Мусорный кот в мешке

Оценить
Кто виноват в уличном коллапсе Саратова – закон, московский уборщик или городская администрация?

Всю минувшую неделю саратовская общественность следила за развитием ситуации вокруг взаимоотношений администрации города и московской компании «Энергопроммонтаж». Компания вызвалась убирать улицы сразу в трёх районах Саратова. Но обязательств своих выполнять не спешила. В итоге городские власти решили расторгнуть договор с московской фирмой, а мусор убирать собственными силами. Недоверчивые горожане уже заподозрили муниципалитет в сговоре с москвичами «с целью освоения бюджетных средств».

Конфликт исчерпан. Суда не будет

На сегодняшний день конфликтную ситуацию между администрацией города и ЗАО «Энергопроммонтаж» можно считать разрешённой. Контракт с московской фирмой расторгнут по обоюдному согласию. Поэтому судебных разбирательств не требуется. Так во всяком случае говорит глава города Саратова Олег Грищенко. В эфире радио «Эхо Москвы в Саратове» Олег Васильевич заявил, что в случае расторжения договора через суд с компанией, не выполнившей своих обязательств перед заказчиком, уборка городских территорий могла оказаться отложенной на неопределённое время. Так как пока судом не будет вынесено решение по делу, контракт считался бы действующим. Это означает, что поручить уборку города никому другому муниципалитет не смог бы.

«Скорее всего, администрация снивелировала этот процесс, может быть, они заключили мировое соглашение. Просто та фирма поняла, что они залезли не туда и не могут выполнять все обязательства, которые ранее на себя взяли, и сейчас отошли в сторону», – сообщил глава города в эфире радиостанции.

При мирном разрешении конфликта у городских властей появилась возможность найти замену недобросовестному уборщику. Либо провести новый конкурс среди подрядных организаций или доверить наведение порядка на улицах Саратова существующим муниципальным предприятиям через муниципальное задание.

Город выбрал второй вариант. Чиновники объясняют это решение экономией времени. Прибраться в городе необходимо срочно, так как уже началась череда крупных культурно-массовых мероприятий. Позади День космонавтики, а впереди ещё Пасха, Праздник Весны и Труда и День Победы. То есть на проведение новых тендеров времени уже не осталось.

Развод наивных граждан

В социальных сетях, где саратовцы обсуждают случай с московскими уборщиками, родилось мнение, что власти в очередной раз развели наивных горожан. Нежелание администрации Саратова заморачиваться с новым конкурсом на уборку города, навело отдельных граждан на мысль, что конфликт с ЗАО «Энергопроммонтаж» был подставным. Всю эту историю, мол, городские чиновники спланировали и разыграли перед саратовской общественностью, чтобы бюджетные деньги остались в городе. И не просто в городе, а в конкретных муниципальных предприятиях.

«Ну а что, три района на 8 месяцев за более чем 150 миллионов – нормально! Будут тупо перекладывать деньги из кармана в карман», – считают саратовцы, убежденные, что никакого мусорного коллапса в Саратове вовсе не намечалось. «В СМИ просто нагнетали жути. На самом деле никто и не заметил, что на улицах города никто не убирался. И теперь, с муниципальными уборщиками, разницы мы не почувствуем», – уверены скептически настроенные горожане. При этом они добавляют, что в честность и искренность чиновников администрации можно было бы поверить, если бы город попытался как-то наказать недобросовестную компанию. Официальных экспертов, поддерживающих эту точку зрения, нам найти не удалось. Хотя закон действительно предусматривает для заказчика возможность потребовать с поставщика товаров или услуг уплаты штрафа за неисполнение обязательств по контракту и пени за каждый день просрочки. Сумма штрафа определяется ещё на стадии подписания контракта и указывается в договоре, а размер пени определён законом. На какие суммы могла бы претендовать городская администрация, нам точно не известно. По слухам, до восьми миллионов рублей.

Была, исчезла, снова появилась

Контракт на уборку городских территорий в трёх районах Саратова московскому ЗАО «Энергопроммонтаж» достался в результате победы в электронном аукционе, который проводил дорожный комитет Саратова в рамках действующего с января 2014 года федерального закона № 44 о контрактной системе государственного и муниципального заказа. На самом деле ЗАО «Энергопроммонтаж» выиграло два муниципальных конкурса. На уборку города и на дорожные ремонтные работы. На 87,7 млн рублей и 19,6 млн рублей соответственно.

Согласно условиям договора работы по очистке городских территорий от мусора должны были начаться 1 апреля. Однако и 7-го числа никого из представителей московской фирмы или хотя бы их суб­подрядчиков ни в Заводском, ни в Волжском, ни в Октябрьском районах города замечено не было. А вот кучи мусора здесь, напротив, с каждым днём становились всё заметнее. В итоге на одном из рабочих совещаний в администрации города чиновники, отвечающие за чистоту и благоустройство территорий, назвали сложившуюся ситуацию критической. По их словам, фирма, выигравшая конкурс на муниципальный заказ, вместо исполнения контракта просто исчезла. При этом, как отмечали представители городского комитета дорожного хозяйства, благо­устройства и транспорта, они каждый день составляли для подрядчика план уборки по конкретным улицам и тротуарам. И каждый раз муниципальное задание игнорировалось. Заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов сообщил тогда же, что разыскивать фирму стали сразу. Но с 4 апреля представители компании в Саратове отключили все свои телефоны, а «офис в Москве переехал в неизвестном направлении».

Потом фирма вышла на связь и согласилась подписать документы о расторжении договоров. Каким образом удалось договориться, в администрации не рассказывают. А вот подробности того, как московской фирме удалось выиграть муниципальный тендер, не скрывают.

Определяющая дешевизна

По словам Дмитрия Федотова, ЗАО «Энергопроммонтаж» опустили свою цену на 40 процентов от стартовой. Цена контракта в подобных конкурсах в принципе решающий фактор. Известно, что в тендере на уборку города вместе с ЗАО «Энергопроммонтаж» участвовало саратовское муниципальное предприятие «Городские дороги плюс», которое предложило услуги за 88,4 миллиона рублей.

В конкурсе на дорожно-ремонтные работы соперником московской фирмы было саратовское ЗАО «Автогрейд», попросившее 19,7 млн рублей за городской контракт.

Необходимость проведения тендера при существовавшей возможности обойтись без него Дмитрий Федотов объяснил тем, что муниципалитет надеялся сэкономить немного бюджетных средств: «В любом конкурсе есть некий соревновательный момент. Мы надеялись, что какие-то серьезные компании могли бы прийти с новой техникой и убирать город. К тому же правила таких торгов предполагают понижение цены контракта, а это экономия для города». Хотя, по словам Федотова, среди профессиональных компаний практически нет желающих участвовать в тендерах «на такие объёмы за такие деньги». Зато компаний, заведомо не способных справиться с условиями контракта, хоть отбавляй.

Проверить заранее участников торгов, по словам Федотова, невозможно. Заказчик в ходе электронного аукциона видит только номер участника и цену контракта, которую он предлагает. Выбор обязаны сделать по наименьшей из предложенных к рассмотрению сумм. Узнать о победителе можно уже после конкурса, но если он не числится в чёрном списке недобросовестных поставщиков и документами доказывает свою способность выполнять заказанную работу, то не заключить с ним контракт заказчик уже не имеет права. Даже если репутация подрядчика не блещет чистотой, а его проф­пригодность вызывает сомнения. Фактически госзаказчикам приходится заключать договоры с «котом в мешке», вся правда о котором вскроется уже после вступления в силу договорных отношений.

Работа такая – тендеры выигрывать

Репутация ЗАО «Энергопроммонтаж» чистотой, кстати говоря, не блещет. По слухам, у этой компании есть аналогичные договоры на уборку городских территорий и в других городах России. Говорят, что по части этих договоров идут суды. Нелестно о ЗАО «Энергопроммонтаж» отзываются и бывшие сотрудники, указывая на то, что в фирме творится «полный бардак»: трудовые договоры, мол, не заключаются, зарплаты людям не платятся и т. д.

«Не могу понять, как такие компании выигрывают государственные тендеры, не имея ни людских, ни технических, ни профессиональных ресурсов», – отмечает, например, один из бывших сотрудников ЗАО «Энергопроммонтаж» на форуме портала «Job Rate: Рейтинг работодателей».

Проверить правдивость этого заявления мы не можем. Но можем поделиться своим опытом взаимодействия с ЗАО «Энергопроммонтаж». В этой фирме с журналистами общаться не хотят. По предпринятым попыткам получить комментарий можем отметить, что ведут себя сотрудники скрытно – представляются исключительно именами без фамилий и чёткого названия должностей. Имён лиц, ответственных за ситуацию с саратовским контрактом, не называют. Человека, ответственного за связи с общественностью, похоже, там нет.

По словам Дмитрия Федотова, администрации Саратова представители ЗАО «Энергопроммонтаж» объяснили невыход их сотрудников на уборку города 1 апреля тем, что выпал снег, а снегоуборочной техники у компании нет.

Сырой закон – непаханое поле для мошенников

Так что же стало главной причиной сложившейся ситуации? Большинство наших экспертов проблему видят в действующем федеральном законе № 44, пришедшем на смену закону №94 о госзакупках. Несмотря на то что 44-й закон исключает ряд недочётов, присутствовавших в законе-предшественнике, новый нормативный документ нельзя назвать совершенным. Неизменным остался ключевой недостаток предыдущего закона – открытая форма подачи заявок на конкурс и формальный подход к контролю. Именно это является главной причиной низкого качества поставляемых услуг и товаров. Эксперты говорят, что даже чёткое описание критериев по товару или услуге (как она должна быть оказана, каким способом, кто ее должен оказывать и в какие сроки) не является ограничением для реализации мошеннических схем.

Депутат Саратовской городской думы Виктор Марков признаётся, что с текстом закона знаком поверхностно и не вдавался в детали, но доверяет мнению специалистов, работающих с этим законом. А они говорят, что «он даже хуже, чем 94-й».

«Его нормы и излишний либерализм способствуют участию в торгах на муниципальные заказы мошеннических организаций и реализации их мошеннических схем. Как раз то, что мы наблюдали в Саратове на минувшей неделе. Такие компании, как правило, не имеют имущества и вообще никаких активов. Никакого движения по их счетам, скорее всего, тоже нет. Поэтому и судиться с ними бесполезно, – считает Виктор Марков. – Они участвуют в торгах не для того, чтобы, выигрывая, действительно исполнять полученный контракт. А для того, чтобы выжать из своих конкурентов деньги. Это известная схема: «Платите – и мы не будем участвовать. Не заплатите – мы не уйдём, а вы проиграете». Они же выигрывают за счёт демпинга и, конечно же, ничего делать по контрактам не собираются».

Депутат Марков при этом считает, что администрация должна все же воспользоваться своим правом потребовать неустойку с недобросовестной компании. Но в то же время он уверен, что толку от этого не будет: «Взять там, скорее всего, нечего, они ж не для того создавались».

Подозрения в сговоре администрации с московской фирмой депутат Марков не разделяет: «На мой взгляд, это слишком хитрый ход. К тому же непонятно, зачем он был бы нужен. Если изначально можно было идти через муниципальные задания для городских предприятий, то зачем такие выкрутасы? Чтобы через проведение конкурса кому-то что-то доказать? Нет, я не думаю, что сговор мог иметь тут место. Тот, кто считает иначе, по-моему, чрезмерно демонизирует образ нашей администрации».

* * *

Когда верстался номер, из администрации Саратова сообщили, что окончательное решение о том, будут ли городские власти требовать уплаты штрафа за неисполнение контракта с ЗАО «Энергопроммонтаж» или откажутся от этого, ещё не принято. Данный вопрос изучают юристы муниципалитета.