Проблем нет, есть право на выбор

Оценить
У саратовских фермеров есть возможность выбирать дизельное топливо и по цене, и по поставщику

Обеспеченность сельхозпроизводителей топливом накануне и во время полевых работ – вопрос первостепенной важности для региональных властей. В Саратовской области тема горюче-смазочных материалов в последние годы выглядела болезненной. То солярка в дефиците, то дорогая она слишком, то вот в прошлом году льготы на ГСМ отменили. Подготовка к весенне-полевым работам сезона 2014 тоже началась с обсуждения солярки. И как всегда разговор был окрашен тревожными интонациями.

Много или мало, «всего» или «достаточно»

Вот, например, на видеосовещании с муниципальными районами области, которое 18 марта проводил заместитель председателя регионального правительства и министр сельского хозяйства Александр Соловьёв, сельхозпроизводители возмущались отсутствием на нефтебазах так называемой летней солярки. А на запасах зимнего топлива фермеры, по понятным причинам, работать отказывались. Потом уже, на заседании правительства области 31 марта, докладывали о том, что в распоряжении хозяйств только 40 процентов от необходимого для проведения весенней посевной кампании объёма дизельного топлива (31 тысяча тонн вместо 80 тысяч). А на действующих нефтебазах имеется всего-то три тысячи тонн.

В связи со всем этим на гендиректора ОАО «Саратовнефтепродукт» (ОАО «Роснефть») Александра Стеблева смотрели сердито и требовательно. Стеблев всех успокаивал, говоря, что его компания понимает все топливные нужды сельского хозяйства, а потому как может двигается навстречу.

В общем, нам показалось, что нефтяники снова измываются над крестьянами. Власти, вроде бы не одобряющие такого поведения, снова расписываются в собственном бессилии. А фермерские хозяйства, и без того задавленные со всех сторон, готовы сдаться и снова тихо умереть под гнётом непреодолимых обстоятельств. Однако из последующих наших разговоров с каждой стороной по отдельности сложилась другая картина. Почти противоположная. Близкая к благополучной.

Преждевременные вздохи

Выяснять, в чём же заключается основная проблема дизтоплива в новом сельскохозяйственном сезоне, мы начали с углубления в вопрос сезонности солярки и её деления на зимнюю и летнюю.

Специалистам технических профессий, а также владельцам дизельных автомобилей всё и так понятно. Для всех остальным поясним (опираясь на полученные разъяснения экспертов), что дизельное топливо бывает летним, зимним и даже арктическим. Отличается оно составом и свойствами. Летнее топливо содержит много сложных молекул парафинов, которые кристаллизуются даже при плюсовых температурах (+1,+2). При низких температурах (ниже -5) в летнем дизельном топливе начинают выпадать твердые кристаллы парафина, топливо мутнеет, вязкость его растет и в результате перестает прокачиваться по топливной системе. Фильтры забиваются. Двигатель в лучшем случае не заводится, в худшем – ломается.

Зимнее топливо производится по более сложной технологии перегонки. Оно очищается от большой части парафинов (до 85–90 процентов), а потому при низких температурах не замерзает, то есть не кристаллизуется. Но использовать его в тёплое время года не рекомендуется. При плюсовых температурах оно имеет свойство уменьшать свою вязкость, что может привести к увеличению расхода, а также ускоренному износу подвижных деталей двигателя.

В министерстве промышленности нам пояснили, что есть ещё топливо демисезонное, которое тоже имеет ограничения в использовании по температурному режиму. «Использование летнего топлива ограничивается, когда температурный режим опускается ниже минус пяти градусов. Демисезонное топливо ограничивается отметкой в -15 градусов», – сообщили в министерстве.

Исходя опять же из температурных режимов у производителей нефтепродуктов есть свой производственный план, согласно которому производство летней солярки начинается в конце марта. «Так всегда было, всегда летнюю солярку начинали завозить на нефтебазы в последних числах марта, – это уже нам говорят эксперты министерства сельского хозяйства. – Но некоторые сельхозпроизводители как будто об этом забывают и начинают паниковать заранее. Вот как в этот раз. 18 марта летней солярки и не должно было быть на нефтебазах. И не было никогда раньше в это время».

От неграмотности или с другой конкретной целью

В минпроме области сообщили при этом, что в настоящее время Саратовский нефтеперерабатывающий завод (ОАО «Саратовнефтепродукт», Роснефть) – основной производитель топлива для нефтебаз – перешел на выпуск летнего дизельного топлива.

«Поставка сельхозтоваропроизводителям топлива осуществляется с нефтебаз согласно заключенным договорам в обозначенных объёмах. Например, в апреле Саратовнефтепродукт готов поставить 10550 тонн, а в мае – 11550 тонн», – отметили в министерстве промышленности и энергетики Саратовской области.

Специалисты областного минсельхоза, с которыми нам удалось пообщаться, выразили недоумение по поводу якобы существующих проблем с дизтопливом у сельхозтовапроизводителей или в их взаимоотношениях с ОАО «Саратовнефтепродукт». «Были определённые тревоги по поводу закрытия двух нефтебаз – в Балаковском и Пугачёвском районе. Но сейчас эта волна стихла. Роснефть свои планы по закрытию нефтебаз отложила на неопределённый срок. Во всяком случае в этом году их закрывать не будут, так сообщили в компании, – делятся информацией специалисты минсельхоза. – А что касается топлива, то его на рынке много. Собственно, и поставщиков сейчас тоже много, и сельхозтоваропроизводители могут выбирать, у кого приобретать солярку. В хозяйствах на данный момент уже 40 тысяч тонн дизтоплива. И на нефтебазах объёмы пополняются». При этом, по мнению наших собеседников, заявления о наличии проблем в вопросе обеспечения хозяйств ГСМ делают или неграмотные люди, или озадаченные вполне конкретной целью, не имеющей к сельскому хозяйству никакого отношения.

Товар в наличии

Такого же мнения по поводу природы происхождения заявлений о дефиците или недопоставках солярки придерживаются и в компании «Саратовнефтепродукт». Здесь нам тоже сообщили, что никаких проблем с производством или поставкой ГСМ сельхозтоваропроизводителям нет. И никогда не было, хотя стенания крестьян на эту тему возникают каждый год.

«Так уж исторически сложилось, что наши сельхозтоваропроизводители тревожатся по каждому поводу. И не всегда обоснованно, – говорит Лариса Ивченко, ответственная в Саратовнефтепродукте за реализацию топлива. – Все хозяйства прекрасно знают, что мы работаем по договорам, в рамках которых ведутся поставки. Что заключать их нужно заранее, чтобы мы успели подготовить необходимые объёмы топлива. Но почему-то каждый раз у нас возникают одни и те же сложности: фермеры и руководители хозяйств тянут до последнего момента, полагая, что договоры заключаются за пять минут».

При этом Лариса Леонидовна заверила, что нужный хозяйствам товар у Саратовнефтепродукта есть. В том числе и на нефтебазах. «Да, там сейчас 3200 тонн топлива. Это тот объём, который вмещают действующие в районах нефтебазы. По мере расходования топлива хранилища баз пополняются. Всё это происходит в рабочем порядке», – заявила Ивченко. На наш вопрос, много это или мало, три тысячи тонн солярки, Лариса Леонидовна предложила порассуждать самим: «На март у нас был план поставить в районы около 13 тысяч тонн дизтоплива. Минсельхоз области подтвердил нам только порядка пяти тысяч тонн. А сельхозтоваропроизводители выбрали за март около 2,5 тысяч тонн».

Оказалось, именно тот факт, что сельские хозяйства Саратовской области ежегодно выбирают меньше солярки, чем заказывают, приводит к тому, что количество нефтебаз по региону сокращается. Саратовнефтепродукту, как пояснили нам в этой компании, просто невыгодно продолжать эксплуатировать базы в тех районах, где они не востребованы.

Напомним, что ещё в 2009 году нефтебаз в Саратовской области было свыше 30. То есть фактически в каждом муниципальном районе было по нефтебазе. В прошлом, 2013 году их осталось всего девять на всю область (включая две базы «Лукойла»). Сегодня на весь регион 8 нефтебаз – в Балаковском, Балашовском, Ершовском, Новоузенском, Пугачевском, Ртищевском, Энгельсском районах и нефтебаза в Саратове (каждая обслуживает от 3 до 7 районов). И при этом две из них, как выясняется, в очереди на закрытие (консервацию).

Слишком «заранее»

Вспоминая жалобы фермеров и руководителей более крупных хозяйств на неудобства, связанные с ликвидацией нефтебаз в некоторых районах, мы спрашивали уже у самих крестьян о том, что же мешало ими пользоваться. И о том, какие трудности они испытывают сейчас, после сокращения сети нефтебаз. Картина получилась пёстрой. Так, ртищевские фермеры, как оказалось, не слишком часто прибегают к услугам имеющейся в районе нефтебазы Саратовнефтепродукта. Мелких сельхозтоваропроизводителей не устраивает система, по которой предлагает взаимодействовать поставщик дизтоплива.

Как рассказал нам Владимир Ненахов (КФХ «Натальино»), заявку на топливо нужно подавать за 35 дней. Через две недели подтвердить заказанный объём, потом в определённый срок оплатить, после этого подождать ещё какое-то время и забрать своё топливо с базы. «Как я так могу за такое время планировать? – искренне удивляется Владимир Яковлевич. – У меня же может всё резко поменяться, и план работ может измениться, то есть столько солярки, сколько я за месяц вперёд заказал, мне, может, и не понадобится. А потом, со всеми своими кредитами я не уверен, что у меня и деньги будут на руках, когда оплачивать солярку надо будет», – сообщил Ненахов.

КФХ «Натальино», как признался глава хозяйства, закупает дизтопливо у других поставщиков. Например, у сети «Премье», в основном реализующей продукцию ОАО «Башнефть», но имеющую договоры и с другими производителями, в том числе и с ОАО «Саратовнефтепродукт». Конечно, у саратовского завода солярка проверенная, и когда затовариваешься у кого-то другого, есть риск попасть на некачественное топливо. Но мы не берём совсем дешёвую солярку, а слишком дорогая нам не по карману. Мы выбираем среднюю по цене. Но самое для меня тут главное, что солярку нам оперативно доставляют. Сегодня купил, завтра уже привезли», – объясняет Владимир Яковлевич.

Если самим не «косячить», то всё приходит вовремя

В Балашовском районе, напротив, нефтебаза местного производителя и поставщика очень востребована. Как рассказали нам местные фермеры, сюда за ГСМ приезжают хозяйства из всех соседних районов области. И каких-то особых проблем с приобретением солярки через нефтебазу не возникает.

«Конечно, приходится всё планировать заранее – и свою работу, и объёмы топлива, и расходы на него, и сроки его использования. Но это естественный процесс для любого нормального хозяйства и руководителя, – говорит Владимир Чупров (ООО «Новопокровское»). – Всё начинается с планирования. И мы понимаем, что Саратовнефтепродукту тоже необходимо планировать свою работу, знать, какой объём топлива к каким срокам готовить, чтобы и недостатка не было, и лишнего не завозить, и не нести убытки. И если мы, сельхозтовапроизводители, сами не «косячим», то всё приходит вовремя. Про всякие форс-мажорные обстоятельства ничего не могу сказать, у нас их в принципе не бывает. Для этого мы и планируем свою работу, чтобы предусмотреть различные накладки».

По словам Чупрова, он даже не рассматривает варианты сотрудничества с другими поставщиками дизтоплива, настолько его устраивает Саратовнефтепродукт. И даже цена вопроса (говорят, что по цене дизельного топлива мы обошли даже Самарскую область) не является для главы хозяйства ключевым фактором. «У нас вся техника импортная, поэтому нам нужно только качественное топливо, которое, по опыту могу сказать, сейчас предлагает только Саратовнефтепродукт. Мы пробовали в прошлые годы закупать солярку у других компаний, – признаётся Чупров. – Обожглись и больше рисковать не хочется. Экономия на топливе в 50 тысяч рублей может легко вылиться в ремонт техники на полмиллиона».

Чтобы дешевле и оперативнее

В Аркадакском районе фермеры предпочитают работать с пензенскими поставщиками. В частности, с компанией «Оптан». Но аркадакский рынок Саратовнефтепродукт сдал сам, закрыв несколько лет назад свою нефтебазу. Чтобы приобрести топливо саратовского производителя, хозяйствам приходилось ездить на нефтебазы в Ртищево или Балашов. Со временем многим фермерам это оказалось невыгодным. К необходимости заявлять объёмы заранее и к расходам на транспортировку топлива со временем прибавилась высокая цена на солярку. Например, Сергей Зубарев, глава ООО «Летяжевское», сообщил, что сотрудничал с Саратовнефтепродуктом до прошлого года, то есть до того момента, пока не отменили льготные цены на ГСМ. А без льгот, по словам Зубарева, целесообразней сотрудничать с другими компаниями. «Конечно, качество топлива у пензенцев похуже. Но мы решили проблему для себя частой сменой фильтров, и пока серьёзных поломок техники у нас не было, – говорит Зубарев. – Зато с пензенцами удобно работать. Помимо того что у них дешевле, они ещё и оперативнее. Сегодня позвонили, заказали – завтра нам солярку привезли».

В управлениях сельского хозяйства районных администраций нам также подтвердили, что никаких сложностей сейчас у хозяйств с обеспеченностью дизтопливом нет. На рынке его в избытке. Можно выбрать и подходящее топливо по цене или производителю.