«На вечный вклад на имя убежища»

Оценить
Лучшую ученицу за каждый год награждали швейной машиной на пожертвования предводителя дворянства

До 70-х годов прошлого века в самом начале Мирного переулка, на правой стороне, на углу Советской улицы, стоял двухэтажный дом, принадлежавший некогда бывшему саратовскому городскому голове Петру Фёдоровичу Тюльпину (о нем см. газету от 28.06.2011). Пётр Фёдорович вместе с супругой Дарьей Хрисанфовной дом этот и денежные средства пожертвовали для создания в нём благотворительного учреждения – убежища Святого Хрисанфа.

Открылось оно в 1858 году и более полувека давало приют девочкам-сиротам и полусиротам. Проверявший деятельность убежища смотритель отмечал: «Что же касается содержания учениц, то есть пищи, одежды, постели и т. д., то в этом отношении нужно отдать должную честь господам попечителям и попечительницам. Пища приготовляется свежая (каждый день закупается), сытная и обильная, о чём свидетельствуют довольные лица детей, точно так же платье на детях и постели для них ведутся в чистоте и порядке».

Девочки находились здесь с 7 до 19 лет, получая знания в объеме начальных народных школ. Параллельно с учением они осваивали башмачное дело, рукоделие и шитьё. Через 20 лет после открытия стараниями председательницы дамского попечительства о бедных Варвары Алексеевны Кривской в убежище была оборудована хорошая рукодельная мастерская, в которой воспитанницы учились кройке и шитью платья и белья, вышивке гладью, вязанию крючком, стёжке одеял. Фактически убежище преобразовалось в первую саратовскую профессиональную женскую школу. Хорошее качество работ воспитанниц привлекало в мастерскую многочисленных заказчиков. Около двух третей средств на содержание детей убежище получало от выполнения заказов и продажи рукоделий. Пять работ юных мастериц были представлены на сельскохозяйственной выставке 1893 года. Комиссия, оценивавшая экспонаты, присудила убежищу похвальный лист.

Суммы, заработанные девочками, укрепляли финансовое положение убежища, которое продолжало существовать на попечительские средства. Периодически помощь ему оказывала городская власть, перечисляя от 500 до 1100 рублей в год. Как одно из первых благотворительных учреждений Саратова, убежище нередко избиралось горожанами в качестве объекта пожертвований. Так, «скончавшийся в 1880 году купец Ф. И. Курбатов оставил по духовному завещанию 1000 рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала употреблялись в пользу призреваемых в убежище». Были и другие денежные вклады. Среди них следует отметить вклад Н. Н. Львова, который в 1900 году пожертвовал 1000 рублей «на покупку билета на вечный вклад на имя убежища [ ... ] с тем, чтоб из процентов с этого вклада ежегодно покупалась швейная машина для выдачи её в награду лучшей из окончивших курс в убежище ученице». Пожелание благотворителя строго соблюдалось.

Получало убежище от горожан помощь и в виде съестных припасов: мёд, чай, сахар, орехи, калачи и прочее. Приносили разные необходимые предметы: керосин, дрова, ткани, половики, разливные и столовые ложки и многое другое.

Число воспитанниц в убежище в среднем составляло 50–60 человек. Кроме общих первоначальных знаний и профессиональных навыков девочкам прививали здесь умение содержать себя и дом в порядке и чистоте. Они по очереди подметали и мыли полы, стирали мелкое бельё, прислуживали в столовой, помогали кухарке на кухне. Выпускницы убежища слыли хорошими невестами, из которых получались добродетельные хозяйки. Поэтому в каждом выпуске одна-две девушки сразу шли под венец. По сложившейся традиции свадебные платья и скромное приданое этим сиротам обеспечивала купчиха Анна Васильевна Чирихина – владелица колокольного завода в Саратове. Ну а те, кто ещё не встретил своего суженого, легко находили место в порт­няжных и белошвейных мастерских города.