666 миллионов из Центра

Оценить
Бюджетный комитет рассмотрел каждый рубль

В четверг в Саратовской областной думе обсуждали деньги областного бюджета. Во-первых, их станет больше, потому что пришли 666 миллионов из федерального бюджета. Во-вторых, за расходами решили следить всем миром. А то только в Марксовском районе не досчитались семи с лишним миллионов, которые без особых хлопот отдали за несделанную работу. «Сил нет на это смотреть!» – кричал депутат Леонид Писной на заседании бюджетного комитета. – Эти деньги кровью даются!»

Марксовская капля

Вопрос о нецелевке и о фактическом воровстве денег возник под занавес. И обсуждался так горячо, что сорвал планы председателя комитета Николая Семенца вернуться в свой кабинет к началу общения президента Владимира Путина с российским и всяким другим народом. Ради этого комитет даже сдвинули во времени. Но если уж у депутатов наболело, то даже Путин отходит на второй план.

Счетная палата выяснила, что руководитель управления капстроительства администрации Марксовского района допустил нецелевые траты и воровство денег областного бюджета. Собственно нецелевое использование составило около двух миллионов рублей, и их вернуть просто. Региональное министерство финансов просто недодаст в этот муниципалитет очередной межбюджетный трансферт, вынудив таким образом руководство района ужаться в собственных тратах.

А вот к возврату 7,5 миллионов рублей, которые были выданы в Маркс с вышестоящего бюджетного уровня на реализацию целевых программ по социальному развитию села и по энергосбережению, уже кого только ни подключили, а перспективы так и остаются неясными. Всё дело в том, что управление капитального строительства Марксовского района приняло акты выполненных работ по муниципальным контрактам для сёл Михайловка, Липовка, Калининское, Колос, а работ на самом деле подрядчиком сделано не было. Счетная палата, выявив такой наглый обман, направила обращения в прокуратуру области, в следственный комитет, в МВД. Прошли проверки, которые подтвердили выводы аудиторов. Следственный комитет вроде даже возбудил уголовное дело в отношении начальника УКСа. Но параллельно, пока правоохранители идут своим долгим путем, марксовским чиновникам приказано взыскивать через суд с подрядных организаций незаконно полученные деньги.

Представитель УВД Олег Зуев в том, что будет обеспечен возврат денег в бюджет, очень сильно сомневается. Сказал депутатам, что в лучшем случае можно добиться выполнения работ в счет полученных средств. Не вдаваясь в тонкости расследования, которое вроде всё же начато, он попенял счетной палате на то, что милиционеров не привлекли на начальном этапе, сразу после того, как нарушения были обнаружены. Тогда бы ездили на проверки вместе и милиционеры, и аудиторы. А так получается, что материал поступил в УВД только в декабре. И теперь милиционеры повторяют путь аудиторов. И будут идти им полгода. Хотя уже выяснили, что подрядчики, кроме одного, тульского, саратовские.

Правоохранитель Олег Зуев
Правоохранитель Олег Зуев

Депутата Леонида Писного прекраснодушие в зале совершенно не устроило. Он сказал, что «нет дураков в этом зале». И что всем понятно, что работы подписали вперед и оплатили вперед. И при этом всем совершенно наплевать, что доля отведенных на сторону бюджетных денег немалая, но никому до этого как-то нет особого дела. «Меня б совет директоров за семь миллионов в тюрьму отправил при двух миллиардах в обороте!» – возмущался бесхозяйственностью и разгильдяйством Леонид Александрович, топ-менеджер крупнейшей в области строительной организации. Он просто-таки кричал, что у него «слезы текут», когда он в очередной раз узнает, что в районах творится с бюджетными деньгами. Дескать, «уже треть воруют» из того, что отправляется на социальное развитие: «Эти деньги кровью даются! Сил нет на это смотреть!»

Николай Семенец, как руководитель комитета, был обязан восстановить порядок и хоть относительную благодать на заседании. И он вывел в оппоненты Писному начальника экономического управления из минсельхоза. Именно через это ведомство шли субсидии на социальное обустройство села. Николай Яковлевич попросил пояснить, как министерство контролирует использование средств. В прошлом году на соцразвитие села было все-таки отправлено около 50 миллионов рублей.

Заместитель министра по экономике и финансам Татьяна Кравцева, абсолютно уверенная в своей правоте, объяснила, что между минсельхозом и каждым районом заключается соглашение, где четко прописывается ответственность сторон. И именно орган местного самоуправления несет ответственность и за нецелевое использование средств, и за срыв строительства объектов, и за несвоевременное представление отчетности. Марксовский район в срок отчитался, что все работы выполнены и все переданные из областного бюджета средства освоены. И под отчетом этим стояла подпись главы администрации, скрепленная гербовой печатью. А в министерстве нет контрольного органа, который системно мог бы перепроверять каждый объект.

И тут уже закричал депутат Алексей Сергеев. Не впрямую так, но подспудно, подтекстом, обвинил Татьяну Михайловну в том, что, вот именно пользуясь этой бесконтрольностью, марксовский УКС тоже не принимал объекты, а просто подписывал документы.

– Как не принимал? – искренне удивилась Татьяна Михайловна. – Такого не может быть.

– А вот может быть, представьте себе! – припечатал финансиста Сергеев.

Николай Семенец попытался притушить пожар эмоций, выведя вопрос на обобщающий уровень. «А в других районах может быть то же самое?» – спросил он Кравцеву. И она по-женски мудро развернула тему контроля в будущее. Сказала, что вот сейчас как раз в Москве согласовываются окончательные суммы по программе устойчивого развития сельских территорий на 2014 год. Так вот пусть эту информацию берут депутаты областной думы и в текущем режиме начинают сразу каждый свой район контролировать. И тогда нарушения будут вскрываться своевременно, когда еще что-то можно поправить.

Депутат Писной вслух начал тут же думать о том, что не такое уж это легкое занятие. Он в Советском районе разбирается с водопроводом стоимостью 27 млн рублей и видит, что второй год идет строительство, а в стройнадзор уведомление до сих пор не направлено. И как он понимает, ни один из районов вообще не оформляет разрешений на строительство программных объектов, даже если они по всем законам поднадзорные.

22 миллиона размажут по 20 районам

Хорошо, что про бюджетные неаккуратности покричали в конце заседания. Потому что если б с них начали, то так бы и мерещились всем растратчики, выстроившиеся в очередь за бюджетными деньгами, что расставляли по статьям депутаты.

Министр финансов Александр Ларионов рассказал, что поступили из федерального бюджета средства текущего года. Например, 22 млн рублей пришли на создание условий для занятий спортом на селе. Потом выяснилось, что деньги эти, с виду маленькие, еще какие важные. Потому что они – партийный проект депутатов Государственной думы. И депутаты областной думы знали о них заранее и уже вторую неделю ломают голову над тем, как их лучше истратить.

Министр образования Марина Епифанова подтвердила, что среди 43 районов сложно распределить эту сумму. Ведь сельских школ у нас 654. Сначала их отсортируют на соответствие условностям. Право на получение денег будет зависеть от комплектования школы. В ней должно быть не менее ста учеников, и должна просматриваться тенденция к росту, а не к сокращению учеников. Подтверждением этому может послужить наличие работающего детского сада в селе. Иначе ведь неоткуда ждать первоклассников, и деньги в этом случае как бы на ветер уйдут. Второй принцип отбора – наличие в учебном заведении педагога-физкультурника. Третий – его торжественное обещание про сдачу норм ГТО. Деньги можно тратить на ремонт школьных спортзалов, строительство спортплощадок, покупку спортинвентаря или перепрофилирование помещений под спортивные. Выдавать можно не более миллиона на один проект, хотя сельские школы вписывают в свои заявки нужду в 3–5 млн рублей. Но Николай Яковлевич всех обнадежил: если всё у нас получится хорошо и правильно, нам денег еще дадут. Партийный проект рассчитан на три года.

На поддержку лучших работников сельских работников культуры и учреждений пришли 3,6 млн рублей. Их будут раздавать в форме грантов – по 100 тысяч на юридическое лицо и по 50 руководителям кружков.

Лучших учителей федеральный центр поддержал средствами в объеме 3,2 млн рублей, на развитие образования дали 5 млн. Берегу Бабушкиного взвоза в Саратове повезло больше. На него пришли 322 млн рублей. И на работы по ТЮЗу – 300 млн. Это получаются два таких самых больших счастливчика среди получателей федеральных средств в апреле.

Однако маленькие суммы – это не просто лучше, чем ничего. Некоторые из них – транши, которые потом складываются во что-то приличное. Как-то незаметно набралась вот достаточно весомая сумма на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства. 28 млн рублей пришли в апреле возвратом как неиспользованные в прошлом году. Но с начала года Саратовская область уже получила 72 млн на погашение процентной ставки по краткосрочным кредитам в растениеводстве. Еще к этим средствам выделены 115 млн. «Мы имеем возможность направить нашим сельхозпроизводителям на погашение ставки почти 216 млн рублей», – сказала заместитель министра сельского хозяйства по экономике и финансам.

В части областных доходов правительство может только двигать деньги туда-сюда. В апреле посчитали, что лучше сократить лимит бюджетных кредитов муниципалитетам почти на 100 млн рублей, а эти деньги лучше направить, например, на обеспечение жильем детей-сирот (40 млн), строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (23 млн). У министерства здравоохранения забрали и перекинули на комитет капстроительства 10,4 млн рублей. Но эти деньги как бы не совсем уйдут из медицины, потому что будут потрачены на строительство модуля «Служба крови» областной станции переливания крови. Его вообще-то строят на федеральные средства, но для воспитательного эффекта в межбюджетных отношениях между разными уровнями власти заложено обязательное хотя бы минимальное софинансирование.

В расходной части очень большая подвижка наблюдается по стремлению погасить кредиторскую задолженность. Рассчитаются на общую сумму в 201 млн рублей. Каждую «кредиторку» председатель бюджетного комитета придирчиво проверил. Управление делами правительства рассчитается наконец за 28 пожарных прицепов, которые были приобретены в прошлом году для муниципальных образований. Их вручали на Театральной площади и в других местах. Но 28 миллионов на их оплату тогда у управления не было. Министерство экономического развития отдаст долг Саратовстату за исследования и расплатится за приобретение в прошлом году оборудования для бизнес-инкубатора. Почти 4 миллиона перестанут тянуть министерство культуры за неоплаченную в прошлом году охрану учреждений культуры. И министерство печати рассчитается наконец с районными газетами. 15 млн рублей хватит, чтобы закрыть практически полностью все долги правительства. Министерство здравоохранения тоже немножко ослабит удавку кредиторской зависимости и выплатит почти 23 млн рублей по двум решениям арбитражных судов.

У комитета транспорта была сложная задача по переброске денежных средств со статьи на статью. И в конце концов они решили пожертвовать своими обязательствами по возмещению тарифов текущего года в пользу расчетов за долги перед РЖД. Дело в том, что железнодорожные компании, которые осуществляют в Саратовской области пригородные перевозки, не имеют своего подвижного состава, а арендуют его у ОАО «РЖД». И у них сложилась задолженность, которая может обернуться расторжением арендных отношений.

Минсоцразвития источник погашения кредиторской задолженности по решениям судов нашел в статье, из которой должны были оплачиваться услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов льготным категориям граждан. То ли представители льготных категорий перестали нуждаться в протезах, то ли при пересчете льготников оказалось меньше, чем ранее планировалось. Последнее объяснение кажется более верным, потому что на возмещении льготникам платы за телефон и радио в этом году точно сэкономят почти 70 миллионов рублей. 45 в прошлом месяце отдали в общий котел областного бюджета. К апрельскому заседанию думы созрели отказаться еще от 24 миллионов рублей.

Представители комитета капитального строительства на заседание к депутатам не пришли. И поэтому Николаю Яковлевичу некому было задать вопрос про 50 миллионов рублей, которые отправят из областного бюджета на строительство нового аэропорта в Сабуровке. Депутаты и журналисты остались без информации о том, на какие конкретно цели они будут потрачены.

Члены бюджетного комитета Саратовской областной думы рассмотрели еще несколько законодательных инициатив коллег из других российских регионов. Поддержку у саратовцев нашла только одна инициатива из Оренбургской области. Как объяснил Николай Семенец, речь в поправках в Налоговый кодекс идет о месте зачисления госпошлины по делам, рассматриваемым судами. Вопрос оказался актуальным и для нас, потому что в целях оптимизации число районных судов в регионах сократили, и в Саратовской области, например, осталось 18 районов без судов. А государственная пошлина зачисляется в бюджет того района, где есть суд. Это как-то несправедливо. А еще более несправедливо, когда суд Саратовского района находится в городе Саратове. И госпошлина, взятая судом Саратовского района, зачисляется в бюджет Саратова. Депутаты просят такое положение дел изменить. И вернуть пошлину в бюджет, связанный с ее плательщиком. Саратовские коллеги сказали, что они тоже за справедливость.

(О работе других комитетов)