«Будьте любезны, пошли вон!»

Оценить
Так сказали федеральные чиновники и нехотя выделили средства на реконструкцию старого ТЮЗа

Вопрос о восстановлении старого ТЮЗа сдвинулся с мертвой точки. 300 миллионов рублей выпросила у федеральных чиновников, пройдя через оскорбления и бюрократические препоны, областной министр культуры Светлана Краснощекова. Об этом она рассказала на заседании комиссии по культуре общественной палаты. Попутно попробовали «поделить шкуру неубитого медведя» – обсудить использование здания на Вольской, 83, после реконструкции.

Вначале председатель палаты Александр Ландо поделился собственными соображениями по поводу дальнейшей судьбы восстановленного здания. Площадка эта, по его мнению, необходима для проведения именно детских спектаклей, потому что там «более камерная» обстановка: «Новый ТЮЗ не совсем детский. «Урод», «Самоубийца» в старом ТЮЗе ставить не надо. Названия-то какие у них мрачные...» «Напомните, Юрий Петрович (Ошеров, художественный руководитель ТЮЗа. – Прим. авт.), сколько «Урод» и «Самоубийца» у нас взяли Арлекинов?» – попросила уточнить министр Светлана Краснощекова.

Александр Ландо сказал, что сейчас рано «делить шкуру неубитого медведя», но в дальнейшем выразил решимость вернуться к этой теме.

Оборвав затянувшее вступительное слово главы ОПы, председатель комиссии палаты по культуре и охране историко-культурного наследия, директор цирка Иван Кузьмин дал слово профильному министру. Светлана Краснощекова рассказала о том, как тяжело выпрашивать федеральные деньги. «Когда первый раз приехала, мне сказали: «Мы вам один ТЮЗ построили, а вы другой спалили. Будьте любезны, пошли вон!» – там по-другому не разговаривают. До последнего момента 300 миллионов нам не подписывало мин­экономразвития. Только вчера этих денег не было».

Деньги федералы дали, но с точной формулировкой: на «приспособленное под детское театральное концертное учреждение». Так этот объект и называется в проектной документации. «На ТЮЗ нам денег не давали, получилось только с приставкой «приспособленное», – уточнила областной министр культуры.

Иван Кузьмин вспомнил, что ходили слухи создать в этом здании детскую филармонию. Художественный руководитель «Самоката» Сергей Щукин от лица союза театральных деятелей сообщил, что муниципальные театры города и области, студенты театрального факультета, а также заезжие театральные труппы могли бы ставить там постановки. По крайней мере театральная общественность в этом заинтересована. Щукин предложил назвать это учреждение «Киселев-центр» – по аналогии с «Гоголь-центром» в Москве. На все предложения Светлана Краснощекова повторяла, что, как только будет изменена концепция, 300 миллионов должны будут вернуться на родину в Москву. «Война план покажет», – сохранили надежду театральные деятели.

«Будьте любезны, пошли вон!»Оказалось, что технические проблемы не менее сложны, чем проблемы финансовые. Помещение, которому добрая сотня лет, изначально задумывалось не как театр, а как клуб строителей. Филармония, по словам министра культуры, была перед восстановлением в более выигрышном положении, нежели сейчас старый ТЮЗ. Здание филармонии было под крышей – никакие осадки нам не мешали, в нем было отапливаемое помещение, а здание ТЮЗа два года простояло без отопления и без крыши.

Старый ТЮЗ не отвечал требованиям противопожарной безопасности. «В основном фойе должен быть запасной выход, а там справа Дом книги стоит вплотную, – пояснила Светлана Краснощекова. – Кроме того, с задней части ТЮЗа нельзя поставить подъемный кран. Нам придется половину Вольской закрывать, чтобы это сделать. Можно заехать со стороны проспекта Кирова, но там низкая арка, и не все машины проходят». Она добавила, что местные жители уже высказывают недовольства по поводу предстоящего строительства.

Изнутри здание хотят возродить практически без изменений. Для малого зала планируется сделать отдельное фойе. Задумано отстроить хореографический зал с душевыми кабинами. «Как только называем что-то «детским», все нормы безопасности усиливаются», – подчеркнула Светлана Краснощекова.

Александр Ландо захотел увидеть проект собственными глазами, на что министр ответила:

– Делали проект не мы, а заказчик – управление капитального строительства, деньги идут через него. Минкульт всего лишь наблюдатель.

– Кто платит, тот заказывает музыку – такой подход неверен. Проектанты должны слышать ваши пожелания.

– Пожелание были. А вот по строительным материалам мы ничего не можем решить, потому что это напрямую зависит от цены.

– Пожеланий можно наговорить на миллион. Но прислушаться же могут. Вы экспертизой не прикрывайтесь. Всё должно быть открыто, обсуждаться с общественностью, это же не военный объект. Не то получится, как с памятником Киселеву. Мы ведь должны тоже порадоваться, увидев проект. А так вы одна сидите у себя в кабинете и радуетесь...

– А вдруг проект и результат не будут совпадать? – выразила опасения министр культуры.

– Ничего страшного, мы же реалисты. Раньше стоял макет перед строящимся зданием – показывалось, что будет. Давайте-ка вы поставите в течение месяца макет у здания нового ТЮЗа! – распорядился председатель общественной палаты.

На заседании была затронута судьба памятника основателю и многолетнему руководителю ТЮЗа Юрию Петровичу Киселеву. После вмешательства общественной палаты был проведен открытый конкурс, по результатам которого три проекта получили наибольшее количество баллов. Они были отправлены на согласование в комитет городской архитектуры. Комитет рекомендовал установить перед главным входом памятник со стелой как наиболее вписывающийся в архитектурный ландшафт. Остальные два памятника (в том числе один из тех, что набрали наибольшее количество баллов) допускается разместить в зоне скверов. Правда, в этом году, когда отмечается юбилей режиссера, ни один из них установить не удастся. На первый памятник потребуется 2,5 миллиона рублей, на остальные два (чье создание под большим вопросом) – 8–9 миллионов рублей.

Также министр культуры сообщила о том, что Дом работников искусств переезжает в Дом офицеров. Она объяснила это так: «Дом работников искусств – муниципальное здание, сдающееся в аренду. У него есть и другие арендаторы, а частично это жилой дом. Здание разваливается, но мы ничего не можем сделать по реконструкции».

Чиновница показала возможную перспективу объединить все союзы (писателей, художников, театральных деятелей и т. д.) под одной крышей Дома офицеров. «Это такое счастье, что союзы, которым мы не имеем права помогать, будут находиться на бюджетной территории. Это подарок!» – восторгалась Светлана Краснощекова. По деятелям культуры было заметно, что восторги по этому поводу разделяют не все. Профессор саратовской консерватории Римма Белякова будущий «Дом союзов» назвала «Домом советов».

Сергей Щукин поинтересовался, когда планируется ремонт Дома офицеров: «Стыдно, когда родители с детьми приходят в это здание: обшарпанные стены, текущие потолки, ужасный туалет...» «Я прекрасно понимаю, что как театр начинается с вешалки, так и с гардероба, и с туалета, и со всего прочего. Но это следующий этап», – ответила министр культуры.

Второй вопрос в повестке дня касался подготовки к 70-летию Победы. Член палаты, ветеран Великой Отечественной войны Георгий Фролов предложил возродить давно забытое старое – организовать торжественное вручение знамени победы школам. «Это недорого, пошив одного знамени обойдется всего лишь в 3700 рублей. Найдено ателье, в которое мы можем обратиться», – сообщил он. В ответ председатель комиссии Иван Кузьмин предложил провести по этому вопросу отдельное заседание. Но воодушевленный Александр Соломонович Ландо возразил ему: «Если вопрос не спорный, не надо обсуждать на отдельном заседании. Просто направим обращение к губернатору».