Оцифруй меня

Оценить
Иллюзия иногда бывает больше, чем правда

На минувшей неделе произошла масса интересных культурных событий, посетить которые смог бы только человек, существующий в нескольких пространствах сразу: одно мероприятие накладывалось на другое.

Словесная картина мира

Возможно, наиболее громким культурным событием недели, не считая поэтического фестиваля «Центр весны», следует считать приезд французского художника Филиппа Буанара, занимающегося цифровым искусством. В прошлом году он получил золотую медаль интернет-премии на Кубе за проект «phAUTOmaton», который был там впервые представлен. Следующими пунктами стали Французский институт в Токио (фестиваль Digital Choc) и Монреаль (фестиваль «Весна поэтов»). Работы Буанара показывались во многих других странах. 16-го и 17 апреля французский художник выступал с лекциями в Радищевском музее.

Филипп представил «phAUTOmaton» – это, как сказано в пресс-релизе, «интерактивное произведение цифрового искусства, которое позволяет участникам увидеть визуальное отображение их мысли. Изображение, полученное с помощью «phAUTOmaton», может быть черно-белым или цветным, может использоваться любой шрифт, а текст может быть написан на любом языке (японский, арабский, русский и др.)». К слову, в Ночь музеев, 17 мая, Саратов попадет в число городов, в которых этот проект будет осуществлен.

Филипп не считает, что технологии непременно вредят и убивают искусство, более того, они во многом позволяют сохранить то, что есть сейчас. Буанар углубился в историю видеоарта. Он рассказал, что видео­арт как таковой появился еще до высоких технологий, проиллюстрировав это примером комиксов одного французского автора, вышедших в 1959 году. В них, когда что-то идет не так, картинка начинает «рябить» и выглядеть как телевизионные помехи. Далее художник показывает пример, уже гораздо более близкий его творчеству: проект «Фукусима» Жан-Пьера Бальпа представляет собой программу, которая фильтрует и нарезает фразы из всех статей о Фукусиме. Таким образом, создается бесконечное поэтическое произведение, и сам автор формально не пишет текст, только работает над алгоритмом. Сам Филипп подчеркивает, что именно возможность завлекать через цифровое искусство большое количество людей очень его привлекает и потому он решил этим заняться. Проект «phAUTOmaton» он «начал создавать, когда задумался о выражениях типа «на лбу написано», «читать по глазам». Понятно, что это метафора, но было бы интересно представить, как выглядит лицо мысли. Что можно сделать с помощью «phAUTOmaton»? Вы заходите в кабину, набираете любую фразу и получаете вашу фотографию, состоящую из слов этой фразы. Потом она отправляется в общую галерею в Интернет... Через месяц после запуска проекта все архивы будут уничтожены». Художник сначала сделал одну такую фотографию при зрителях (снял себя), а затем, по просьбе зала, попытался сделать аналогичный снимок со всей аудиторией, но он не особо получился: как выяснилось, программа гораздо лучше распознает отдельного человека, чем группу.

В мае 2015 года Буанар планирует побывать в ста европейских городах с новой работой. В этом проекте будет строиться «Город слов».

«Коронована венком»

Именно так называется открывшаяся 17 апреля в кофейне «Кофе и шоколад» на Волжской выставка бывшего саратовского, а ныне петербургского фотографа Эллы Толмачевой, также известной как поэтесса и вокалистка рок-группы «Агния БартеZ».

Приехавшая на открытие Элла сказала, что ей радостно, что данная выставка проходит в родном для нее городе, что она счастлива вновь встретить друзей, многих из которых не видела несколько лет. Фотографии для нее – это своеобразная иллюстрация к собственным песням, которые посвящены женщинам. И вправду, снимков с мужчинами на выставке не найдешь. Элла продолжает: «За Питером, во Всеволожске, есть любимое поле, на которое я просто вывожу своих девушек, женщин, которые ко мне приезжают фотографироваться. И мы просто с ними гуляем, делимся девичьими тайнами, я их просто короную венками, превращаю в принцесс и королев, может, ведьм». Фотографию Элла полюбила за молчаливость и сакральность.

Организатор выставки известный саратовский фотограф Екуб Гаффаров сказал: «Элла была и остается прекрасной моделью для огромного количества фотографов. Это большой талант. Кроме того, она красивая женщина – прекрасная и пластичная, стихи пишет, поет. Когда она начала фотографировать, мне стало уже не по себе... (Смеётся.) Повторю мысль, которую говорю всегда: «Настоящее искусство рождается там, где есть избыток любви». Избыток любви – это главный талант женщины, прекрасной Эллы Толмачевой». После этих слов он попросил Эллу исполнить несколько песен.

А что же сами фотографии? Это тот случай, когда лучше сослаться на описание, данное организатором, поскольку он гораздо лучше понимает ценность этих работ: «Это трепетные рассказы о женской красоте. В них много ностальгии по идеальному миру, в котором женщина может раскрыться иначе, быть в ладу с собой и с миром. Ностальгии по миру, в котором женщина черпает вдохновение и силы, подпитывает свою любовь. Чтобы заботиться о близких и согревать их своим теплом. В этом мире царствует иллюзия и воображение, здесь сон превращается в явь. В ее фотографиях каждая героиня проживает свою сказку. Во всей своей многоликости. Ведь в каждой женщине живет и величественная королева, и жертвенная мать, и трепетный ребенок, и демоническая красавица. И это всё одна история о женщине. Иллюзия, которая иногда больше, чем правда».