Больше бизнеса, больше проектов, больше заводов, газет, пароходов
Целый день неформально общались саратовские предприниматели и чиновники с представителями московского бизнеса и руководителями некоммерческой организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» в минувший вторник в правительстве Саратовской области. Форум «Территория бизнеса – территория жизни» в Саратове проходит во второй раз. Журналистам вторая попытка москвичей растормошить провинциалов показалась более слабой.
Ольга Копшева
То ли что-то в последний момент сбилось у организаторов, то ли схалтурили в подборе лекторов, но в итоге большинство выступлений скорее походили на пиар-акции банкиров и страхователей. Но даже такой «скособоченный» вариант общения все равно был важен. Хотя бы для губернатора. Он вдруг понял, что говорить с залом лучше без бумажки.
«Более глубже» надо изучать территории
Форум начали с презентаций районов Саратовской области. Хотели сделать необычный подход, и попросили экспертов от бизнеса прокомментировать отношение власти к предпринимателям в конкретных муниципалитетах. Идея была бы хороша, но ее испортили сами эксперты. Они пошли по трафаретному пути.
Взяли в районных администрациях слайды с визитной карточкой района, и каждый в меру своего артистического таланта прочитал сопроводиловку, пересыпая историческую справку цифрами зарегистрированных предпринимателей и их соотношением с количеством проживающих. Очень часто повторялись однотипные фразы про основные задачи, в число которых входит развитие предпринимательского климата, предпринимательской активности. На все лады расхваливался беспрепятственный доступ всех и каждого к государственной поддержке в форме гарантийного фонда, фонда микрокредитования и субсидирования процентных ставок. А вот каких-то индивидуальных «фишек» даже у презентуемых районов не было отмечено.
Историю Марксовского района эксперт Оксана Акимова начала аж с императрицы Екатерины и города Баронска. Когда она добралась до примеров бизнеса, созданного на гранты в поддержку предпринимателям, ее время кончилось. Пришлось принять на веру, что районные власти «помогают так, как идет запрос от предпринимателей, которые хотели бы развиваться». Глава администрации района Олег Тополь тоже оказался пустословен. Но от него мы узнали, что администрацию тревожит сельскохозяйственное позиционирование района, в то время как они хотят стать туристическим раем. И ищут инвесторов.
Эксперт по Калининскому району Дмитрий Гуляев тоже начал от Баланды и дошел до того, что бизнес на территории самый разнообразный – от производства льняного масла до крупнейшего в Саратовской области свиноводческого комплекса РАМФУД-Поволжье. Глава администрации Дмитрий Алексеев посетовал на то, что больше всего предпринимателей привлекает сфера торговли, а надо бы развить активность на строительном и сельскохозяйственном направлении. При этом он не сказал, какие стимулы придумала районная администрация для рискнувших заняться стройками и землей предпринимателей.
Расхваливая Хвалынский район, эксперт Елена Машинская не обошлась без штампа про саратовскую Швейцарию. Более неожиданным оказался даже глава районной администрации Сергей Вербин. Он в числе прочих привлекательностей назвал не только уникальную природу, но и предпринимательский талант местных жителей, который, возможно, объясняется тем, что когда-то Хвалынск был центром переселения старообрядцев – самых богатых и влиятельных людей в городе. Сегодня Хвалынск может сделать известным горнолыжный курорт мирового уровня. «Туристы приносят с собой деньги, задача предпринимателей – чтобы эти деньги остались на нашей территории», – сказал он и заверил, что предприниматели это понимают. Только в 2013 году в Хвалынске введены в действие бассейн под открытым небом и собственная пивоварня.
«Мне кажется, очень интересная, нетривиальная идея – вспомнить о том, что в XIX веке старообрядцы играли главную роль в становлении российского бизнеса», – оживился модератор пленарной сессии генеральный директор компании «Организация времени» Глеб Архангельский, до этого вполуха слушавший выступления, и посоветовал главе района «встретиться с российской православной старообрядческой церковью, чтобы спонсорство оказать».
А губернатор Валерий Радаев, который выступление тоже вроде и не слушал, переговариваясь с Архангельским, вдруг осознал, что манера москвичей играть словами и фактурой, как шариками, не стесняясь оплошать, ему гораздо ближе бубнежки по бумажке, принятой у провинциальных саратовцев. После награждения глав администраций (лучшим был назван Хвалынский район) и фотографий на память губернатор вдруг встрепенулся и сказал: «Чтобы более глубже изучить территорию, чувствовать территорию, ее надо презентовать не по листочку, а назубок, на память, и так эмоционально, чтобы каждый из присутствующих в зале завтра поехал туда». С тем и ушел, пожелав форуму удачи.
Как бы нам вас не разбаловать...
Председатель саратовского регионального отделения «Опоры России» Юрий Романов был любимцем аудитории. Ему начинали аплодировать, практически как только он вставал или садился. Хотя ничего «прорывного» в его выступлениях не было. «Прошлый год жесткая повестка была». «Были непопулярные меры федерального правительства». «Опоре» удалось заявить о себе». «У предпринимателей существуют разногласия с властью». «Инфраструктура поддержки предпринимателя в России является одной из самых лучших в мире». «Очень много вопросов предпринимателей лежит в плоскости их юридической безграмотности». В этих словах Романова отражались на самом деле будничная наша действительность и его умение выступить так, чтобы не обидеть ни наших ни ваших. Может, это и смешно, но самым живым в его достаточно пространном выступлении стали слова об удивлении от встречи в Сибири с нашим брендом «ровенские арбузы».
То ли дело Глеб Архангельский. Он как вступал в разговор, так вся сонливость с журналистов слетала. Вот и наслушавшись Романова, он вдруг озаботился «как бы нам предпринимателей наших не разбаловать» таким количеством костылей, подпорок, грантов, поддержек. Чтобы никто не подумал, что саратовский Романов ему открыл Америку, Архангельский рассказал про то, как представлял однажды Россию в качестве инвестиционной территории на каком-то зарубежном форуме и одним из слайдов сделал нашу налоговую систему для начинающих бизнесов. Сообщением о том, что при оборотах до двух миллионов долларов в России можно сделать юридическое лицо, которое будет платить 6% с оборота и потом 9% за получение дивидендов – то есть за 15% получить чистый, живой понятный кеш, которым можно пользоваться по своему усмотрению, он так потряс народ из Англии, Франции, Германии, что «лица у всех вытянулись и глаза погрустнели». «И потом ко мне подошел человек, сказал, что у него юридическая компания в Венгрии, и она занимается тем, что разрабатывает офшорные схемы по уходу от налогов. И если у меня есть рекламные файлы про наши шесть процентов, то он может рекомендовать Россию как офшорную юрисдикцию с края от Европы», – открывал глаза на жизнь саратовским предпринимателям Глеб Алексеевич, уверяя, что «у нас много бюрократических издержек, свинцовых мерзостей, бездорожья и разгильдяйства, но с точки зрения денег, налоговой системы, софинансирования и субсидирования процентной ставки у нас очень много возможностей».
Тема въездного туризма тоже занимает Глеба Алексеевича. Он рассказал, как прошлым летом вывез одного своего приятеля-англичанина на озеро Селигер в Тверской области: «Представляете, баня на берегу, озеро, вода холодная, камыши, тишина вокруг, птички поют... И он спрашивает: «А почему в Лондоне в аэропорту Хитроу не висит реклама, приглашающая приезжать на Селигер?». Сказал англичанину российский эксперт по управлению временем, что недорабатываем пока. И снова пустился в воспоминания и размышления. «У нас вообще колоссальные природные богатства. Вот я вез как-то китайских инвесторов из Домодедова в Москву. А там же по бокам лес, и они спрашивают, а кто его посадил и сколько это стоило? Я им отвечаю: да никто не сажал, он у нас сам так растет. Они удивляются, что не может он так расти! Для них лес, река, озеро – просто фантастическая вещь. У них же выжженная пустыня. Так что въездной туризм – это бизнес-идея, которая практически лежит на земле. Выбирайте страну, думайте, чем привлечь ее жителей, и возите сюда», – советовал он саратовским предпринимателям.
Были и другие советы от других экспертов. Например, Борис Игошин – директор по региональному развитию ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» – убедительно настаивал пользоваться их услугами. Но для начала понять, что даже очень маленькому предпринимателю не надо бояться внешних рынков. Рынок сегодня – это не регион и даже не Россия. Рынок – это «весь мир, и если ты так думаешь, ты успешен». Причем даже сейчас, когда идет разговор о санкциях, волатильности, девальвации, кризисе, есть еще очень хороший рынок – Ирак (или Иран?), Корея Северная, Китай, страны Юго-Восточной Азии. «И если вы об этом задумаетесь, у вас все сложится», – уверяли столичные гости.
Несколько цитат из выступления губернатора Радаева на форуме «Территория бизнеса – территория жизни»
– Сегодняшние реалии таковы, что задачи развития бизнеса должны быть привязаны к конкретной территории.
– Ключевым вопросом развития бизнеса остается мотивационный фактор – желание людей заниматься предпринимательской деятельностью, открывать собственное дело.
– Вижу в зале много молодежи и хочу обратиться к вам, молодые, активные, амбициозные. В первую очередь на вас рассчитаны программы поддержки предпринимательства. Не бойтесь рисковать. Пробуйте, дерзайте, думайте и работайте.
Лягушка на завтрак, или «Орднунг» должен быть расписан четко и понятно
В возрасте старше тридцати остаточный «капитал времени» среднестатистического россиянина составляет всего 200-300 тысяч часов. Как научиться максимально эффективно использовать его, чтобы преуспеть в делах, оставив при этом время для отдыха и личной жизни? Об этом рассказывал участникам межрегионального форума кандидат экономических наук, заведующий кафедрой тайм-менеджмента Московской финансово-промышленной академии, предприниматель Глеб Архангельский.
Роман Дрякин
Ежедневник для регулярного планирования каждого рабочего дня может взять человека в плен, превратив его жизнь в постоянную гонку за выполнением «рабочего плана». Но ведь любые наши планы – это не факт, а всего лишь гипотеза, исполнению которой в любой момент могут помешать непредвиденные обстоятельства. Строго регламентированный график нужен на многих объектах, но в повседневной жизни он приемлем далеко не всегда. Для большей эффективности Архангельский советует делить ежедневник на две части.
В левую следует вписывать основные планы на день, выполнение которых нельзя отложить (совещание, презентация, подписание договора). При этом расписывать день по минутам не стоит, лучше, напротив, через каждые два распланированных рабочих часа делать часовое «окно». Оно пригодится для решения непредвиденных задач. В правую сторону страницы нужно вписывать дела, исполнение которых можно отложить. Ежедневно из них нужно выделять не более одной-двух приоритетных задач. Таким образом, решение всех запланированных на текущий день вопросов не должно превышать 70% от рабочего времени. Остальные 30%, как уже было сказано, пойдут на отработку неожиданностей.
Среди задач, которые ставят перед собой люди, есть «слоны», а есть «лягушки». Под последними подразумеваются мелкие недоделанные дела второстепенного характера, постепенно накапливающиеся в рабочем календаре и незаметно отравляющие нам жизнь. Их надо собирать в одно место (список) и безжалостно «пожирать». Архангельский советует ежедневно «съедать» по одной такой лягушке. Делать это крайне желательно по утрам «натощак», когда тело полно сил, а голова еще не забита другими проблемами. Расправа над очередной «лягушкой» должна вселять оптимизм и прибавлять энергии.
Что касается «слонов», то это – крупные долгосрочные задачи. Решать их надо небольшими, но целенаправленными шажками, другими словами – «жарить слонов на бифштексы». Но хотя каждый маленький шаг немного приближает нас к исполнению большого дела, для человеческой психики это, увы, неочевидно! Именно поэтому нужно заставлять себя делать вышеупомянутые шажки-»бифштексы», а для мотивации регулярно вознаграждать свое эго мыслями о том, чем в конечном итоге обернется нам выполнение главной задачи.
Например, сегодня проанализирована одна часть проекта, завтра будет проанализирована другая, впоследствии весь проект, что позволит приступить к его внедрению и выведет компанию на новые рынки сбыта. Для руководителя компании это обернется существенным расширением деятельности, повышением уровня личного благосостояния и дорогостоящей иномаркой нового поколения. Помните, мотивация – наш внутренний ребенок, которого надо тешить.
Самая острая память – хуже самого тупого карандаша. Поэтому не стоит бояться прослыть ретроградом, делая заметки не в электронном, а в обычном бумажном ежедневнике или на стикерах. Человеческая память весьма материальна и лучше запоминает то, что было сделано руками. К тому же при переносе откладываемой задачи на другой день в бумажном ежедневнике (в отличие от электронного) ее придется переписывать от руки, что ярче напоминает человеку о том, сколько раз он уже откладывал решение.
Желающим преуспеть в жизни Архангельский посоветовал составить карту жизненного пути, где каждая из целей должна быть привязана к возрасту, в котором ожидается ее достичь. Чтобы не потерять мотивацию, в карту желательно заглядывать хотя бы раз в квартал.
Наша личная эффективность плотно связана и с эффективностью работающих с нами коллег. Особенно это актуально для руководителей в больших коллективах, где приходится постоянно отвлекаться на помощь в решении вопросов своих подчиненных. Поэтому желательно, чтобы у каждого специалиста компании имелась инструкция, в которой подробно бы расписывались алгоритмы решения наиболее распространенных проблем и информация, которую необходимо подготовить при обращении с ними к начальству.
Министр экономики правительства Саратовской области Владимир Пожаров:
НА ГОССЛУЖБЕ МЫ ПРОИЗВОДИМ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
Такие люди, как Архангельский, стоят безумно дорого, и то, что он приехал и люди могли бесплатно его послушать, это очень хорошо. Услугами господина Архангельского воспользовался Сбербанк РФ. Учитывая, что финансовые возможности не позволяют правительству нанимать дорогих консультантов, Сбербанк сделал нам подарок, и на его базе несколько наших министерств пилотно прошли обучение по тайм-менеджменту, по системе «5S» и по системе управления персоналом. «5S» – это когда стол должен быть чистым к концу рабочего дня, то есть нужно так организовать работу, чтобы потом не оставалась куча бумаг. Вовлечение сотрудников в процесс управления – это когда каждый сотрудник должен с определенной периодичностью делать предложения по оптимизации работы. Сначала люди в нашем министерстве восприняли это немножко в штыки, но теперь постепенно втягиваются. Мы самые лучшие идеи берем, внедряем, и это действительно оптимизирует работу. Но чтобы сделать это очень хорошо, надо это делать системно, и надо, чтобы за этим наблюдали внешние консультанты.
Организация работы – это самое главное. Сейчас в региональном правительстве разработаны критерии оценки эффективности министерств и ведомств, руководителей. Мы внутри каждого своего ведомства разрабатываем критерии оценки наших специалистов. Мы сейчас думаем, как сделать так, чтобы человек получал заработную плату от результатов труда. Как это сделано в бизнесе, когда всем – от директора до уборщицы – рассчитывается коэффициент от выручки, хотя не каждому виду бизнеса это подходит. Все заинтересованы в том, чтобы выручка была больше, и постепенно втягиваются: каждый месяц начинают узнавать, какая выручка, через три месяца все уже переживают, почему там что-то падает или не падает, люди начинают сами предлагать какие-то идеи. На госслужбе мы производим общественное благо, но здесь очень сложно оценить результат его получения. Толкаться от оценки населения – правильно, но есть нюансы. Например, парадокс: по модернизации здравоохранения было сделано очень много, врачи стали получать больше, всё стало больше, а оценка населением стала хуже.
Эксперт по тайм-менеджменту Глеб Архангельский:
МЫ МНОГО ТЕРЯЕМ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ДЕЛАЕМ МЕДЛЕННО
Где-то что-то делают быстрее, где-то медленнее. Совершенно не факт, что то, что условно называют «Западом», быстрее, а то, что называют «Востоком», медленнее. Какие-то вещи в Гонконге могут сделать быстрее, чем в России, а в России быстрее, чем в Лондоне. Тут сложная картина, но, несомненно, мы много где теряем из-за того, что делаем медленно. Мне один бизнесмен говорил: я в России уже полгода согласовываю документацию для выделения земли под завод, а в Китае я такой завод построил за это же время. А дальше мы понятным образом время переводим в деньги.
Все иностранцы говорят, что у нас с деньгами очень хорошо, у нас очень хорошая налоговая система. Легендарный немец Николас Кнауф, президент концерна Knauf, сказал: ваша налоговая система – подарок высшей силы. Что я плачу здесь и что я плачу в Германии – это несопоставимые вещи. То же самое с точки зрения инвестиционных ресурсов. Венчурных фондов – сумасшедшее количество самого разного рода. Огромные ресурсы лежат – приносите проекты, но быстро, организованно, именно в том формате, который нужен инвестору. Завтра у него совет директоров, сегодня он просит прислать десять цифр и пять слайдов. Успели – он доложил совету директоров. Не успели – у него следующий совет директоров через квартал, и он за это время с Индией успеет поговорить. Мировая конкуренция в значительной степени идет и за время.
Германия, Швейцария – сумасшедшие налоги, несопоставимые для нас, налоговая нагрузка колоссальная. Маржа – не 20-30%, как у нас, а 2-3%. Но орднунг (в переводе с немецкого – порядок) четко и понятно расписан, если что-то не так сделано – ты знаешь, куда жаловаться, в какие сроки эту жалобу рассмотрят.
Если мы с нашей богатой страной, очень богатой экономикой, колоссальным потребительском рынком покажем еще и организованность, эффективность, скорость, готовность быстро, удобно в нужном инвестору качестве подавать информацию, согласовывать ее, проводить через все бюрократические препоны – то мы на коне, мы абсолютно конкурентоспособны.
[кстати сказать]
Привлечь внимание и не разочаровать
Сложно взаимодействовать с людьми, которые после яркой беседы начинают править каждую букву в тексте.
Дина Болгова
Мастер-класс от заместителя главного редактора журнала «Форбс» Ирины Телицыной для саратовских предпринимателей был чем-то вроде «музыкальной паузы». Когда жюри ушло якобы совещаться по вопросу, кому же отдать главные награды в конкурсе, аудиторию нужно было чем-то занять. Помогла Ирина Телицына, рассказав о том, что нужно сделать саратовским предпринимателям, чтобы о них написали в «Форбс».
Ярче. Больше. И чаще
Телицына начала с хорошей новости. Попасть на страницы «Форбс» не так уж сложно. И у всех ее сегодняшних слушателей, мол, есть шанс. Потому что журнал, в котором она работает, пишет не только о миллиардерах. В издании есть разделы, посвященные проблемам малого бизнеса. «Есть предприниматели и бизнесмены, которые хотят попасть в «Форбс». Есть те, кто хочет, чтобы их вычеркнули из всех списков «Форбс». А есть такие, которых мы сами хотим видеть у себя в журнале, – пояснила Ирина Телицына и добавила: – Люди с интересными проектами – это как раз те люди, про которых мы хотим писать».
Вот собственно и все. По большому счету. Интересный проект – залог любого успеха. Ну а чтобы рассказ про интересный проект на страницах журнала был совсем уж захватывающим, по совету Телицыной придется обзавестись яркой историей. А лучше несколькими.
Яркая история про свою жизнь, про бизнес, про предпринимательский старт, как отметила Телицына, один из инструментов привлечения внимания. И конечно, он пригодится предпринимателям не только для попадания на страницы знаменитого журнала или любой другой прессы, но при общении с деловыми партнерами, инвесторами и прочими нужными людьми. В качестве примера Ирина Телицына привела компанию «Сплат», которая свою первую популярность обрела благодаря истории про черную зубную пасту. Сегодня «Сплат» уже известный производитель этого средства гигиены (и в традиционных видах в том числе). Но в памяти многих экспертов компания осталась первой, вышедшей на рынок с черной зубной пастой.
Другая история – про учительницу английского языка, которая, чтобы прокормить семью, занялась доставкой одежды, которую москвички заказывали по каталогам за рубежом. Так появился интернет-магазин «Wildberries» (Вайлдберриз), который сегодня входит в число крупнейших интернет-компаний.
«Паразитом» быть не возбраняется
Второй совет для привлечения внимания прессы – стать экспертом в узком вопросе. И пример здесь – Сергей Белоусов, основатель софтверной компании Parallels. «Сейчас облачные сервисы – вещь привычная, а он начал продвигать систему облака, когда никто об этом даже не говорил и тем более не делал, – пояснила Телицына. – Можно быть специалистом пусть даже в самом узком сегменте, но именно к вам будут обращаться за комментариями, оценками и консультациями. Обучение онлайн, раннее детское развитие и прочее, и прочее».
Предпринимателям без громкого имени и не имеющим «звезды» в своей команде Телицына посоветовала попробовать другой способ. «Помню, меня зацепила одна компания, которая поставляла «Газпрому» всего один прибор, но который при этом встраивался в общую трубопроводную систему компании и был важным ее элементом. То есть сама по себе компания не заметна, но слово «Газпром» цепляет. Как и громкое имя. Например, солист группы «Руки вверх» Сергей Жуков однажды стал героем рубрики «Предприниматель», когда мы узнали, что он занимается бизнесом в сфере онлайн игр», – сообщила Телицына, пояснив так простую формулу: если собственной яркости для продвижения не хватает, можно использовать чужую.
Журнал, партнеры, инвесторы не будут разочаровываться в предпринимателе, если он усвоит еще несколько советов Телицыной. Главный из них – оперировать цифрами. Быть всегда готовыми к тому, чтобы назвать конкретные показатели своего бизнеса. Нужно знать и называть конкурентов и не бояться этого. Ну и не менее важно – свободно общаться и при этом отвечать за сказанное.
«Сложно взаимодействовать с людьми, которые после яркой содержательной беседы начинают править каждую букву в каждом напечатанном тексте, следуя своим представлениям о том, как должна выглядеть их речь – красиво, солидно и прочее», – отметила Ирина Телицына из журнала «Форбс». И мы с ней солидарны.
Лучшие из...
В рамках предпринимательского форума шел отбор лучших действующих бизнес-проектов. На соискание премии «Бизнес-успех» и «золотого домкрата» в качестве памятного сувенира заявки подали 60 саратовских предпринимателей, работающих в самых разных отраслях.
Дина Болгова
Логика найдется, если поискать
Организаторы конкурса решили разделить всех участников на четыре основные группы, в соответствии с которыми и определили номинации. Лучших выбирали среди производственников, в сфере торговли и услуг и в электронной коммерции. Кроме того, была учреждена молодежная премия, где выбирали лучший проект молодых предпринимателей.
Приз зрительских симпатий тоже был предусмотрен. Это номинация «Народный предприниматель», где победитель определялся путем голосования посетителей официального сайта форума «Территория бизнеса – территория жизни», уже независимо от специфики и сферы деятельности.
С журналистским конкурсом, традиционным для «Бизнес-успеха», получилась темная история. Прием заявок на участие не объявлялся, тем, кто спрашивал организаторов форума о возможности побороться за приз, было отказано, причем письменно – с объяснением, что в этот раз конкурс среди журналистов решили не проводить. Но победитель в этой номинации был объявлен и награжден.
В отличие от 2012 года, когда конкурс «Бизнес-успех» проводился в Саратовской области впервые и когда победителей определили заранее, в этот раз, прежде чем объявить имена лучших, соискателям премии дали возможность рассказать о себе и о своих проектах. Правда, заслушали не всех. Три проекта было презентовано в номинации «Молодежная премия», два – в номинации «Лучший проект в сфере электронной коммерции», один – в сфере торговли и услуг. О предпринимателях, искавших признания в номинации «Лучший производственный проект», собравшимся не рассказали вовсе. Модераторы упомянули, что выходить к трибуне будут финалисты, но в некоторых номинациях награду в итоге получили совсем другие проекты: те, о которых не заявлялось во всеуслышание.
Покорители сердец судейских
Шанс рассказать о себе в номинации «Молодежная премия» получил, например, Максим Береснев с проектом «Студия обработки акрилового камня «Adamant». Участники форума узнали, как Максим начинал свой бизнес год назад, каких успехов добился, с какими трудностями сталкивается в работе и о том, каким видит свой бизнес через несколько лет. По той же схеме свою презентацию выстраивали и другие конкурсанты. В частности, конкурент Береснева по номинации Юлия Гусева с проектом «Ресурсосберегающая технология интенсивного выращивания осетровых рыб». Она возглавляет ООО «Центр индустриального рыболовства». Когда форум «Опоры России» приезжал в Саратов впервые в 2012 году, Гусева тоже принимала участие в конкурсе и была признана лучшим стартапером в Саратовском регионе. Но забрать второй «золотой домкрат» предпринимательнице не удалось.
Лучшим молодым предпринимателем в «Бизнес-успехе» образца 2014 года был признан Илья Шестернев из Балакова. Свой бизнес Илья начал с открытия кондитерской «Alegria» в Духовницком районе. Кроме изготовления кондитерских изделий его компания занимается выпечкой хлеба. Сейчас в общей сложности в ассортименте компании «Alegria» 40 наименований изделий, но Шестернев уверенно заявляет о развитии и скором расширении своего бизнеса. Чем этот предприниматель покорил жюри, никому не объяснили. Но симпатия судей обернулась для него Macbook’ом и правом в течение трех месяцев публиковать свою рекламу на портале «Деловой Саратов» (партнер конкурса). Ну и статуэтку «Золотой домкрат» он унес с собой.
В номинации «Лучший проект в сфере торговли и услуг» был презентован детский развивающий центр «Кораблик». Елена Переверзева, предприниматель и директор уже целой сети своих детских дошкольных заведений, получила премию и сертификат на услуги электронной площадки на сумму 148 тысяч рублей от генерального партнера и спонсора номинации – компании РТС-тендер.
Одним – презентация, другим – призы
Владимир Старков и его компания «Информационные системы» победили в номинации «Лучший проект в сфере электронной коммерции». Это как раз тот случай, когда презентовали одни проекты, а награду получил другой. Перед жюри выступала предприниматель Юлия Осоцкая с проектом автоматизации различных конкурсов для компаний и организаций и проведение их в режиме онлайн в сети Интернет. Еще один соискатель в этой номинации – Иван Тихонов с проектом «ГудВи». Сервис по изучению правил дорожного движения на дому предназначен для автошкол, которые могут применять его для дистанционного обучения своих курсантов. Но победил Владимир Старков и его «Информационные системы».
Бизнес-идея Старкова заключается в замене существующих бумажных билетов на различные мероприятия, концерты или на проезд в общественном городском, железнодорожном и авиационном транспорте на их электронный аналог. В качестве электронного билета предприниматель допускает даже использование смартфона пользователя. Помимо диплома победителя и «золотого домкрата» Старкову вручили сертификат на посещение конференции по развитию бизнеса от спонсора номинации – ВТБ 24.
Лучшим производственным проектом признана компания «СарОртоМед». Ее руководитель Дмитрий Фокин пояснил, получая призы и награды, что его фирма занимается разработкой и производством медицинских изделий. В подарок от спонсора номинации – компании «Acronis» – компания «СарОртоМед» получила сертификат на бесплатное резервное копирование и управление хранилищами.
Народным предпринимателем по итогам интернет-голосования стал Данияр Сулейманов, открывший Центр молодежного инновационного творчества «ЛИРа».
А в номинации «Лучший журналист, пишущий на тему предпринимательства» приз отдали корреспонденту партнера конкурса – портала «Деловой Саратов» – Кристине Фоминой.
Венчур есть, да не про вашу честь
Саратовские предприниматели готовы взять деньги, если их им готовы дать
Конкурсный отбор проектов для финансирования из венчурного фонда ОАО «Промсвязьбанк» прошел в Саратове во время предпринимательского форума. Конкурсной комиссии было представлено всего четыре бизнес-проекта. При этом каждый из них практически никакого отношения к венчурному инвестированию не имел. Денег не дали никому. Правда, пообещали изыскать такую возможность для каждого обратившегося. И не обязательно из средств венчурного фонда.
Дина Болгова
Инвестиции в главное
Если я ничего не путаю, то венчурные инвестиции, которые, как правило, совершаются из специальных венчурных фондов по определению, сопряжены с высокими рисками финансируемого проекта. Потому что средства инвестируются в бизнес на стадии идеи или первых предпринимательских шагов, вкладываются надолго и в расчете на высокие, очень высокие прибыли.
Проекты, поданные на рассмотрение в венчурный фонд малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка, под данное определение не слишком подходили. Они не просто не были инновационными, с которыми чаще всего ассоциируются венчурные деньги, но в принципе не соответствовали самой идее венчурных инвестиций.
Одним из предпринимателей, ищущих инвестора, была Юлия Гусева, номинантка на молодежную премию в конкурсе «Бизнес-успех» и руководитель проекта по разведению осетровых и производству черной икры. Оказалось, что на сегодняшний день Юлии не хватает 14 миллионов рублей, чтобы и идея, и бизнес начали-таки работать. Деньги нужны для приобретения оборудования. При этом площадка для реализации своей бизнес-идеи у Гусевой есть. Практически готов пруд, в котором затем установят садки. В настоящее время ведутся работы по облагораживанию территории, прилегающей к пруду. Но заявка на 14 миллионов фондом МСБ Промсвязьбанка выполнена не будет. Об этом предпринимательницу предупредили сразу. Не потому что проект не нравится или вызывает сомнения. А потому что максимальная сумма средств, которую фонд может выделить на один проект, согласно своему уставу, равна 10 миллионам рублей. Гусева согласилась и на 10 миллионов, заявив, что недостающую сумму будет искать в других источниках. Но обещать ей ничего не стали. Комиссии требуется время, чтобы детально изучить бизнес-план.
Решили попробовать, вдруг дадут
Еще один саратовский предприниматель Илья Исаков просил у венчурного фонда денег для увеличения оборотных средств ООО «Саратовская фруктовая компания» (занимается скупкой у производителей, фасовкой и перепродажей овощей и фруктов). Это сложившийся и стабильно работающий бизнес, как отметил сам его владелец. Никаких серьезных рисков в работе компании не прогнозируется, расширять производственную деятельность, открывая новые направления в своей работе, предприниматель пока не планирует. У комиссии резонно возник вопрос, почему решили обратиться за деньгами в венчурный фонд. И ответ Ильи Исакова был умилительно прост: «Решил попробовать, вдруг дадут». Предпринимателю пообещали помочь традиционными банковскими продуктами.
Скромная предпринимательница из Аткарска попросила у венчурного фонда МСБ Промсвязьбанка скромную сумму в 1 миллион 300 тысяч на приобретение помещения для расширения своего детского центра «Пчелка». Елена Поцелуева, тоже, по всей видимости, плохо представляющая, что такое венчурный фонд, или решившая «попробовать», рассказала комиссии, с какими трудностями приходится бороться в продвижении такого важного проекта в провинциальном городке. Она отметила, как велика для нее искомая сумма, несмотря на то, что многим она может показаться совсем уж незначительной. И члены комиссии прониклись. Предпринимательницу пригласили для более подробного обсуждения финансового вопроса. Правда, и в этот раз достаточно четко сказали, что если инвестиции и будут, то не из средств венчурного фонда, а в виде банковского кредита.
Ищу инвестора
Самым грандиозным проектом, представленным на суд венчурной комиссии, стал проект открытия Центра МРТ-технологий доктора Трухманова. Александр Трухманов уже имеет ряд платных клиник в Саратове и Энгельсе и вот теперь ищет инвестора для воплощения очередной своей бизнес-идеи. По замыслу предпринимателя, его новый медицинский центр будет уникальным, так как только здесь можно будет пройти обследование на магнитно-резонансном томографе, компьютерную томографию и рентгеноскопию. В настоящее время каждый из этих видов диагностики доступен в разных учреждениях Саратова по отдельности. Нет в городах-спутниках места, где бы это оборудование было представлено все сразу. По бизнес-плану, центр МРТ-технологий должен приносить порядка 20 млн рублей чистой прибыли. Осталось найти 65 миллионов для старта.
Сам Александр Трухманов признался, что не знал об ограничении по сумме венчурных инвестиций в фонде МСБ. Поэтому был готов отменить свое выступление. Но представителям банка медицинский проект понравился. Управляющий директор по развитию малого бизнеса ОАО «Промсвязьбанк» Кирилл Тихонов заявил, в частности, что кредитная организация рассмотрит возможность финансирования замыслов Трухманова.
«Возможно, мы сделаем эдакий микс: часть инвестиций может быть предоставлена из средств фонда, а часть – в виде традиционных банковских продуктов. Или еще как-то, мы подумаем», – обнадежил Тихонов. Стороны договорились о встрече.
Венчурный фонд Промсвязьбанка
Это совместный проект банка c «Опорой России» для поддержки молодых предпринимателей. Фонд не инвестирует в IT-стартапы. Как говорят учредители фонда, им больше интересны проекты из традиционных сфер бизнеса.
«Мы ищем молодых предпринимателей, уже зарекомендовавших себя в бизнесе. Им мы готовы помочь запустить новые проекты и подняться на качественно новый уровень», –