А у нас не совсем коллапс
За организацию пассажирских перевозок между Саратовом и Энгельсом отвечает правительство Саратовской области. Структуры правительства игнорируют возможность перевозки людей во время ремонта моста через Волгу речным и железнодорожным транспортом. Между тем речники и железнодорожники технически готовы обеспечить 30-минутную переброску через Волгу десятков тысяч людей. Эти три главных вывода напрашиваются после пресс-конференции, которая состоялась в минувшую пятницу в радиодоме ГТРК.
С журналистами встретились заместитель генерального директора Саратовской пригородной пассажирской компании Николай Сергеев, председатель совета директоров ЗАО «Пассажирское речное управление» Светлана Тимошок и представители компании, выигравшей аренду причальной стенки на набережной Космонавтов, – ООО «Транспортная компания – Полюс», коммерческий директор Оксана Злобина и начальник отдела развития и технического оснащения Станислав Кириллов.
Запасная транспортная артерия
Светлана Тимошок рассказала журналистам, что в течение 10 дней, не дожидаясь открытия причальной стенки, между 8-м и 9-м причалами будет установлен прошлогодний дебаркадер, от которого теплоходы «ОМ» и «Волга-2» начнут совершать пробные коммерческие рейсы уже с 20 апреля. Утром рейсы планируются из Энгельса и вечером из Саратова. Светлана Александровна говорит, что речному управлению важно понять, востребовано будет их предложение или нет: «Бюджетной поддержки не будет. Рейсы делаем коммерческие, малодоступные большинству населения. Стоить билет в один конец будет около 100 рублей. Если эти рейсы окажутся востребованы, как только откроется причальная стенка, можно будет увеличить их количество».
У журналистов было много вопросов. Светлана Александровна терпеливо отвечала.
– Для большинства будет недоступна поездка ценой в 100 рублей. Не хотели бы вы взять на себя социальную ответственность и сократить стоимость билета? Так вы можете помочь области, городу в сложной ситуации.
– Взять на себя ответственность в организации пассажирских перевозок? – переспросила Светлана Александровна. И начала рассказывать, как формируется цена за счет амортизации, эксплуатации, ремонта восстановительного, зарплат сотрудников, которые работают не только во время навигации, затрат на содержание дебаркадера, платежей за пользование причальной стенкой, за топливо. – Рентабельность – 13–15 процентов. С нее еще налоги заплатим. Мы свою социальную ответственность реализуем, принимая на себя обязательство не считать платными пассажирами детей до семи лет и пенсионеров после 70. Даже на прогулочных рейсах.
Оксана Злобина |
– Какие типы судов и сколько людей могут перевезти между Энгельсом и Саратовом?
– Пассажировместимость «Волги-2» – 250 человек, «Волги-1» – 260 человек. Мы планируем пробные рейсы в 7 и 8 утра в Саратов, в 6 и 7 вечера – в Энгельс.
– Допустим, всё будет еще хуже, чем сейчас всем представляется, – продолжали вопросы журналисты. – И по ремонтируемому мосту не сможет ездить даже общественный транспорт. Что если в этом случае придется обращаться в федеральный центр, и он сочтет водные перевозки единственным выходом и оплатит много чужих теплоходов, минимизируя цену проезда? Сколько у причальной стенки может вообще стоять судов?
Ответ получился коллективным. Светлане Тимошок помогал начальник отдела развития и технического оснащения ЗАО «Транспортная компания – Полюс» Станислав Кириллов. Журналисты поняли, что к одному причалу может подойти три теплохода. В Саратове восемь причалов. 3-й и 4-й будут использоваться для больших туристических теплоходов. К пяти причалам теоретически может пристать по три судна со стороны Энгельса. Но не более 10 единиц одновременно может отправиться. При этом нельзя забывать, что в Энгельсе всего один причал у памятника Калинина. «Он большую нагрузку выдержать не сможет. Одновременно 50–100 человек могут пройти на посадку-высадку, и нет мест ожидания, – рассказывала Светлана Александровна.
Станислав Кириллов |
– Сколько времени закладывется на переправу между городами?
– Время в пути – 25 минут и 15 минут посадка-высадка.
Журналисты спрашивали Светлану Тимошок, делался ли в подведомственном ей предприятии анализ пассажиропотока между Саратовом и Энгельсом с учетом вероятных цен на перевозки таксомоторами. Как известно, таксисты уже потирают руки, понимая, что цена поездки через новый мост возрастет минимум до 500 рублей. В этом случае рублей за речной переезд может стать совсем не коммерческим, если наладить достаточное количество рейсов в течение дня. Светлана Александровна сказала, что такого анализа не делали. На вопрос, сохранились ли «Метеоры» и «Ракеты» в российском флоте, Светлана Тимошок ответила утвердительно: «В Казани и в Новгороде по две-три единицы. Они там выполняют дачные перевозки. Наш саратовский порт это давно всё продал, но если даже свалятся на наше счастье на Саратов «Метеоры» и «Ракеты», у нас нет кадров, способных управлять этими судами».
– А вы анализировали количество небольших судов в частной собственности, которые в случае нужды можно арендовать и поставить на перевозки Саратов – Энгельс?
– В Саратове есть порядка трех-четырех компаний небольших, у которых по одной-две единицы судов. Это можно рассматривать. Но теплоход готовится к навигации заранее. Технически и документально. И на подготовку уходит от двух месяцев до нескольких лет. Так что теоретически возможно, но на деле можно говорить о каких-то промежуточных рейсах только. Время упущено.
В конце концов журналисты забеспокоились о том, хватит ли флота для дачных перевозок. Светлана Тимошок ответила, что 21 апреля будет проходить конкурс на пассажирские речные перевозки по дачным маршрутам – Шумейка и Сосновка. И в компании надеются, что правительство повернется к ним лицом. Но на дачные рейсы планируются теплоходы «Москва-62» и «ОМ-164». А между городами отправят «Волгу-1» и «Волгу-2».
Рельсовые автобусы стоят на запасном пути
Николай Сергеев |
По словам заместителя генерального директора Саратовской пригородной пассажирской компании Николая Сергеева, по маршруту Саратов – Анисовка курсирует ежедневно пять пар поездов туда и обратно. Технически они готовы обеспечить более интенсивное движение на этом направлении. Анисовка находится в районе Энгельсского мясокомбината, и время в пути от нее до станции Саратов-1 составляет 30–34 минуты. «Но всё будет зависеть от решения правительства Саратовской области, – сказал Николай Александрович. – Если будет такой запрос и такая необходимость, то со своей стороны перевозку пассажиров в том объеме, который необходим жителям Саратова и Энгельса, готовы обеспечить».
– Можете каждый час отправлять с энгельсского и саратовского вокзала электрички?
– Не забывайте про железнодорожный мост, через который двигаются электрички. Нужно смотреть пропускную способность в определенное время. Но всё зависит от необходимости, как ее увидит правительство, – вновь подчеркнул Николай Сергеев. – Пока запроса на дополнительные рейсы Саратов – Анисовка в компанию не поступало.
Цена разового билета на электричку, как выяснили журналисты, составляет 60 рублей. Есть льготы для разных категорий населения, скидка на проездные для студентов и школьников, и вообще проездной билет получается в любом случае дешевле, чем разовая оплата. Журналисты напомнили, что еще перед тем, как появилась информация о закрытии моста, железнодорожники собирались соединять станцию Анисовка со станцией Покровск. Но Николай Сергеев попросил всех уяснить, что путь электрички до станции Покровск продлить нельзя. Нет электрифицированного участка. Однако технически возможно рассмотреть вариант, где от Покровска до Анисовки будет идти рельсовый автобус с дальнейшей пересадкой пассажиров в пригородный поезд, либо можно пустить состав на тепловозной тяге. Но в любом случае это должно решать правительство области, потому что цена проезда устанавливается на этом уровне, а она по идее не должна расти, хотя расходы у предприятия будут больше.
Николай Александрович авторитетно и профессионально объяснил недоверчивым журналистам, что при необходимости электрички могут делать остановки в Заводском районе и даже продлить маршрут до Ленинского района через станции Трофимовский мост, Жасминная до Сокурского тракта. Да и вообще пригородные электрички недорого обойдется превратить в городские и возить людей из новых спальных районов Саратова.
– Мы готовы обеспечить сбор пассажиров на Сокурском тракте и их доставку до железнодорожного вокзала в Саратове. Можем возить так из Заводского района, из Энгельса. Вместимость поезда минимальная (четыре вагона) – 400 сидячих мест, максимальная – 1200 человек за один рейс. Такие предложения по организации городских электричек есть. Мы давали свои предложения по вопросу создания пересадочных узлов. Инфраструктура железной дороги готова. Есть платформы, пути, поезда. Нужно пересмотреть маршрутную сеть. Автобусы должны подвозить людей. Но площадки для разворотов автобусов от города нужны.
Слухи о причальной стенке сильно преувеличены
– А что будет, если народная инициатива дойдет до перевозок через Волгу на «Казанках», «Прогрессах» и «Гулянках»? Смогут эти речные такси брать и высаживать пассажиров у причальной стенки?
Вопрос журналистов не застал врасплох представителей транспортной компании «Полюс». Станислав Кириллов ответил, что «маломерные суда имеют право подойти к причальной стенке только с разрешения диспетчера». Светлана Тимошок переориентировала своих потенциальных «соперников» в Затон на стоянку для маломерных судов. Но главное в разговоре про стенку было не это. Если верить Светлане Александровне, то многолетние «слухи об аварийности причальной стенки сильно преувеличены»! Предыдущий арендатор четыре года просто не хотел работать – стричь кусты, бетонировать ступеньки, убрать ненужную арматуру, восстановить амортизационную защиту. «Многие причалы в нормальном состоянии», – говорит Тимошок.
И коммерческий директор «Полюса» Оксана Злобина подтверждает, что причальная стенка находится в удовлетворительном состоянии. Заключен сейчас договор с нижегородской фирмой, которая будет мониторить датчиками стену круглосуточно. Диагностировать отклонения, вымывание грунтов. Но ремонт будет косметический. Большего пока не требуется: «Обследование дна, траление, и будем готовы принять все судна к началу сезона».
ЗАО «Пассажирское речное управление»:
Существует с 1996 года, в собственности холдинга – с 2007 года. Для перевозок используются два теплохода «Волга», теплоход «Москва» и введенный в эксплуатацию в июле прошлого года теплоход «ОМ». Есть еще маленькое судно на 50 человек. Все готовы к навигации. Три судна в резерве ждут капитального ремонта.
ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания»:
Создано в 2011 году, 49 процентов акций контролируется правительством Саратовской области, 51 процент – РЖД. На долю компании приходится 92 процента пригородных пассажирских перевозок в регионе.
ЗАО «Транспортная компания – Полюс»:
C 2006 года занимается железнодорожными перевозками. В собственности около 400 единиц подвижного состава для перевозки грузов. В речном транспорте новички.