Село к севу готово

Оценить
Чиновники и депутаты это знают. А советы дают для галочки

Недостаток дизельного топлива на предстоящий сев был самым главным вопросом на депутатских слушаниях, которые состоялись в минувшую пятницу в Саратовской областной думе. Но виноватых в топливной драме искать не стали. Потому что они были известны и потому что с них взятки гладки. Не будут же, в самом деле, провинциальные народные избранники поднимать руку на компанию «Роснефть», которой руководит друг и соратник Владимира Путина Игорь Сечин.

Нефтяников никто не учит

Потребность села в дизтопливе на нынешнюю посевную составляет 80 тысяч тонн. По данным министерства сельского хозяйства, к концу второй декады в хозяйствах было накоплено чуть больше 23 тысяч тонн. А на нефтебазах готовыми к продаже числились 7–8 тысяч тонн. Так что дизтоплива, с одной стороны, нет, с другой – оно дорогое. За тонну нефтяники просят 33 тысячи рублей. Получается, что только на дизтопливо труженики сёл Саратовской области должны потратить более 2,5 миллиардов рублей. При этом 33 тысячи за тонну не учитывают стоимости доставки до места использования. На депутатских слушаниях генерального директора ОАО «Саратовнефтепродукт» Александра Стеблева спросили, помнят ли на предприятии разговор о компенсации 400–500 рублей за тонну за доставку. Такое обязательство нефтяники брали на себя, когда занимались закрытием нефтебаз в районных центрах. И вроде даже один год делали сельхозпроизводителям скидки, с учетом этих дополнительных расходов, а потом забыли. Но сейчас снова пошли слухи о закрытии нефтебаз в Пугачеве и Балакове. И вопрос о компенсации доставки дизтоплива в районы, оставленные без нефтебаз, становится актуальным.

Александр Евгеньевич сказал на это, что закрытие нефтебаз он лично не поддерживает, а про компенсацию расходов на доставку нефтепродуктов до покупателя, «честно говоря, не готов ответить». Ему кивнули, что «и на этом спасибо», и отпустили с богом с трибуны, вместо того чтобы развернуть дискуссию об ответственности ключевого игрока за последствия реорганизации системы. То ли данных по ухудшению обстановки у депутатов не было, то ли не хотел нынешний состав думы ссориться с могущественными нефтяниками. Хотя, помнится, во времена губернатора Дмитрия Аяцкова, да и при Ипатове тоже спрос за достаточность обеспечения полевых работ топливом вели гораздо строже. А сейчас вот только записали рекомендацию ОАО «Саратовнефтепродукт» – обеспечить в 2014 году бесперебойную поставку ГСМ сельхозтоваропроизводителям в необходимых объемах – и успокоились.

Председатель аграрного комитета Николай Кузнецов и министр сельского хозяйства в статусе заместителя председателя правительства Александр Соловьев предпочитают хвалить себя за достигнутые результаты своей деятельности, а не заниматься самокритикой.

Два бесспорных плюса области – Панков и подсолнечник

Кузнецову было чем похвастать. У него в активе – подготовка законопроекта, ужесточающего меры ответственности за использование некачественных семян. Потому что сейчас получается, что крестьяне экономят на проверке семенного материала и засевают землю всякой лабудой, а земля от этого портится. О том, что землю еще больше портит подсолнечник и хорошо бы законодательно закрепить за этой культурой четкую долю посевных площадей в регионах, депутаты, может, и думают, но формулировать правовую норму не спешат. Может быть, боятся, что непопулярной у сельчан окажется мера по ограничению этой очень рентабельной культуры, может, не знают, каким механизмом регулировать раздачу квот сельхозпроизводителям, может, в первую очередь думают о мощностях крупных саратовских маслозаводов или о немалой прибыли компаний, торгующих семенным материалом этой культуры. Не исключено, что просто не хочется терять первое место по объемам производства семян подсолнечника на наших саратовских полях.

Все законодательные инициативы, интересные депутатам Саратовской думы, конечно, будут поддержаны на уровне коллег из Государственной думы. Потому что там у нас есть свой Человек с большой буквы – глава аграрного комитета Николай Панков. Его имя повторялось в выступлениях часто, объединяя их, как припев песню. Славилась в основном «его активная поддержка Саратовской области» вся скопом и сразу. За нее хотелось всем Панкова поблагодарить.

Погектарную поддержку делают всё дифференцированнее и дифференцированнее

В прошлом году поддержка сельхозпроизводителей деньгами государства составила около четырех миллиардов рублей. На рубль областных денег приходилось 2,7 рубля федеральных. В этом году для того, чтобы не снижать поддержку, нужно привлекать уже 3,7 федеральных на один региональный. Как получится, загадывать рано. Но скорее всего, депутаты пока еще оптимистически надеются на то, что там, наверху, в Москве, понимают, что с региональными бюджетами уже не первый год дела обстоят напряженно. А тут еще президент сделал врачей, учителей, воспитателей детских садов главными бенефициарами расходной части бюджета. На сельское хозяйство осталось, таким образом, в 2014 году менее миллиарда рублей. Подсчитали – прослезились и стали совершенствовать механизм распределения несвязанной господдержки на 1 га, обставляя это распределение различными условиями. Слава богу, убрали из критериев получения среднюю зарплату по предыдущему году на уровне не менее 10 тысяч рублей. Но коэффициент почвенного плодородия оставлен в силе. И более того, опыт его применения хотят поднять на уровень федерального закона.

По большому счету это вредительство. Ведь по логике несвязанная поддержка потому так и называется, что не должна быть ни к чему привязана, кроме климатической зоны и количества гектаров. Но в Саратовской области думают иначе. Прекрасный пример избирательного подхода привел на депутатских слушаниях Александр Соловьев. Он рассказал о двух сельхозпроизводителях из одного района. У одного 8 тысяч га земли, но коэффициент качества ее использования составляет 1,96. Условная площадь этим коэффициентом практически удваивается. А еще в этом хозяйстве занимаются животноводством, которое пересчетом на кормовые единицы с недавних пор тоже приравняли к гектарам. И вот это хозяйство получило в прошлом году около четырех миллионов рублей от государства – более чем по 500 рублей на гектар. А другое хозяйство, где коэффициент использования земли составляет только 0,96, самой земли всего четыре тысячи гектаров и нет животноводства, соответственно, получило от государства где-то по 120 рублей на гектар. В среднем же в Саратовской области поддержка на гектар составляла в прошлом году 382 рубля.

Ни один человек из зала не стал критиковать подход к распределению субсидий, хотя там сидели около 200 человек из районов, а с трибуны было замечено, что «есть недовольство» существующим механизмом распределения несвязанной поддержки. А она в общем объеме государственной помощи селу в регионе составляет, кстати, треть средств.

Ершовские экономят, петровские не скупятся

Руководитель ершовского хозяйства «Декабрист» рассказывал об экономике своего сельского предприятия со вкусом и знанием дела. Но его выступление не имело никакого отношения к весенним полевым работам. Вот если бы слушания были посвящены тому, как выжить в кризис, тогда опыт «Декабриста» можно было бы назвать эталонным. Здесь не просто поняли, что в условиях зоны рискованного земледелия качество собранной продукции никто не гарантирует, а потери в качестве – это всегда денежные потери. Здесь решили действовать и купили линию по очистке зерна. Одна машина разбирает зерно по размерам, другая – по плотности зернышка, а оптический сортировщик найдет цветовой брак лучше человеческого глаза. Управляющий процессом компьютер имеет 140 программ настройки и легко справляется с любой поставленной задачей. В результате из общего урожая товарного качества получаются мешки с зерном третьего класса, которое можно продать значительно дороже.

Урожай неважного качества тоже пускают в дело с выдумкой, вместо того чтобы продавать по дешевке. В прошлом году сафлор, посаженный в этом хозяйстве на тысяче гектаров, попал под сильные ливни и в результате потемнел и стал кислотным. В хозяйстве приняли решение сделать из сафлора масло. 150 тонн выжали и теперь будут использовать вместо солярки как биотопливо. Сэкономят 4,5 млн рублей. Получается, то, что у других, – на помойку, у «Декабриста» – в дело.

У пугачевского фермера Вячеслава Королева своя песня о шикарных прибылях от правильного хозяйствования. В прошлом году получили аж 119 миллионов рублей. Тратили ее на новую технику, покупку земель и пускали в оборот, чтобы подниматься в своих результатах всё выше и выше. Главный секрет здесь простой – вносить как можно больше удобрений в нужные сроки. Вложения средние – по 12 тысяч рублей на гектар, а там, где вкладывают микроудобрений на все 20 тысяч рублей, урожайность достигается вообще нереальная в сравнении со средней по области. Со временем подкормок, сева и уборки здесь сами не шутят и другим не советуют. Руководствуются прогнозами погоды знатока климата Желудкова. В прошлом году сеяли озимые со 2-го по 10 октября. Сейчас внесут подкормку весеннюю и будут ждать урожай в 60 центнеров с гектара. По Желудкову лето будет разным: будет и засушливый период, будет и влажный, но уборка снова окажется сложной.

Кстати, результаты обследования озимых во всех районах области дали обнадеживающие цифры. Погибло не больше одного процента посевов, еще 3–4 процента – слабые, а в остальном всё хорошо. Пока. Виды на урожай прогнозируются на уровне 3,7 млн тонн зерновых, 1,1 млн тонн подсолнечника.

Почти два миллиона гектаров сельхозземель в обработке не имеют законных собственников

Руководитель управления Россельхознадзора по Саратовской области Александр Игонькин говорил трафаретные слова про то, что земля – главное наше богатство. И к ее обработке с каждым годом выставляется всё больше требований. И фиксируется всё больше нарушений. Первое место по нарушениям – неприменение удобрений, второе – несоблюдение севооборота, третье – засоренность почвы.

Саратовский филиал Росре­естра возглавляет Николай Владимиров. Этот чиновник уже, кажется, собаку съел на учете гектаров. И как никто понимает всю сложность закрепления земель за конкретными хозяевами. По его словам, из 2,7 млн гектаров обрабатываемой в области земли 698 тысяч гектаров не оформлены вообще никак. Это такое разбросанное по осколкам «белое пятно» в земельном кадастре. И с этими площадями надо, конечно, как можно быстрее определиться. Есть еще 1149 тысяч гектаров, которые оформлены, но ненадлежащим образом. Ненадлежащий образ означает, что администрация района заключает договор аренды до года с сельхозпроизводителем, не имея на то юридических оснований. Нарушение, конечно, но земля при этом находится в обработке, и это хорошо. Но здесь предстоит совместная работа, в ходе которой придется истребовать эту землю в собственность муниципальных образований через суды, а потом уже раздавать ее в долгосрочную аренду или продавать. С одной стороны, будут увеличиваться поступления в бюджеты, с другой стороны, не надо забывать про зависимость всех видов поддержки сельхозтоваропроизводителю от того, как оформлен земельный участок.

Промежуточные итоги многолетней работы по составлению кадастра земель сельхозназначения обещали рассказать в апреле на заседании облдумы. К этому времени весенние полевые работы в Саратовском регионе будут завершены.