В Беларуси другая система

Оценить
Сельское хозяйство соседней страны на зависть нам модернизируется по приказу

В начале апреля из Саратовской области в Минск съездила бизнес-миссия, возглавлял которую заместитель председателя нашего правительства Павел Большеданов. Вернулись оттуда наши люди потрясенными. В основном тем фактом, что государство там помогает внедрять всё лучшее в экономику. Даже саратовские разработки, которые в России и в Саратовской области никому долгие годы были не нужны. В минувшую пятницу участники бизнес-миссии рассказывали о своих впечатлениях журналистам.

Скоро вся Беларусь перейдет на газомоторное топливо, которое в два раза дешевле жидкого. У нас аналогичный результат под вопросом

После посещения двух белорусских предприятий МАЗ (Минский автозавод) и МТЗ (Минский тракторный завод) Павел Большеданов заболел продвижением газомоторного топлива в наш регион. Ему даже немного обидно, что первым, кажется, стартует по этой дороге Москва, а не мы. Хотя столица государства российского пойдет вперед от «нулевой базы», а у нас уже есть наработки, так как система «Югтрансгаз» уже больше десяти лет экспериментирует именно с метаном. Но Москве купить 500 автобусов, специально сделанных под метан, – раз плюнуть и не заметить, а для Саратовской области 500 автобусов или тракторов – большая натуга. Но 500 двигателей, работающих на метане, – это тот минимум, что приемлем для инвесторов, готовых вложить деньги в развитие инфраструктуры, с помощью которой можно будет вести заправку. При этом 500 автобусов в Москве оплатит администрация Москвы, а у нас решение о покупке автобусов и тракторов должны принимать предприниматели.

На вопрос, что первично, разворачивание сети газовых заправок или покупка машин и тракторов с двигателями, спроектированными под газомотроное топливо, Павел Большеданов отвечал уклончиво. Потому что без инфраструктуры природный газ еще не становится топливом. Но покупать компрессоры инвестор будет только при четко сформированном желании собственника перейти на газ, лучше уже подкрепленном закупками на минском автозаводе.

«От обычной сети долго заряжать. Надо оборудование современное, чтобы бак заполнялся за 20 минут, – объяснял журналистам Павел Владимирович. – Но нужно понимать, что при 99 процентах газовой инфраструктуры, которая есть, оставшийся один процент очень дорогой. Он будет стоить десятки миллионов долларов, потому что одна машина заправочная стоит 5–6 миллионов рублей».

Журналисты сомневались, что нефтяники так просто возьмут да и отдадут газовикам свои сегодняшние доходы. И высказывали предположение, что нефтяные короли будут выставлять в России всяческие препоны для газомоторных надежд. Но оказалось, что журналисты были неправы. И что закон о газомоторном топливе уже отлежал свое 13 лет под сукном. А «где-то два года назад были расшиты узкие места в законодательстве – они практически не позволяли газомоторное топливо применять на территории РФ», и Владимир Путин включил газомоторной теме зеленый свет. Все нефтяники и газовики тут же побежали наперегонки занимать место первого поставщика. «И Газпром, и Газпромнефть, и Роснефть, и Лукойл, и Новотэк – все включились в соревнование, – рассказывал Большеданов. – Потому что до 2011 года была одна ситуация, а теперь кто первый – тот успешный. Но лидеры явные уже видны – это Газпром и Роснефть».

Не исключено, что тема газомоторного топлива продвинулась в России, потому что к переходу на него активно готовится Беларусь. МАЗ уже выпускает машины с родными двигателями для метана, МТЗ вот-вот начнет. Посчитали, что дело выгодное, притом что газ у них дороже, чем у нас.

У нас, притом что только в посевную сельхозпроизводители тратят около 3 млрд рублей на дизтопливо, а газомоторный двигатель в 2,5 раза экономичней, чем дизельный, всё еще вилами на воде писано. Хотя члены саратовской бизнес-миссии были на белорусских заводах и своими глазами видели, что предложение новых автобусов и тракторов будут больше белорусского спроса.

– У нас пока есть только труба. И есть кулибины, которые за небольшие деньги сделают переоборудование техники. Но цель нашей миссии – побудить белорусов для владельцев техники МТЗ (а у нас такой 80 процентов в Саратовской области) придумать единое конструкторское решение. Я думаю, что как только появится один успешный опыт на базе одного хозяйства, когда будет пройдена критическая точка, дело пойдет очень сильно. Топливо это начнет развозиться газовозами так же, как развозчики дизтоплива работают, – снова и снова Павел Владимирович учил журналистов понимать, что метан – это не пропан-бутан, он мгновенно уходит в атмосферу на улице и поэтому бе­зопасен. – Нефтяники пугали, что на морозе замерзнет, – не замерзает, что взорвется, – не взрывается. И железка на газе работает очень комфортно. Универсальность заключается в том, что газ в России проложен практически везде, как и в Беларуси. И мы в этом плане сопрягаемся друг с другом.

Быстрой кистью набрасывает Павел Большеданов штрихи к картине потенциального сотрудничества с соседней страной. Можно, например, запустить производство вискозы в Балакове, после того как запустят комбинат по производству целлюлозы в белорусском Светлогорске в 2016 году. Или вот в саратовской делегации был генеральный директор Газпроммаша, «который может обвязать любую заправку оборудованием под заправку метановым топливом». Заинтересован работать на рынке республики Беларусь и подрядчик Газпрома – саратовская Газэнерготехника. Они «привязывают газотурбинные технологии к генерации и выработке тепла». Практически остались одни от Японии до Калининграда, после того как многие конкуренты обанкротились. Так что встреч и переговоров было много, но больше всего всех поразило, как в соседней республике работает госкомитет по науке и технологиям: «Достаточно молодой ученый Шумилин возглавляет комитет и целый перечень инвестфондов на территории Беларуси, в одном месте – все перспективные наработки, которые можно реализовать». У нас этим занимаются минпром, Ростехнологии, Роснано, а там всё в одном месте. И толку, надо понимать, от этого одного места больше.

В Беларуси коровы дают больше молока благодаря саратовцам

Министр сельского хозяйства, он же заместитель председателя правительства области Александр Соловьев гордился на этой пресс-конференции продукцией саратовской компании «Биомид». Он вез в Минск Сергея Воронина, «чтобы убедиться, как далеко продвинулись препараты, которые Сергей Петрович вместе со своими коллегами применил и в практическом плане адаптировал на территории Беларуси».

Сергей Петрович в свою очередь сказал, что ему было очень важно, чтобы Александр Александрович увидел результаты. «Я понимаю, что он, как чиновник, дорожит именем своим. А мы, ученые, можем долго красиво рассказывать. И иногда наше представление бывает только звоном на поверку. Но жизнь составила нас 17 лет назад заниматься наукой так, чтобы результаты были кем-то куплены». Ученые справились с задачей. Но удивительно то, что в Беларуси в них поверили быстрее, чем в России. И тамошние потребители разработок Биомида уже получают выгоду.

Пять белорусских специалистов докладывали о результатах работы с препаратами Биомида. Не говорилось ничего лишнего. Только цифры, слайды и доказательная база на основе цифр. «Белорусская сторона быстро откликается на новшества, готова применять любые инициативы, которые повлекут уменьшение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, – делился впечатлением Александр Соловьев. А Воронин рассказывал конкретику про ветеринарную инъекционную форму иммуномодулятора, «превышающую все передовые образцы Америки, Германии, Швейцарии, Дании», в которую в Беларуси поверили: «Мы можем с помощью этого комплекса в птицеводстве уменьшить в 15–20 раз количество металла, и естественные отходы птицеводства не будут фонить этими металлами». И еще про биоконсервант, который не пользуется спросом в России, а в Беларуси начали с 70 тысяч тонн три года назад, и уже 1270 тысяч тонн зеленой массы там закладывается с саратовским биоконсервантом. «Очень тяжелая конкуренция с западными препаратами такого профиля, – говорит Воронин. – Но мы в три раза дешевле».

Воронин понимает инертность мышления российских сельхозпроизводителей и говорит, что «насильно мил не будешь», и что ученые никого не хотят уговаривать, и что важно «только желание, а оно не такое динамичное как в Беларуси». Но у Павла Большеданова было более лаконичное объяснение. «Мы не должны забывать, что у нас рыночная экономика. В Беларуси другая система. Там это всё – государственная собственность. Есть приказ, и его выполняют», – сказал он.