Пустопорожний разговор
Программа переселения из аварийного жилья в Саратовской области должна реализоваться без срывов. Так сказал в минувшую пятницу на круглом столе в областной думе председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Сергей Нестеров. Тема, предлагаемая к обсуждению, сама по себе очень актуальная, животрепещущая. Но встреча разношерстной аудитории оставила неоднозначное впечатление.
Как здорово, что все мы здесь...
В обсуждении участвовали представители общественных организаций и прокуратуры. Создавалось впечатление, что депутаты или отрабатывали зарплату, создавая видимость бурной деятельности, или бросили все силы на поддержку обращения Валерия Радаева к министру финансов правительства РФ Антону Силуанову с просьбой об увеличении дотаций на реализацию программы переселения из аварийного жилья. Ну, вроде как не один губернатор суетится, остальные тоже при деле.
Министр строительства и ЖКХ региона Дмитрий Тепин напомнил, что программа была принята в 2013 году и была изначально рассчитана до 2015 года. Но сейчас ее решили продлить и закончить расселение ветхих и аварийных домов (на сегодняшний день признанных таковыми) к сентябрю 2017-го. Согласно подсчетам министерских специалистов, чтобы уложиться в указанные сроки, региону понадобится чуть более 9 миллиардов рублей. Этих средств якобы должно хватить на переселение 21 тысячи человек (10 тысяч семей), проживающих в 881 аварийном многоквартирном доме.
По словам Тепина, сейчас реализуется первый этап программы, рассчитанный на 2013-2014 годы. Переселить за это время намеревались 4098 человек из 170 домов. Для них нужно приобрести 1722 квартиры. На все про все заложено 1 млрд 718 млн рублей (где 1,715 млрд – средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 2,3 млн – доля областного бюджета, 773 тыс. рублей – бюджетов местных).
Контракты на приобретение есть уже по 1677 квартирам. Правда, по итогам 2013 года в новое жилье из ветхих домов переехали только 53 человека. То есть до конца года нужно заключить договоры на строительство (или приобретение) 55 квартир и переселить еще 4045 человек.
При этом, как отметил министр, все районы области, участвующие в программе переселения граждан из аварийного жилья, условно подразделяются на две группы. В одной – процесс строительства домов для переселенцев уже завершен или находится в финальной стадии. В другой – строительство на начальной стадии (во многих – на стадии фундамента). Зато в 11 муниципальных районах в этом году аварийный жилищный фонд будет ликвидирован полностью.
С удовольствием, потому что удобно
Представители нескольких районов, кстати, получили возможность самостоятельно рассказать о том, как у них идут дела с реализацией программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. Первым слово взял Саратов. То есть депутат городской думы Дмитрий Кудинов от имени саратовских властей.
Кудинов отметил, что главной проблемой реализации программы переселения граждан является отсутствие достаточного количества денег. Он пояснил, что согласно положениям программы, новое жилье взамен старого должно предоставляться на условии «метр в метр», то есть равноценное по площади. При этом расселению подлежат в основном старые малогабаритные квартиры или «коммуналки», в которых одна семья из трех-четырех человек может занимать комнату. Квартир с такими площадями на современном строительном рынке, по словам Кудинова, просто не существует. И застройщики таких квартир не строят. Даже самые маленькие однокомнатные квартиры – это 30-35 квадратных метров. Следовательно, муниципалитетам приходится платить за дополнительные метры из своего бюджета.
«Саратову программа обойдется в 2,3 миллиарда рублей. Для городского бюджета это существенная нагрузка», – сообщил Кудинов. Другая проблема, по его словам, это нежелание некоторых жильцов аварийных домов переселяться в предложенные квартиры. Ситуация характерна в основном для центральных районов города, потому что отсюда людей переселяют преимущественно в Заводской и Ленинский районы (которые из центра кажутся «краем цивилизации»).
За Саратовом о своих делах рассказали представители Энгельса, Балашова и Вольска. На проблемы никто не жаловался. Все идет по плану, и даже денег Балашову и Вольску как будто бы хватает. Здесь граждане с удовольствием покидают родные, но ветхие стены, даже если они стоят в центре городов. А все потому, что переселяются они в комфортные районы, где новые не только дома, но и детские сады, и ФОКи, и парки, и прочие объекты социальной инфраструктуры.
Забывая о главном, удаляясь от темы
По сути, обсуждение программных мероприятий на этом можно было бы закончить. Все равно никаких существенных дополнений или идей по поводу того, где взять больше денег на переселение или как убедить фонд дать денег больше (кроме соблюдения условий программы и сроков отчетности, для того чтобы вообще получить финансовую помощь из фонда), ни от кого не поступило. А когда право высказать свое мнение получили представители общественных организаций, беседа и вовсе потеряла смысл.
Общественники требовали срочно переписать «сырую» программу капитального ремонта многоквартирных домов, вспомнили про некачественное управление многоквартирными домами, неисполнение обязанностей по содержанию жилья и весомые ежемесячные счета за ЖКУ, про бесконечные порывы на коммунальных сетях и бесхозные сети, которые уже сами по себе – отдельная проблема. Все было и верно, и актуально, но только с темой встречи не соотносимо.
Правозащитник Александр Журбин поставил под сомнение трактовку понятия «равнозначность», которое применяют муниципальные и региональные власти, реализуя программу расселения аварийного жилфонда. По убеждению Журбина, предоставляемая квартира должна быть равнозначной не по площади, а по цене (в том смысле, что граждане не должны получать более дешевое жилье, чем могли бы). «Никто не учитывает стоимость земли под домом в центре города. Людей переселяют на окраину, освобождая лакомые куски городской земли. А потом здесь вырастают новые многоэтажки», – заявил Журбин и добавил, что переселенцев при этом запихивают в «однушки», тогда как при другом подходе они могли бы легко получить двухкомнатные квартиры.
Журбину ответили, что программу переселения из аварийного жилья не стоит считать прямым аналогом программы по улучшению жилищных условий. Хотя, конечно, условия эти улучшаются, но первостепенен здесь не комфорт переселяемых граждан, а их безопасность. К тому же не везде на месте ветхих домов после сноса вырастут новые многоэтажки, некоторые районы (как отметил, например, Дмитрий Кудинов) будут использоваться под организацию парков. Но для этого нужен специальный закон о государственно-частном партнерстве. И вообще это уже тема другого разговора под названием «Освоение застроенных городских территорий».