«Аппарели – на благо избирателя?»
Есть подозрение, что круглый стол в Саратовской областной думе, состоявшийся в минувшую среду, собирали для галочки. Чтоб можно было сказать, что депутаты тоже серьезно озабочены подготовкой к ремонту моста через Волгу. Дискуссии на заседании не случилось. Собственно, модераторы, они же председатели комитетов, которые числились организаторами стола, нисколько не огорчились. Более того, они всячески способствовали тому, чтобы круглый стол шел по заданному изначально сценарию. С продолжительными выступлениями определенных спикеров. Это удалось. Мероприятие прошло за час и пятнадцать минут.
Направления
Первым взял слово председатель комитета по экономике Алексей Мазепов, который сообщил, что круглый стол называется «О ремонте автомобильного моста Саратов – Энгельс и организации пассажирских перевозок на период ремонта моста». Еще Алексей Анатольевич сказал много общих слов, смысл которых сводился к тому, что надо обсудить проблемы, которые могут возникнуть и уже возникают.
Не смог молчать и председатель комитета по вопросам коммунального хозяйства Сергей Нестеров, выступление которого было куда как пафоснее: «В этих непростых условиях дефицита бюджета все-таки найдены средства». И еще «начинается нагнетание паники», «губернатор и правительство взяли на себя ответственность», «обществу надо объединиться и потерпеть, чтобы потом 20–25 лет ездить по мосту».
А потом Нестеров предложил заслушать позицию правительства и перейти к «задаванию» вопросов.
Позиция
Первое публичное выступление нового заместителя председателя правительства области Василия Разделкина было правильным – не очень продолжительным.
Василий Михайлович вкратце изложил историю создания и жизни моста и подвел итог: за всё время его существования средств на ремонт не выделялось.
Далее шел отсыл на полвека назад – дескать, тогда использовались такие материалы, которые сейчас, при ремонте, требуют особого подхода.
Далее Василий Разделкин сообщил, что областной бюджет смог выделить деньги на ремонт. И он, ремонт, будет длиться три года.
А дальше пошли программные заявления. Первое: для ремонтных работ текущего года необходимо ограничение проезда легкового транспорта по мосту. Второе: было принято организационное решение о передвижении общественного транспорта по одной реверсной полосе по аппарелям. (Аппарели, если кто не знает, – это такие приспособления в виде металлических лент, для переезда над каким-то нешироким препятствием. В случае моста препятствием являются деформационные швы, которые в процессе ремонта нагружать нельзя. – Е. М.) И третье, самое главное: есть подтверждение, что эти перевозки будут безопасными.
Потом Разделкин поведал о том, что сейчас 55 тысяч пассажиров из Энгельса в Саратов и обратно перевозят 65 автобусов. Но есть возможность запустить еще 20 машин, которые легко справятся с 20 тысячами.
Почему господин Разделкин уверен, что все автомобилисты радостно пересядут из легковушек в автобусы, непонятно.
Еще Василий Михайлович сообщил, что уже приготовлены стоянки для «отстоя» автобусов. Имелось в виду, что автобусы с энгельсской стороны будут накапливаться на этих стоянках, пока по мосту будут двигаться автобусы с саратовской стороны и наоборот. А еще подготовлен тягач для буксировки автобусов к берегу. Это если автобус сломается на мосту.
Проект ремонта моста уже прошел государственную экспертизу (голос с места: «Еще не проходил». – Е. М.), на сайтах размещены схемы объезда (советую ознакомиться, невероятно увлекательно. – Е. М.).
Конечно, людям будет неудобно, сокрушался Разделкин, потому «как уличная сеть будет массово заполнена». Что касается моста в Пристанном, сообщил Василий Михайлович, заканчивая свое выступление, то по нему сейчас в день проходят 14 тысяч единиц автотранспорта, а рассчитан он на 70 тысяч. И все междугородние автобусы пойдут по новому мосту.
Вопросы к Разделкину у собравшихся были. Но задать их не позволили. Потому как решили идти по плану – сначала доклады, потом «задавание».
После семиминутного выступления зампреда речь министра транспорта и дорожного хозяйства Николая Чурикова показалась невероятно длинной. Тем паче что Николай Николаевич читал ее по бумажке, причем делал это не сильно умело, плохо выговаривая слова и регулярно запинаясь, например, на слове «коррозионный».
Спич Чурикова свелся к тому, что он перечислил все экспертизы, проведенные по состоянию моста, начиная с прошлого века. Все экспертизы заканчивались одинаково: необходим ремонт. После чего Чуриков гордо добавлял: «ремонта проведено не было».
В середине выступления, когда Чуриков дошел в своей печальной хронологии до 2004 года, его попробовал перебить депутат Леонид Писной. Который в теме давно и хорошо разобрался. Но его уверенно остановил Сергей Нестеров, попеняв тем, что Писной не дает образоваться всем остальным.
Писной смирился, но, когда Николай Николаевич закончил читать свою грустную петицию, не удержался от аплодисментов.
«Задавание»
И когда Шехерезада закончила свои дозволенные речи, то есть Чуриков закончил читать свой пространный доклад, депутатам разрешили задавать вопросы. Первым успел Николай Бушуев, который спрашивать ничего не стал, а сказал, что надо выполнять то, что зачитал Чуриков в выводах, и еще что надо уважать труд профессионалов, то есть разработчиков проекта и подрядчиков. Судя по всему, Николая Александровича приглашали на формальное мероприятие, и он, как человек очень занятой, постарался свести обязаловку к минимуму. Не получилось.
А не получилось по вине Писного, который сказал, что вопрос, ремонтировать или не ремонтировать мост, не обсуждается. А надо определить, что делать, чтобы избиратели не порвали народных избранников «на британский флаг». Для начала стоит выяснить, обязательно или нет полное закрытие моста. Еще необходимо узнать, есть ли изменения в проектной документации, касающиеся разрешения движения по мосту общественного транспорта в ходе ремонта. Потому как у Писного есть опасения: «Сегодня они поставят аппарели, а завтра их использование запретят». И вообще, где экспертное заключение, что «аппарели будут работать на благо избирателя».
На этом «задавание» было остановлено, потому как у организаторов по плану был доклад руководителя проектной организации.
Профессионалы
Генеральный директор компании-проектировщика Виктор Морозов говорил терминами. Но сначала он представил на всеобщее обозрение экспертные заключения. Потом сказал, что единственный вид работ, требующий полного закрытия моста, – установка аппарелей. А дальше пошла специфика с примерами. Господин Морозов уверял, что ремонт нашего моста – это вовсе не эксклюзив. И применяемые литой АБ с покрытием ЩМА – это современные, широко применяемые и хорошо зарекомендовавшие себя технологии. Литой АБ – это, понятно, литой асфальтобетон, а ЩМА – щебеночно-мастичный асфальт. И если с АБ было понятно сразу, то расшифровка ЩМА потребовала интернет-консультации.
Господин Морозов говорил не так долго, как Чуриков, но понять его было сложнее. В силу обилия терминов.
Но вопросы к разработчику последовали мгновенно.
Надо сказать, что на круглый стол пригласили тех мостостроителей, которые 50 лет назад подлежащий ремонту мост строили. И до сих пор следят за судьбой своего детища. Так вот, один из мастодонтов, которого Леонид Писной назвал своим учителем, сначала сообщил, что есть два деформационных шва, ремонт которых требует полного закрытия моста на 10–12 дней. И эти швы в свое время изготовила фирма «Маурер» (Maurer). Ветеран поинтересовался, имеется ли разрешение от фирмы «Маурер» на ремонт швов.
На вопрос оперативно ответил Николай Чуриков, который сообщил, что швами будет заниматься ООО «Дефшов», у которой есть лицензия от «Маурер» на проведение ремонтных работ.
Еще Чуриков добавил, что современные технологии позволяют провести этот ремонт в более короткие сроки, так как срок схватывания бетона в технологических швах составляет 12 часов.
Любители
На самом деле вопросы, которые задавали депутаты, не слишком сведущие в проблемах мостостроения, и были самыми актуальными. Потому как наверняка профессионалы-мостостроители свое дело знают, и разбираться в технологических тонкостях ремонтных работ имеет смысл только в порядке самообразования.
А вот сложности, связанные с закрытием моста, которые возникнут у жителей двух городов, обсудить, наверное, стоит.
Первым такой актуальный вопрос задал депутат Алексей Сергеев, который спросил, просчитан ли пассажиропоток и сможет ли узкая горловина у поселка Юбилейный пропустить весть легковой транспорт, который двинется на мост в Пристанном. Не дожидаясь ответа, лыко в строку быстренько вставил Леонид Писной, не совладавший со своим чувством юмора. Леонид Александрович предложил запретить региональным законом движение легковушек, если в них находится менее четырех человек.
Шутку не поддержали, а ответ Разделкина был восхитителен. Заместитель председателя правительства сообщил, что правительство обратилось к фирмам, разрабатывающим программы для навигаторов, с предложением сразу показывать объездную дорогу. И рассказал об имеющейся дислокации знаков, показывающих объезд трудного места.
На следующий вопрос, получены ли подрядчиком деньги, Василий Разделкин сообщил, что контрактом предоплата не предусмотрена. А Сергей Нестеров заметил, что «главное – деньги заложены».
Леонид Писной уже совершенно серьезно поинтересовался, отчего сроки ремонта так сокращены – экспертиза говорит о 30 месяцах, а все остальные о пяти с половиной. Неужели, вопрошал заслуженный строитель, научно-техническая революция достигла таких высот.
С дельным предложением выступил депутат Владимир Архипов, который посоветовал профильным министрам обратиться к руководителям подведомственных предприятий с просьбой – скорректировать рабочий график своих сотрудников, живущих в Энгельсе. Чтобы эти люди могли начинать работу раньше или позже, в зависимости от того, как они будут решать свою транспортную проблему.
О том, что сделано для удобства жителей Саратова и Энгельса, отчитались представителя администраций этих муниципальных образований. В Саратове уже готовятся аншлаги с направлениями объездов, а в Энгельсе проведена информационная пресс-конференция.
Отсебятина
Еще раз повторюсь. После мероприятия сложилось впечатление, что оно проведено для галочки. Потому как ведущие упорно придерживались своего плана. И отчего-то залезли в технологические дебри, хотя вопрос к ремонту моста – один-единственный. И это совсем не вопрос – быть ремонту или не быть. Этот вопрос, как сказал Писной, не стоит. Быть – однозначно.
А вот как власть подготовилась к тому, чтобы минимизировать проблемы жителей двух городов-соседей, – это очень серьезный вопрос. И на него, есть подозрение, ответа нет. Потому как детский лепет про аншлаги или «объездную» прошивку навигаторов – это несерьезно.
Узким горлом у Юбилейного интересовался депутат Сергеев. На самом деле это горло будет как у женщин из южно-африканского племени ндебеле, которые, увеличивая длину шеи, надевают на нее браслеты.
Горло начнется либо у бывшего КП ГАИ на пересечении улиц Аэропорт и Мясницкая, либо на петле у строительного рынка. У бывшего КП встречаются два потока – от Молочки или со СХИ и поток с Горького-Мясницкой (летом там всегда пробка). У петли в этот поток вольется еще один нехилый ручей, двигающийся из Затона. Надо сказать, что дорожная развязка у строительного рынка – не самая безопасная с точки зрения дорожного движения.
Немногим позже, сразу за путепроводом, но еще не доезжая до Юбилейного, поток машин пополнится теми авто, которые будут ехать из Солнечного в Юбилейный по некогда хорошей и относительно новой дороге. Кстати, этот поток перекроет подъезд к новому перинатальному центру.
Короче, забьется горло. Сильно забьется. И, очень может быть, надолго.
Но речь, собственно, не об этом. А о том, что власти уже года два назад могли начать подготовку к ремонту. Начать расширять дороги у Юбилейного. Немного пересмотреть и переформатировать машинопоток.
А для начала ответить на простой вопрос. К «Ленте» левый поворот запретили. Что разумно. Но вот что интересно: как машины будут выезжать из мегамаркета? Нет, те, что следуют в Саратов, понятно. А как быть с авто, которые следуют в сторону Усть-Курдюма? Даю наводку. Аборигены говорят, что там где-то есть грунтовка, по которой можно выехать на дорогу, которая идет к Долгому Буераку. Может, имеет смысл эту грунтовку как-нибудь облагородить и задать автолюбителям направление? То есть повесить аншлаги.
И еще одно предложение. Быть может, стоит разрешить легковому транспорту поворачивать у светофора на улице Соколовогорской налево? И плюс-минус 400 метров двигаться по полосе для общественного транспорта. А у диспансера, что на самом верху улицы Мясницкой, поворачивать направо и уходить на улицу Кооперативную. Затраты небольшие – пара знаков. Ну и некоторые неудобства общественному транспорту на 400 метрах. Правда, пострадают высокопоставленные чиновники, которые любят гонять по встречке, но эти тоже потерпят. Это не самая большая неприятность, которая их ждет нынешним летом.