Ни ногой, ни колесом!
За полное перекрытие моста в ремонтный период высказались специалисты, общественники и ряд чиновников. Это произошло на специально посвященном этой проблеме расширенном заседании региональной Общественной палаты в минувший четверг. Проектная документация уже утверждена, вопрос о статусе моста остается открытым.
Настало время – то ли Х, то ли Ч
В своем пространном вступлении Александр Ландо говорил о том, что «все мы находимся в одной лодке», потому «нужно кровь из носу связать Саратов с Энгельсом», «а не ждать завтра, которое может не случиться». Ведь «настало время Х, или Ч».
Помимо всем известных мер по интенсификации железнодорожного и речного сообщения, высказал Александр Соломонович и парочку собственных инициатив. Например, изменить график работы внутри учреждений: чтобы кто-то из сотрудников приезжал из Энгельса к восьми, а кто-то – к десяти утра. Продовольственные и промышленные товары следует возить только по ночам. А по-хорошему стоит вообще закрыть мост для всех. Иначе глава городской администрации (условно сказал, никому не в обиду) заявит, что для него может быть исключение из правил. Затем то же самое сообщат представители полиции, прокуратуры, члены Общественной палаты... Бардак, в общем. Ландо упрекнул чиновников дорожного хозяйства в том, что они «ставят телегу впереди лошади»: не посоветовались с генералом Сергеем Арениным, который, кстати, выступает категорически против разрешения движения по мосту общественному транспорту и служебным машинам.
Летом, по мнению Ландо, стоит забыть, что такое пляж. «Ходить пешком по мосту во время ремонтных работ тоже нельзя – опасно. Если только вплавь. Тогда, правда, тонуть начнут...» – задумался общественник.
После шестнадцатиминутного вступления слово было передано члену Общественной палаты Александру Степанову. Он предложил программу задач трех уровней сложности: первая – техническая, связанная непосредственно с ремонтом моста, вторая – транспортно-логистическая и, наконец, глобальная социально-экономическая проблема. Но депутат областной думы Леонид Писной попросил общественника «не изобретать велосипед».
База для принятия нужных решений имеется: еще 27 декабря 2012 года в областной думе состоялось первое совещание о ремонте автомобильного моста Саратов-Энгельс, и все эти вопросы уже были выделены и обсуждены. Как сообщил Писной, единственный вопрос, оставленный год назад без решения, касался установки аппарелей – мостиков, перекинутых через деформационные швы. При их установке допускается частичный проезд по мосту. Леонид Писной вспомнил, что вначале было принято решение закрыть мост полностью, и в первых протоколах это записано. «Потом, я так понимаю, по каким-то странным договоренностям по мосту разрешили ехать», – заметил депутат. Он добавил: «Ежедневно по старому мосту едет 50 тысяч человек в составе 10 постоянных маршрутов и двух сезонных. Нужно срочно решить, будет ли им разрешено движение. Если поедут только через Усть-Курдюм – к этой постановке вопроса мы сейчас не готовы».
С последнего ряда, где уединенно сидела группа гостей, поднялся седовласый мужчина. Олег Распоров, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта, участвовал в строительстве как старого моста, так и нового: первого – в качестве монтажника, второго – руководителем строительства. Распоров напомнил, что еще в 2000 году, когда соорудили новый мост в Пристанном, старый должны были закрыть на ремонт. Задержка неминуемо ведет к катастрофическому разрушению моста и удорожанию строительства. «Едете вы утром и видите дыру. Чтобы ее заделать, нужна маленькая лопата и 50 рублей. К обеду нужно будет уже в три раза больше ресурсов и сил, а к вечеру – в десять раз больше», – пояснил специалист.
Совершенное неприятие у него и его коллег вызывает конструкция дорожной одежды. Предложенный состав нового дорожного полотна не позволит обеспечить гидроизоляцию. Олег Распоров сослался на компетентное мнение: «Я недавно совещался со специалистами из Москвы – они категорически против такой дорожной одежды!»
Специалист выступил за полное закрытие моста. Он считает, что используемый во время установки деформационных швов бетон из-за вибрации может не схватиться. По его мнению, нужно выполнить качественный ремонт, чтобы мост простоял не двадцать лет, а пятьдесят.
«Экспертизу проводило государство»
К ответу призвали гендиректора института «Проектмостореконструкция» Виктора Морозова. Его организация выполняет проект работ, по которому строители проведут ремонт (представители строительной компании «Волгомост» отказались от присутствия на заседании). Хотя выступающий попросил терпимости и спокойствия, общественники сразу же набросились на него с претензиями. «Что это за ваше дорожное полотно? Почему такое расхождение со специалистами? Кто ответит?» – кричали они. То, что из 38 аппарелей доставлены пока только две, вызвало их неудовольствие. Морозов также сообщил, что укладка дорожного полотна будет вестись в три слоя. «Это слои дорожного полотна, которые используются на дорогах в Германии, при строительстве кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге, автодороги Москва-Ростов, новой автодороги Москва-Петербург», – привел примеры конструктор. «Так это на дорогах!» – заметили ученые.
Проектировщик добавил, что на следующей неделе будут проведены вскрышные работы, которые выявят состояние высокопрочной арматуры. «Приведите мне пример, когда хоть одна работа укладывалась в смету. Смета ведь увеличивается в процессе строительства в 3-5-10 раз. Даете ли вы гарантию, что ремонт моста не уйдет в зиму?» – требовал заместитель председателя Общественной палаты Сергей Утц. «Я даю гарантию, что усиление пролетных строений будет производиться снизу по плите, а никак не в составе ремонта дорожного полотна», – витиевато ответил господин Морозов. Исходя из его слов, ремонт пролетных конструкций не будет включен в перечень текущих ремонтных работ дорожного полотна и должен вестись по отдельному плану без ограничения движения по мосту. Однако инженер выразил уверенность, что реконструкции арматуры не потребуется, поскольку никаких внешних признаков ухудшающегося состояния (например, провисания моста) пока не выявлено.
Отвечая на вопрос, сколько «протянет» после ремонта мост, Морозов определяет: 20-25 лет. «А нам сказали, что можно сделать так, чтобы мост прожил 50 лет...» – с сожалением заметил Александр Ландо. А Профессор кафедры транспортного строительства СГТУ Игорь Овчинников сравнил, что назначать сейчас конкретный срок службы моста – то же самое, что спрашивать себя, сколько проживешь. Мостовая наука, не финансируемая лет двадцать, деятельность проектных институтов, использующих наработки советских времен, – все это заставляет инженеров-мостовиков идти ощупью, постигать истину экспериментальным путем. «Понятно, диагноз узнаем после вскрытия», – прокомментировал Александр Ландо.
Общественники взяли обещание с руководителя «Проектмостореконструкции» Виктора Морозова понести персональную ответственность за ремонт моста, после чего начали говорить с чиновниками.
К новоиспеченному зампреду правительства области Василию Разделкину у присутствующих вопросов не было. В новой должности он без году два дня, успел не ввязаться напрямую в ремонт моста еще до слияния двух комитетов: транспорта и дорожного хозяйства. Василий Михайлович сообщил только: «Полемика о том, что после ограничения движения по мосту будет некомфортно для граждан, уместна. Но, к сожалению, будет некомфортно».
А вот над первым заместителем председателя комитета дорожного хозяйства Геннадием Рудыкиным сгустились тучи. Комитет раскритиковали за кулуарность в принятии решений – и это в то время, когда, по выражению Писного, «публичные слушания собирают у каждого сарая». Не выдержав давления, Рудыкин пригрозил покинуть помещение, после чего его назвали «стеснительной девушкой». Чиновник остался. Все претензии к проведению ремонтных работ он свел к тому, что «догмой является проектная документация, которая прошла экспертизу».
– Есть такое впечатление, что все этапы работы были выполнены некачественно: принятие решений, выбор заказчика, проведение экспертизы. Кстати, кто конкретно проводил экспертизу? – допытывался Сергей Утц.
– Экспертизу проводило государство.
– Вы не понимаете, о чем мы говорим? Как называется организация, которая проводила экспертизу? Она насколько известная, что вы забыли ее название? – спрашивал Александр Ландо.
– Ну, наверно... – замялся в долгой паузе Геннадий Рудыкин.
На помощь ему подоспел гендиректор «Проектмостореконструкции» Виктор Морозов:
– Экспертизу проводил саратовский филиал «Главгосэкспертизы России» – главного органа экспертизы в нашей стране.
Кто виноват, искать мы любим
Дальше стали поступать частные предложения. Депутат областной думы Олег Подборонов предложил привлекать социально ответственный бизнес, чтобы можно было организовать регулярные рейсы между городами, задействовав суда на воздушной подушке.
Лидер правозащитной организации «Щит потребителя» Александр Журбин высказался за полное закрытие моста. При этом, на его взгляд, нужно обратить внимание на категорию специалистов, от которых зависят жизни людей – на врачей. Для них в первую очередь должно быть обеспечено движение, например, посредством сооружения понтонной переправы. Власти же, наоборот, позволяют себе закрыть единственный маршрут, ведущий к энгельсскому перинатальному центру.
Другой правозащитный деятель выступил за то, чтобы привлечь всех виновных лиц к ответственности за провал ремонтных работ. «Кто виноват, на это мы любим ответ искать. Нет бы что-нибудь конструктивное предложить», – прокомментировал Александр Ландо, напоминая, что по формату это мероприятие – не общественные слушания, где может выступать каждый желающий.
Просьба члена Общественной палаты Владимира Незнамова подробно обсудить логистическую ситуацию в городе в связи с ремонтом моста так и не была удовлетворена – из-за недостатка времени.
Хотя большинство присутствующих сошлись во мнении, что «движение по стройплощадке нужно запретить», вопрос о полном или частичном закрытии моста оставили, извините за каламбур, открытым.