Закавыка в компетенциях

Оценить
Депутаты пригляделись к «веселым» перспективам

ТЭЦ-1 будет закрыта. Но по улице Томской к ТЭЦ-2 будет брошена перемычка – и никто не останется без тепла. И турбина производства фирмы «Сименс» 1936 года выпуска, которая стоит на СарГРЭСе, тоже будет выведена из эксплуатации. Об этом говорили на заседании Саратовской городской думы, которое состоялось в минувший четверг. И еще о многом другом, нужном и ненужном для обеспечения жизни города.

Депутата Карасева, например, очень волновало качество городских булочек по 19 копеек, которые стали несъедобными. А главу города Олега Грищенко – замкнутый круг проблем из-за отсутствия денег.

Одним лучше показывать, другим – решать

Есть в Саратовской городской думе несколько депутатов, просто переполненных чаяниями и сомненьями по поводу настроений населения, результативности собственной и чужой работы и вообще устройства жизни в городе, области, стране и мире. В минувший четверг они публично волновались из-за отмены льготных проездных билетов на общественном транспорте.

– Сотни граждан за последнее время, мягко выражаясь, с большими возмущениями ко мне обращаются. Как будто я принимал решения по лишению льгот, – начал разговор об очередной несправедливости Александр Ванцов.– Две недели назад на мероприятии в районе кинотеатра «Победа», выступая как член Народного фронта, я не мог дать вразумительный ответ, почему льготы сняли. Нет, мог, конечно – 45 миллиардов рублей – дефицит у областного бюджета. Но в Конституции ведь есть статья, по которой не может положение граждан ухудшаться. А по моему мнению, происходит именно ухудшение. Так что вопрос к вам неудобный, Олег Васильевич, от имени избирателей моих и ваших. Какой выход? Если можно, Олег Васильевич, попытайтесь ответить на этот вопрос.

– Льготы эти – наша компетенция? Городской власти? – спросил Грищенко, безусловно зная ответ назубок, но ведь и Ванцов его знал, а спрашивал. Что он хотел услышать в ответ? Что Грищенко сейчас призовет городскую думу к восстанию и пойдет войной на Саратовскую областную думу и региональное правительство, требуя от депутатов и чиновников отказаться от зарплат и пенсий, но вернуть транспортные льготы ветеранам труда. Или, по мнению Ванцова, Грищенко мог взять на себя смелость предложить депутатам установить для саратовцев, лишившихся льготных проездных, уж совсем смешной статус ветеранов труда городского уровня?

– Не по адресу вопрос, – просто и грустно сказал Ванцову Грищенко. И добавил, что нужно думать, конечно, над создавшейся проблемой, где простого решения нет.

– Ну, действительно, проблема ведь, что Саратовская областная дума и правительство области отменяют льготы на общественный транспорт, – начал атаку номер два теперь уже Геннадий Турунтаев. – Мы 15 марта провели митинг большой, 29 числа повторно проводим. Общались с губернатором, с Фадеевым. Давайте мы от думы тоже обратимся. Если они заботятся о сельском населении, ну ради бога, пусть будет возможность монетизировать льготы, но для тех населенных пунктов, где развитая транспортная инфраструктура – пусть льготы останутся такими, как были. Если солидарны будем, сможем изменить.

Закавыка в компетенциях– Вы же понимаете, что выход в денежной плоскости. Есть деньги в бюджете – можно какие-то социальные программы на территории области делать, нет – значит нет. Вы же сами говорите, что бюджет Саратовской области в плачевном состоянии. Соответственно, министерства и ведомства режут по живому расходы, – возвращал коллегу депутата к реальности Грищенко.

– Давайте хотя бы покажем жителям города, что мы пытаемся.

Олег Грищенко был против показухи. Он человек конкретный. И считает, что биться стоит только за то, что есть хоть какой-то шанс изменить.

– Нам не пойдут навстречу. Хотя мы хорошо понимаем, что отмена льгот может сказаться и на городском электротранспорте, который сегодня и без того в ужасном экономическом положении. Есть опасность, что уже с 1 июня трамваи и троллейбусы Саратова просто остановятся, и придется обходиться частными перевозчиками.

Эти слова Грищенко Турунтаев пропустил мимо ушей. Не стал интересоваться, какую долю в общем объеме доходов горэлектротранса составляют перечисления из областного бюджета за проезд льготных категорий граждан. Может быть, понимал, что сохранять движение придется за счет городского бюджета, и значит, снова резать какие-то статьи в то время, когда с каждым днем саратовским властям перестает хватать на самое необходимое? На уборку города, например.

Четыре месяца с Сараевым – это год, четыре месяца в статусе главы города – вечность

Про уборку городских улиц поговорили на заседании тоже. Вернее, про опасность того, что с 1 апреля они могут стать еще грязнее в трех районах Саратова. Глава города напомнил коллегам-депутатам, что «с 1 апреля к нам заходит московская фирма, которая выиграла подряд на уборку трех районов, и мы еще не знаем, заключит она контракт или нет». «А если не заключит, то три района останутся на какое-то время вообще без уборки. Если же мы начнем что-то делать там сами, то наши друзья в голубых мундирах придут и скажут, что мы работаем не по закону», – проговаривал Грищенко свои опасения насчет очередной беды, которая пришла, откуда не ждали. Неприятные неожиданности для городских управленцев в последнее время норма. Не исключено, что именно поэтому на уровне районов города наблюдается кадровая чехарда.

В четверг вот депутатам предложили согласовать кандидатуру Андрея Павловича Каргина на должность главы администрации Заводского района. Он имеет стаж муниципальной службы более шести лет. Но депутата Карасева интересовало, почему он их отработал не на одном месте, ну ладно, на двух-трех должностях, а в разных организациях – «четыре месяца там, четыре месяца здесь».

Депутат Дегтярев был с Карасевым не согласен. Сказал, что Андрей Павлович работает с осени в Заводском районе и за это время показал себя достойным, зрелым руководителем. Депутат Марков тоже наблюдал работу Каргина, когда он еще работал заместителем главы в Волжском районе. Марков считает, что он талантливый человек. Депутат Злобнова от имени депутатов Заводского района сказала, что «мы с ним разговариваем на одном языке». А глава города Грищенко подчеркнул, что Каргин четыре месяца проработал с Сараевым. А проработать с Сараевым четыре месяца – это год. «За четыре месяца люди стареют на несколько лет», – поддержал Грищенко депутат Янклович, предположив, что на месте градоначальника четыре месяца – это вообще вечность.

Олег Грищенко сказал, что уверен в профессионализме Андрея Павловича – «на должность главы района мы готовили его давно». Но дефицит кадров есть. И он всем предлагает принять участие в создании кадрового резерва. Но при этом помнить, что «все назначения последнего времени проходят в добровольно-принудительном порядке».

– Вы думаете, есть желающие работать главой районной администрации? Никто не хочет. Денег платят мало, в бюджете денег нет, ответственность огромная, за все получают. Но что касается кадрового вопроса, я с вами согласен. Мы утеряли ротационный режим. Сегодня спросите любого главу района, у него нет ни одного заместителя, который мог бы его заменить. Дело даже порой и не в заработной плате. Нет возможности реагировать на проблемы.

Появилось немного денег на швертботы

Бюджет города Саратова пополнился несколькими десятками миллионов рублей. Дополнительно к плану заработали 25 млн рублей налоговыми и неналоговыми сборами. 12 млн принесла продажа прав на размещение рекламных конструкций. 27 млн рублей возвращается в казну после того, как удалось доказать, что с города неправильно взыскали средства в порядке субсидиарной ответственности за долги очередного МУДЕЗа. 1,4 млн рублей составили трансферты из областного бюджета. Все эти внеплановые поступления в бюджет тут же и распределили. Возвращенные 27 миллионов направят на благоустройство. Увеличили ассигнования управлению по физкультуре и спорту на 12,6 млн рублей. Основная часть денег пойдет на лыжный стадион на 5-й Дачной. На 1,5 миллиона купят швертботы для детской спортивной школы. 8 миллионов рублей выделяется комитету по управлению имуществом на приобретение квартир по решению судов. Капля в море, конечно. Но все же динамика, без которой уже засудили бывшего главу администрации Саратова и вполне могут засудить нынешнего.

Общий объем доходов бюджета Саратова, таким образом, сложился теперь на уровне 10,7 млрд рублей. Расходы пока приходится держать на уровне 11,3 млрд рублей. Наращивать не позволяет предельный дефицит.

Все входы денег в бюджет и выходы из него были предельно четкими и понятными и не вызвали вопросов даже у депутатов-коммунистов, которые обычно не голосуют за поправки, но тут были «за». Однако коммунисты не были бы коммунистами, анархистами и бузотерами, если бы не нашли о чем поспорить при обсуждении бюджета. На этот раз они попробовали обвиноватить исполняющего обязанности главы комитета по финансам Александра Струкова – за то что в ряде медучреждений зарплаты некоторых административных работников гораздо выше, чем у врачей. Депутат попросил вопрос зарплат в медучреждениях обсудить.

– Знаем мы эту тему, – взял коммунистический огонь эмоций на себя Олег Грищенко. – Она недавно у нас появилась. У нас теперь по закону одноканальное финансирование, когда деньги во все медучреждения идут через ФОМС. Но то, как распределяются выплаты в учреждении, зависит от самого руководителя, от его совести и понимания вклада каждого сотрудника. Но дело в том, что мы можем обсуждать только то, что находится в нашей компетенции. А если будем нарушать это правило, то тогда давайте обсудим и зарплату ректоров, и зарплаты федеральных чиновников. Будем углубляться?

Депутат понял, что компетенция – это стенка, в которую все время упираются депутаты в попытке решить вопрос. Но это закон, с которым не пошутишь.

Землю на Соколовой горе отдали области под музей

Комитет по имуществу отчитался о продажах и видах на них. В 2012 году продали 11 объектов. Пять – по рыночной цене, шесть – выше рыночной. По прогнозному плану 2013 года собирались продать сначала 26 объектов, потом аж 46. 15 продали на аукционе, 13 реализовали через публичное предложение, на 18 не нашлось покупателей. Часть муниципального имущества реализовывалась по заявлениям арендаторов. В основном это платежи, растянутые на семь лет. Всего от реализации имущества в бюджет поступило 89 миллионов рублей. В 2014 году ожидают плюсом к бюджетным назначениям 48,5 миллионов за счет дополнительно внесенных в Прогнозный план на заседании 24-х переходящих и новых объектов. Суммы кажутся небольшими, пока их не сравнишь с результатом работы областного комитета по имуществу, где в прошлом году от продаж получили в бюджет только около 10 миллионов рублей.

Кстати, на минувшем заседании в областную собственность городские депутаты передали безвозмездно три объекта недвижимости – два земельных участка площадью 32,5 тыс. кв. метров и 898 кв. метров и здание музея Боевой славы в Парке Победы на Соколовой горе. Об этом городскую власть попросил губернатор Валерий Радаев, сообщивший, что в едином комплексе будет построен еще и музей Трудовой славы.

Город в ожидании транспортного коллапса

Депутат Карасев предложил повесить светофоры и сделать реверсное движение по улице Танкистов с 7 до 9.30 утра так, чтобы вниз движение стало однорядным, а вверх шло и по второй полосе. Глава города спросил председателя городского комитета дорожного хозяйства Валерия Данилина о судьбе денег, которые выделялись из бюджета на исследование потоков автотранспорта с целью разделения этих потоков, установки знаков. Где результат? Данилин сказал, что исследование закончено, а работа по его итогам рассчитана на три года. Сейчас идет только второй. Около 20 тысяч знаков необходимо или убрать, или заменить, или поставить, да и других мероприятий много.

На этом тема транспорта не закончилась, да и закончиться не могла, потому что впереди у Саратова закрытие моста через Волгу. Данилин сообщил, что движение по мосту все-таки будет, но в одну полосу в реверсивном варианте, и двигаться будет только общественный транспорт.

– И блатные, – мрачно предположил глава города.

– Блатных номеров не предполагается, – заверил Данилин.

На вопрос, были ли другие варианты, комитетский начальник ответил однозначно, что нет. Но город не отвечает за сроки. Потому что мост находится в собственности области.

– Вы исследования делали транспортных потоков? Куда едут утром жители Энгельса? И сколько?

– 45 тысяч единиц транспорта пойдет через мост в Пристанном утром, и вечером обратно.

На ходу начали думать, как смягчить ужас-ужас-ужас, который надвигается на город. Депутаты Дмитрий Кудинов и Александр Янклович волновались из-за затора в районе «Ленты». Депутат Игорь Ефремов предложил после закрытия моста убрать светофор на пересечении с Симбирской. Данилин сказал, что светофор убрать нельзя, но режим его будет пересмотрен.

Грищенко уныло произнес: «Перспективы веселые». «Проблемы будут», – подтвердил Данилин.