Крым наш и не наш
Нет, никто, конечно, не сомневается, что Крым принадлежит России. Себе дороже сомневаться. И написав, что Крым не наш, мы имели в виду нашу родную Саратовскую область. Поясним. Правительство Российской Федерации утвердило подготовленную министерством регионального развития схему закрепления 14 районов и двух городов – Симферополя и Севастополя – за 16 субъектами Федерации. Саратовская область в число кураторов не попала. Понятно, Москва, Питер, богатые Башкирия, Татария, Самара. Но в список попали еще и Брянск, Воронеж. Липецк. Получается, что таким неожиданным образом правительство России дало нам понять, где наше место. И заодно охарактеризовало управленческие и прочие способности областной власти.
Но не всё так плохо. Наш успех, как тот бронепоезд, стоит на другом пути. Ведь именно наш депутат Государственной думы Ольга Баталина стала инициатором и лицом движения «Мы едем в Крым! Вы с нами?». Это про то, что все патриотически настроенные депутаты, а таких у нас подавляющее большинство, будут этим летом отдыхать в Крыму. Некоторые наивные обитатели Интернета восприняли девиз как личное приглашение и стали строить всякие планы о совместном отдыхе с лучшими из лучших людей страны, но таким придется сказать категорическое «Нет!». Или, как говорил Остап Бендер, «Не трогайте мою хрустальную мечту своими грязными лапами».
Следует иметь в виду, что поездка в Крым будет не самым легким испытанием. Ездить традиционным маршрутом – поездом через Украину – означает отдать себя в лапы украинским таможенникам. Они и прежде не отличались благодушием, зато были не прочь трошки разжиться за свет путешественников. Теперь, понятно, станут еще злее, выдавая это за национально-освободительную борьбу. Таможню придется преодолеть дважды – при въезде на Украину и при выезде – на украинско-крымской границе. Министерство транспорта России рекомендует ехать через Анапу и разработало занятный маршрут: до Анапы поездом, потом автобусом до пристани на берегу Керченского пролива, следом паромом через пролив и уж только после этого автобусами до курортов.
Понятно, что можно лететь самолетом из Москвы, тем более что правительство обещало снизить цены на билеты, взяв на себя разницу между реальной ценой и продажной. Но и тут не всё гладко. По планам министерства транспорта в день в Симферополь будет одиннадцать рейсов. Летать будут самолеты Ту-204 авиакомпании Red Wings, некогда принадлежавшей бизнесмену Александру Лебедеву. После катастрофы одного из самолетов у компании начались проблемы, и Лебедев продал ее. Вряд ли какие еще авиакомпании примут участие в крымских перевозках – за полеты в Симферополь могут запретить полеты в Европу. Санкции, знаете ли. Так вот при максимальной нагрузке Ту-204 за день смогут перевести две тысячи триста пассажиров – не так уж много. Есть еще один щекотливый момент: аэропорт Симферополя не сертифицирован для приема Ту-204. Это, понятно, вопрос решаемый, можно за какое-то время обучить местный персонал, можно привезти из России.
Но вот от путешествий в Крым на своем автомобиле бывалые люди отговаривают.
«Транспортная связь с Россией – ужасная. Очереди на паромной переправе огромные: туда минимум 6 часов, обратно минимум 12 часов. Но вполне можно встрять и на 20 часов», – пишет в «Фейсбуке» житель Ялты Андрей Александров. Кстати, и с продуктами могут случиться перебои. Крым хоть и благодатный край, но еда в нем привозная. В сезон требуется до 500 фур, а пропускная возможность паромной переправы – 60–80 автопоездов. Но придется терпеть, ибо отдых в Крыму своего рода духовная скрепа и задача государственного масштаба. Не зря же министерство транспорта определяет итоговые цифры – не менее трех миллионов россиян обязаны отдохнуть в Крыму. А глава республики Сергей Аксенов уверенно называет рубеж в шесть миллионов. Правда, не все в это верят – так, появились сообщения, что во многих крымских санаториях сокращают обслуживающий персонал. За ненадобностью.
Со стороны может показаться, что пытаемся опорочить отдых в Крыму. Это вовсе не так, мы пытаемся быть объективными, найти и положительные стороны. Например, этим летом в Крыму гарантированно не будет мешающих русским туристам иностранцев. Европейские страны настоятельно не рекомендуют своим гражданам ездить в Крым. Даже Франция сделала это, хотя трудно представить себе француза, решающего дилемму: Евпатория или Ницца? И крупнейшие круизные фирмы Costa Cruises, Oceania Cruises, Regent Seven Seas на этот сезон заменили порты Крыма на порты Болгарии, Румынии, Греции. Это значит минус еще 60000 западных туристов. Нам же лучше – дышать будет легче и свободнее.
Так что можно учить слова песенки «В Никитском ботаническом саду гуляет ветер голубой, шумит волнами прибой» и собираться в дорогу. Хотя стоп! Песню учить не надо, ее же написал Андрей Макаревич, а он сейчас среди неблагонадежных.