И взлет, и посадка
Экскурсия началась утром в пятницу. Нам предстояло побывать на авиационно-технической базе, на борту самолета Як-42, который летал во многие страны мира, и поучаствовать в споттинге – наблюдении за взлетами и приземлениями самолетов.
Я впервые в жизни оказался на территории аэропорта, и как человек, далекий от всего того, что имеет приставку «авиа», думал, что земельные владения аэропорта несколько меньше. От аэровокзала до «штаба» – административного здания (места сбора журналистов и блогеров) – я шел минут пять быстрым шагом.
Проверка на прочность
После того как все блогеры и журналисты прошли через рамку металлоискателя, а потом и через паспортную проверку, мы вышли из здания уже на территорию лётного поля. Там нас ждала пассажирская «Газель». Но компания журналистов и блогеров была так многочисленна, что водителю пришлось делать несколько рейсов. Пунктом назначения стала так называемая вышка, откуда на протяжении более двух часов нам предстояло наблюдать за посадкой и взлетом самолетов.
На вышке нас ждали, для удобства даже поставили стулья. Но погоду изменить организаторы экскурсии были не в состоянии. Аэропорт и без того открытая территория, на которой даже самый слабый порыв ветра холодным апрельским утром вызывает далеко не положительные эмоции, а тут еще и на верхотуре! Когда нам сказали, что до взлета первого самолета остается всего лишь десять минут, я не обрадовался. Эти минуты тянулись мучительно долго. Блогеры и журналисты гуляли по крыше, пытаясь найти место, с которого получатся наиболее эффектные кадры взлета самолета. Наконец-то 10 минут истекают. И вот появляется первый объект пристального внимания гостей аэропорта – самолет Як-42, отправляющийся в Екатеринбург.
Не дал журналистам и блогерам замерзнуть рейс из Казани, а потом и из Нижнего Новгорода. На саратовскую землю с небольшими интервалами приземлились самолеты Cessna Grand Caravan.
Затишье перед «Эмбрайером»
Потом наступило затишье. Холодный ветер вновь напомнил о себе, и мы вместе с коллегой из одного из информационных агентств Саратова решили спуститься с крыши вниз. Но вновь поднявшийся холодный ветер заставил искать новые укрытия. И во время прогулки по прилежащей к вышке территории мы одно такое место нашли – достаточно просто было зайти за гараж, в котором находилась пожарная машина. Время за разговором пролетало незаметно, солнце поднималось всё выше; потеплело. Но стоило выйти из укрытия, как холодный ветер вновь напоминал о том, что на дворе вовсе не май.
Часы оповещали о том, что вот-вот из Москвы должен прилететь оранжевый Embraer-195 – самолет бразильского производства. Таких в самолетном парке компании «Саратовские авиалинии» два. Регулярные рейсы в Москву и другие города «Эмбрайеры» стали совершать с конца прошлого года. Перед «Яками» у «Эмбрайеров» несколько преимуществ. Во-первых, скорость. Во-вторых, более экономичный двигатель. «Эмбрайеры» впервые в России были приобретены именно «Саратовскими авиалиниями».
Мы быстро поднялись вновь на крышу и приготовились встречать оранжевый лайнер. И вот он приземлился, неторопливо проехал по взлетной полосе, как бы показывая журналистам и блогерам свою мощь и красоту, а пилот самолета даже помахал рукой фотографирующим его людям. На этом первая часть мероприятия – споттинг – была завершена.
За штурвалом «Яка»
Часть группы саратовских блогеров и журналистов заняла места в подъехавшей «Газели», и мы отправились на авиационно-техническую базу, где нам обещали показать всё, что необходимо самолету для его нормального функционирования. Экскурсию для нас проводили главный инженер авиационно-технической базы Вячеслав Меркулов и начальник технического отдела Валентин Рябуха.
Мы посетили ремонтные мастерские, цех по пошиву всего необходимого для полетов (сигнальные флажки, чехлы на кресла и так далее). Вячеслав Меркулов рассказал, что детали для двигателей самолетов марки Як-42 поставляет украинский завод. Он отметил, что несмотря на события, происходящие на Украине, все условия по заключенным договорам исполняются в точности.
Кульминацией нашего путешествия по аэропорту стала экскурсия на борт самолета Як-42. Недостаток этой затеи состоял в том, что на борту было очень трудно развернуться большому количеству людей, а уж чтобы оказаться за штурвалом самолета, пришлось еще и постоять в очереди. А очередь образовалась очень быстро. Куда же первым делом направятся люди, оказавшиеся на борту самолета на экскурсии? Естественно, в кабину пилота!
Порядок в полной мере
После экскурсии по «Яку» Вячеслав и Валентин ведут нас в кабинет, где работает представитель компании-производителя самолетов Embraer-195. Девушка ни слова не понимает по-русски, и саратовские журналисты попытались рассказать ей на английском языке о достопримечательностях Саратова. Время посетить их у нее будет достаточно. Представители компании-производителя работают в Саратове вахтовым методом. Одна смена длится несколько месяцев. Девушка, с которой познакомились мы, на свой пост заступила совсем недавно. Так что информация о достопримечательностях Саратова для нее, надеюсь, небезынтересна.
Покинуть территорию саратовского аэропорта нам пришлось через здание штаба, хотя здание аэровокзала было гораздо ближе. Но заведенный порядок нарушать нельзя. Ведь от порядка во всем и слаженности в работе коллектива «Саратовских авиалиний» зависит связь между городами и странами. Связь между людьми. А дисциплинированность и слаженность в работе сотрудники компании журналистам и блогерам продемонстрировали в полной мере. Я уверен, что никто из нас не пожалел, что побывал здесь.