Запах этот ужасен...

Оценить
Студенты Григория Аредакова показали, что деньги – зло

«Тит упрекал отца, что и нужники
он обложил налогом; тот взял монету
из первой прибыли, поднес к его носу
и спросил, воняет ли она. «Нет», – ответил Тит.
«А ведь это деньги с мочи», – сказал Веспасиан».

(Гай Светоний Транквилл
«Жизнь двенадцати цезарей»)

Нет, конечно, римский император Веспасиан никогда не говорил фразу «Деньги не пахнут», это уже потомки сократили отрывок, изложенный Светонием, до короткой крылатой фразы. Впрочем, неважно. Выпускной курс театрального факультета СГК под руководством Григория Анисимовича Аредакова в минувшие выходные показал, что деньги еще как пахнут. И запах этот ужасен.

Спектакль позиционируется как психологический триллер, но это вовсе не значит, что театр драмы вдруг решил поиграть в угоду публике в популярный, но не самый распространенный для театральной сцены жанр. Во-первых, потому что психологический триллер неплох сам по себе, во-вторых, потому что в качестве основы для спектакля взята пьеса живого классика американской драматургии Эдварда Олби «Все в саду», которая в свою очередь является переработкой пьесы Джайлза Купера. Наконец, жанр здесь весьма условен, и при желании спектакль можно окрестить и трагикомедией, и трагифарсом, и вообще подчеркнуть, что Олби, между прочим, классик «театра абсурда», хотя абсурдность в этом спектакле несколько условная.

История наших героев поначалу кажется вполне типичной: молодая супружеская пара еле сводит концы с концами, считая каждую копейку и отказывая себе во всем. При этом муж-химик (Ричард – Роман Рощин) категорически запрещает своей жене (Дженни – Элеонора Бактыгереева) искать работу – для него это будет позором. И здесь включается первый абсурдный парадокс ситуации: строго говоря, они вполне могли бы жить более или менее прилично, если бы не стремление быть как все, а «все» вокруг сплошь богатые и успешные соседи, которые ходят в клуб, имеют свой бизнес и уж точно могут позволить себе держать садовников, а не копаться в земле самим. Кстати, сад, как вы уже догадались, вынесен в заглавие не для красного словца. И хоть он существует за пределами сцены (всё действие происходит в скромно обставленной комнате Ричарда и Дженни), именно он – лейтмотив мечтаний главных героев, но при этом и зловещее место, наглядно показывающее, куда приводят мечты. В сущности, он в некотором смысле идеалистический «вишневый сад», только вывернутый наизнанку.

До поры до времени жизнь героев течет не очень весело, но в целом спокойно, пока в их дом не входит миссис Туз (Валерия Малинина). Она делает Дженни предложение, от которого можно отказаться. Но Дженни, подумав, не отказывается. С этого момента начинает рушиться всё.

Помните знаменитые булгаковские слова, произнесенные устами Воланда: «Ну, что же, люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...»?

Можно спорить, что в нашем случае первично, но, кажется, хрен редьки не слаще. И для Олби, а вслед за ним и для Аредакова со студентами деньги, вернее стремление обогатиться во что бы то ни стало, по определению зло, которое опутывает сетями всех, кто так или иначе лелеет мысль быть успешным. Недаром героиня Бактыгереевой, еще не видя во всей красе грядущей катастрофы, рассуждает: «Что, как не деньги, заставляет нас держать друг друга за глотку? По деньгам о тебе судят. И достоинство измеряется только деньгами». В этом коммерческом Содоме находится только один праведник, да и тот – пьяница Джек (Пётр Костряков), который совсем недаром единственный из всех героев имеет способность обращаться напрямую к зрителю. Джек – художник, прожигающий жизнь, но живущий безбедно – за счет наследства, оставшегося от дядюшки. Логично, что тонко чувствующий мир художник, получив из ниоткуда такие деньги, просто тратит их, как ему взбредет в голову. Но в этом, на первый взгляд, абсолютно нерациональном отношении к благам цивилизации и кроется единственно верный в рамках того общества способ честного существования, без потери морального облика. Другое дело, что от этого никто счастливым не становится.

«Все в саду» – завершающая четвертая работа выпускников Григория Анисимовича после «Зойкиной квартиры», «Евгения Онегина» и «Майской ночи». И все же подводить итоги не хочется. «Все в саду», несомненно, удачная работа как для зрителя, так и для актеров: Валерия Малинина великолепно перенесла на сцену холодность и расчетливость миссис Туз, Вадим Демидов отлично сыграл сына Ричарда и Дженни – Роджера, который оказывается в тисках семейного конфликта и отказывается понимать, что происходит. В очередной раз вставка в спектакль его безудержной и смешной игры на гитаре только украсила постановку. Отличны и гости – от взбалмошной Цинтии (Мария Путютина) до Чака (Александр Гайраджи), поразительно напоминающего внешне Жерома (Шайа Лабаф) в «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Исполнители главных ролей Роман Рощин и Элеонора Бактыгереева хорошо передали тонкую игру и смену настроений главных героев. Но особенно хочется отметить Петра Кострякова – амплуа нервозного, чуть ли не готового сорваться в истерику, творческого человека, кажется, дается ему на удивление легко, словно он не играет, а проживает свою роль. Какова будет дальнейшая судьба спектакля и его участников, судить не берусь, но то, что на сегодняшний день это несомненная удача, очевидно.