во сколько раз увеличится прибыль владельцев автобусов. «Уже до того дошло, что, прежде чем рюмку водки выпить, думать начинаешь о том, как до дома доберешься. Раньше автобусы чуть ли не круглые сутки ходили. В Саратове одиннадцатый, девяностый, может быть, часа в три ночи только отправлялись в депо. Энгельские автобусы тоже допоздна ходили. Сейчас даже в 10 часов вечера автобусы увидеть с пассажирами – редкость», – возмущался один из пассажиров. Второй же просто во всем соглашался с ним.

Как я ни старался вспомнить, когда же это в Саратове общественный транспорт ходил круглые сутки, мне это не удалось.

По мнению моих попутчиков, прибыль перевозчиков возрастет во много раз: «По мосту разрешили ездить только общественному транспорту. Владельцы личного транспорта оказались за бортом. Многие доезжают до центра Энгельса, оставляют на стоянке свой автомобиль и пересаживаются на автобусы».

И наконец мы в Энгельсе!

За такими рассуждениями мы пересекли мост и оказались в Энгельсе. Если честно, я уже было начал думать, что ничего экстремального в моем утреннем путешествии не будет. Максимум дискомфорта – ожидание перед тем, как заехать на мост. Первая увиденная мною автобусная остановка после моста в Энгельсе (для транспорта, идущего в Саратов) заставила меня думать по-другому.

На остановке стояло по крайней мере человек двадцать, кто ожидал автобуса в саратовскую сторону. А я-то собирался выйти здесь, чтобы отправиться в обратный путь! Но теперь передумал: проеду подальше, там и пересяду. Наверняка народу будет поменьше, а в автобусе – посвободнее. Но я ошибался. Навстречу нам попался автобус. Через окно я увидел, что он был полон пассажиров. Подъезжаем ко второй остановке – желающих попасть в Саратов ничуть не меньше, чем на первой останове. На следующей остановке ситуация повторяется. Так я понял, что без проблем в автобус можно попасть только на конечной. И все-таки решил выйти на третьей остановке. Вздохнул и смешался с огромной толпой людей, ждущих автобус.

Эффект толпы

И он не заставил себя долго ждать. Но толку было немного. Я смог только постоять рядом с ним. Автобусные двери с трудом открылись, в автобус втиснулось от силы человека три-четыре, двери с еще большим трудом закрылись, и автобус отправился.

Через несколько минут пришел еще один автобус. Многие стоящие на остановке люди даже не подошли к нему: вероятность попадания внутрь стремилась к нулю.

В надежде на лучшее я пропустил еще два автобуса. Благо что прибывали они с промежутком минут в пять. В итоге я понял, что для веры в лучшее просто не тот случай. На горизонте появился очередной автобус, и я вместе с торопящимися на работу и учебу людьми поспешил к нему.

Двери открылись. Места в салоне не было, пассажиры уже свисали со ступенек, но тех, кто ждал на остановке, это не пугало. Они втискивались внутрь, поняв, что ждать было бесполезно.

Я особо никуда не торопился, поэтому расталкивать никого не стал. Смогу уместиться – значит хорошо. Не смогу – подожду следующего.

Кстати, я вспомнил, как однажды, когда движение трамваев в Саратове было парализовано из-за непогоды, я ехал домой из университета на электричке. Чтобы попасть в вагон, мне тогда пришлось немного разбежаться.

Сейчас я обратил внимание на девушку, в нерешительности стоявшую рядом, и предложил ей воспользоваться своим давним опытом. Только с разбега мы со студенткой экономического университета Алей и оказались в автобусе.

На следующей остановке в среднюю дверь втиснулась кондукторша. Отличительная особенность энгельсских междугородних автобусов в том, что кондуктор продает билеты в течение поездки, продвигаясь по салону, а не на выходе, как это принято в Саратове.

«Это моя работа. Мне не привыкать. Не хочу никому удобства доставлять, но деваться некуда. Все вопросы к руководству», – сразу пресекла кондукторша все попытки пассажиров высказать ей свое недовольство.

Одна из пассажирок поинтересовалась у кондукторши, куда делся 400-й автобус («Лазурный» – Предмостовая площадь). Та ответила, что маршрут показал себя не с лучшей стороны, по­этому его закрыли. Я, конечно, слышал, как водители этого маршрута говорили, что возят «воздух», но что его отменили – узнал только сейчас. Информацию об отмене маршрута опровергли на горячей линии министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, куда я позвонил сразу же, как оказался в Саратове.

Подъезжаем к очередной остановке. Женщина в автобусе увидела на остановке знакомую и помахала ей рукой. Та успела только крикнуть: «Скажи, на работу я приеду сегодня в лучшем случае к обеду!»

Студентка Аля тем временем обреченным голосом рассказывает мне: «Никуда не денешься. Придется так каждое утро ездить. Что толку недовольство свое высказывать, злиться, ругаться? Только нервы тратить. Остается только терпеть».

Перед тем как въехать на мост, нам вновь пришлось постоять. На этот раз всего лишь 10 минут. Но десять минут в жуткой толкучке могут показаться очень долгими. Что же будет летом, в жару?

Мост мы миновали так же быстро, как и на пути в Энгельс. Уже на Предмостовой площади многие стали выходить из автобуса. К железнодорожному вокзалу он подъехал практически пустым.