Дожить бы до юбилея и не рухнуть
В будущем году саратовский мост, построенный в 1965 году, отметит свой юбилей. Неудивительно, что, будучи в достаточно зрелом возрасте, у него есть проблемы со здоровьем.
Гульмира Амангалиева
Строительством моста «Саратов – Энгельс» занимался Николай Иванович Вавилов – саратовский инженер, полный тезка и однофамилец великого ботаника и селекционера.
Сейчас мастеру 87 лет. Он приехал в Саратов в 1958 году после окончания Ленинградского института путей сообщения и сразу же был закреплен за строительством первого в Саратовской области гидротехнического сооружения. За семь лет (мост строился с 1958-го по 1965 год) Николай Иванович прошел путь от старшего прораба до заместителя главного инженера мостоотряда № 8.
«Вывели на бугорок, указали на колышек: вот здесь будет будущий мост, – вспоминает Вавилов. – Мы получали щебень, песок, железо, троса и из этого строили мост. Готовыми были только самые простые конструкции, всё остальное нужно было делать самим»
Самой большой проблемой моста как сейчас, так и с самого возникновения проекта, был недостаток финансирования. Инженер поясняет: «У области не хватило средств на первоначальный вариант – четыре полосы, поэтому мост сделали узким. Хотя все тогда уже признавали: на трех полосах транспортному потоку будет тесно». По тем временам на мост было затрачено порядка 250 миллионов рублей.
Надо сказать, что из всех вариантов моста выбрали наиболее красивый и наименее удачный в практическом плане проект. Слишком уж велико было стремление местной власти сделать мост символом города!
В конце 80-х Николай Вавилов вышел на пенсию. С тех пор он стал регулярно навещать свое детище. Тогда же он обнаружил первые симптомы его заболевания. Вначале Вавилова стало беспокоить, что опоры под главными пролетами «не имеют достаточного армирования». После этого их стянули хомутами, но бандажи ослабли. Затем строитель обнаружил «сквозную протечку» на главном пролете между седьмой и восьмой опорами. «Выколы бетона», «трещины», «разрушение опорного раскоса», «ржавление арматуры», «разрушение бетона» – вот диагнозы, которые один за другим выносила команда спасателей моста. В нее, помимо Вавилова, вошли Анатолий Смоголь, работавший старшим инженером технического отдела мостоотряда № 8, заслуженный строитель РФ Татьяна Сиденко, почетный строитель РФ Олег Распоров.
Давней заботой ветеранов была опора № 14. Десять лет назад ветераны мостостроительства обратили внимание на состояние этой опоры, находящейся ближе к пляжу. Выяснилось, что толщина стенок колонн здесь всего 18 сантиметров (на других опорах – от 30 до 60), причем наружный слой толщиной в пять сантиметров изъеден коррозией. В марте прошлого года, когда стали говорить о ремонте дорожного полотна, жители Энгельса пытались образумить чиновников: если рухнет мост, от нового дорожного полотна толку будет мало.
И вот в середине августа прошлого года председатель дорожного комитета области заявил о том, что, помимо прочих работ, до конца года будет отремонтирована и пресловутая 14-я опора. «Слава богу, опору № 14 отремонтировали к октябрю прошлого года. Это заноза, которая очень долго болела, но все-таки проблему удалось решить», – радуется Николай Иванович. Чиновники встретились с ветеранами-строителями моста и вместе обозначили проблемы и планы. Основная часть работ была рассчитана на нынешний год. Вавилов диалогом остался доволен: «Чуриков Николай Николаевич энергично взялся за дело, и думаю, у него всё получится».
Взгляд замерзшего пешехода
В некоторых местах Саратова дела с асфальтовым покрытием обстоят куда хуже
На Предмостовой площади я вышел из маршрутки и направился в сторону моста, чтобы совершить по нему, согласно редакционному заданию, пешеходную экскурсию. Или, попросту говоря, прогуляться и посмотреть.
Вячеслав Коротин
Мой пыл заранее поостудило множество рассказов жителей нашего города о том, в каком состоянии находится саратовский мост. Ни одного положительного отзыва о состоянии этого сооружения, соединяющего левый и правый берега реки Волги, мне услышать не удалось.
Путешествие началось с того, что путь на одной из двух пешеходных дорожек моста мне преградило заграждение. Таблички на нем сообщали, что проход закрыт, идет ремонт моста. На противоположной стороне моста дорожку для пешеходов никакие заграждения не перекрывали. Но оказаться на другой стороне моста оказалось не так-то просто. Перебегать дорогу – занятие рискованное, так как автомобили ехали друг за другом в оба направления. Пришлось по лестнице спуститься под мост и подняться уже по другой лестнице на противоположной стороне.
Могу только представить, с каким удивлением смотрели на меня автомобилисты, которые проезжали в тот момент по мосту. Один мне даже посигналил. В летнее время увидеть пешехода на мосту – дело обыкновенное. Люди стройными рядами отправляются на городской пляж, а кто-то даже в другой город. Но не в начале весны же...
Состояние моста показалось мне на первый взгляд удовлетворительным. Выбоины и неровности на пешеходной дорожке встретились только в начале моста. На проезжей части ситуация хуже. Небольшие ямы «радовали» автомобилистов на протяжении примерно 500 метров – дальше по мосту я уже не пошел. Но весной в России всегда так. В некоторых местах Саратова дела с асфальтовым покрытием обстоят куда хуже. Как говорится, хороший асфальт на дорогах не валяется.
Перила тоже в нормальном состоянии. На противоположной стороне в том числе. Это если смотреть через дорогу. Может, при более детальном осмотре «нормальное состояние» таким уж нормальным не покажется.
А какой с моста открывается вид! Если бы не сильный холодный ветер, который поднимал столбы пыли, я мог смотреть на замерзшую Волгу очень долго. Зрелище, действительно, великолепное! Мне не часто приходится видеть Волгу зимой, да еще и с саратовского моста, потому меня это так впечатлило. В этом отношении жителям Энгельса повезло. Если, конечно, наблюдать данный вид из окна теплого автобуса, а не идя из города в город пешком.
Уже стоя на остановке транспорта, когда собирался уезжать, поговорил с автовладельцем Романом. Его перспектива того, что в середине апреля мост закроется на ремонт, не радует. «Я живу в Энгельсе, а работаю в Саратове. На работу езжу каждый день. Бывает, что и в выходные Саратов навещаю. И так много денег на бензин трачу. Чувствую, что теперь мне придется работать только на бензин. Или пешком ходить. Буду здоровым и сильным!» – рассказал мне, улыбаясь, Роман.
«Летом будем ездить полями»
О том, как относятся к возможному ремонту моста через Волгу и ожидаемым пробкам саратовские таксисты, мы поговорили с одним из них – Виктором Дубровиным:
– Во-первых, мы будем больше выручать за рейсы в Энгельс – пробег же увеличивается. Во-вторых, стояние в пробках тоже входит в тариф – это не прихоть таксистов, таковы требования нашей фирмы. Они справедливы, ведь пока стоишь в пробках, ты бы мог сделать еще один рейс или два. (В Саратове только одна фирма взимает деньги с пассажиров за чистый пробег. – Прим. ред.)
Пробки, на мой взгляд, неизбежны, тем более что ничего не сделано, чтобы их не было. Объехать Усть-Курдюмскую дорогу практически невозможно. Даже если, например, попытаться въехать туда через Молочку и перинатальный центр и Юбилейный, всё равно встрянешь в пробку. Ну, не в ее начале, так в середине, да и дороги там разбитые. Единственный другой вариант – ехать на Пристанский мост через Ленинский район, Дубки и по объездной дороге. Но это так сильно увеличивает пробег, что не каждый пассажир согласится на такой объезд. Правда, летом можно будет ездить полями – есть там несколько секретных дорог.
Юрий Носов, и. о. начальника ОГИБДД управления МВД по городу Саратову, подполковник полиции:
УСТАНОВИМ ИНФОРМАЦИОННЫЕ АНШЛАГИ И ИЗМЕНИМ ПРИОРИТЕТ РАССТАНОВКИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНЫХ СЛУЖБ
План действий по организации безопасности дорожного движения и оптимизации пропускной способности городских дорог Саратова при ограничении движения по мосту разработан дорожными комитетами города и области. Он предусматривает установку по всему городу информационных аншлагов со схемой направлений дорожного объезда.
Важным также является и координирование работы инспекторского состава дорожно-патрульной службы. Будут установлены дополнительные места дежурств инспекторов, изменен приоритет при перенаправлении движения. Проспект Строителей, улица Тархова и другие улицы, как вы знаете, потребуют пристального внимания дорожно-патрульной службы.
«Кажется, он упадет раньше, чем будет отремонтирован»
Чего ожидают жители Саратова и Энгельса от закрытия моста?
Андрей Емельянов, сварщик (Саратов):
ПОКА ЧТО ВЕРЮ С ТРУДОМ
Честно говоря, пока что я с трудом верю в закрытие моста. Сколько раз хотели это сделать, и всё никак, только пугают. Кажется, мост упадет раньше, чем будет закрыт на ремонт.
А если действительно закроют, будем готовы к нашим родным саратовским пробкам. Нам к ним не привыкать. Главное – результат. Надеюсь, на дорожном покрытии никто экономить не будет (ну, вы поняли, о чём я), чтоб простояло подольше. А то вдруг, как обычно, щебёнки и битума покидают, а через два года всё то же самое, что мы сейчас видим.
Виктория Николотова, журналист (Энгельс):
ХОТЬ УВОЛЬНЯЙСЯ...
Само собой, это будет катастрофа, даже если учитывать, что общественный транспорт продолжит ходить. Всегда есть ситуации, когда ты опаздываешь или срочно нужно в Саратов, нет времени ждать автобусов, ехать со всеми остановками, и тогда вызываешь такси. Теперь ужас какой-то будет! Я считаю, что наши города очень связаны – да это видно по загруженности моста, поэтому, как жить дальше, непонятно. Ездить через новый мост на работу дорого и долго. Хоть увольняйся...
Сергей Лещинский, студент (Энгельс):
ТЕПЕРЬ ВЛЕЗТЬ В АВТОБУС БУДЕТ СЛОЖНЕЕ
В целом нейтрально отношусь к этому. Будет тяжело, но это необходимо. Добираюсь на учебу в Саратов всегда на автобусе. Теперь влезть в автобус в час пик будет сложнее. Ждать следует того, что увеличится поток пассажиров на электричках и проезд на такси между городами будет очень дорогим.
За двадцать лет до сноса
Довольно скоро автомобильный мост «Саратов – Энгельс» может быть принудительно разрушен
«У нас ничего невозможного нет», – сказал журналистам председатель дорожного комитета Саратовской области Николай Чуриков. По словам чиновника, даже после проведения ремонтных работ срок службы моста составит только около 20 лет. После этого транспортные потоки всё равно придётся переводить на новую мостовую конструкцию. Ее проектирование должно начаться уже в текущем году.
Роман Дрякин
«Ездовое полотно – это то, по чему мы ездим»
Как рассказал глава комитета, сейчас технология железобетонных мостов уже устарела – строители переходят на металл. «Тогда было другое время – в стране не было металла, предпочтение отдавали железобетону», – пояснил Чуриков. К тому же существующий мост обладает всего тремя полосами движения. Теоретически увеличить срок службы моста и даже количество полос на нём можно реконструкцией, однако чиновник считает этот вариант нецелесообразным: узкие подъезды и съезды к переправе всё равно никуда не денутся. Учитывая, что содержание моста стоит денег, глава комитета не исключил, что в конечном итоге отработавшая своё конструкция может быть демонтирована или отдана в пользование каким-либо коммерческим структурам. Однако Чуриков оговорился, что пока говорить что-то конкретное преждевременно.
Ремонтные работы на мосту «Саратов – Энгельс» длятся с 2008 года. За это время было проведено в том числе усиление его опор. В текущем году будет завершён ремонт перильных ограждений (остался небольшой отрезок на левой стороне моста со стороны Саратова) и тротуаров, а также проведена замена ездового полотна. «Ездовое полотно – это то, по чему мы ездим», – пояснил Чуриков. Замена полотна – самая затратная часть проводимых работ. Будет снято всё покрытие и вся гидроизоляция на мосту. «Всё снимаем до плиты, смотрим. В плите – перенапряжённая арматура. Это троса. Когда строился мост, делалась опалубка, натягивались эти троса, и потом всё это заливалось бетоном. Поэтому эти троса внутри бетона. На них основная нагрузка. Мы всё это вскрываем, потом вскрываем бетон до тросов и смотрим, в каком состоянии они находятся», – пустился в подробности глава комитета.
По словам чиновника, более раннее обследование показало, что имеющиеся в арматуре отклонения сейчас должны находиться в пределах допустимых норм. После этой части работ мост ждёт устройство новой гидроизоляции, которая защитит конструкцию от губительного воздействия влаги, и укладка нового слоя асфальтобетона, аналогичного тому современному покрытию, которое сейчас используется в Саратове на Московской улице. По мнению Чурикова, эта передовая технология уже показала себя с хорошей стороны. Кроме того, на мосту будут заменены деформационные швы – металлические элементы, находящиеся между пролётными строениями. «В период перепадов температур конструкции расширяются, удлиняются. Деформационный шов позволяет им ходить, чтобы конструкции не сломались», – объяснил Чуриков. Таким образом, в результате проведённых работ должно быть остановлено разрушение, продлён срок службы и улучшено техническое состояние моста.
Наиболее «ответственным» местом ремонта глава комитета назвал самую красивую часть моста, представляющую собой неразрезное пролётное строение. Подводная часть конструкции, по словам главы комитета, в нормальном состоянии.
Сумма контракта на ремонтные работы на текущий год составила 461 млн рублей. Генеральным подрядчиком выбрана компания «Волгамост». Все затраты будут оплачены из регионального бюджета, деньги уже заведены. «Такие средства на ремонт моста при сложнейшей ситуации с областным бюджетом выделяются впервые», – подчеркивал чиновник. А еще его радует, что в совещаниях по ремонту участвуют первые строители моста: «Жив и дай бог ему здоровья Николай Иванович Вавилов, ему 80 с лишним лет. Он участвует в этом процессе. И мне импонирует, что без каких-то корыстных целей».
Весной на мост поставят регулировщиков и не будут пускать ФСБ
В связи с ремонтными работами с 15 апреля по мосту будет ходить только общественный транспорт. При необходимости к имеющимся машинам могут быть добавлены дополнительные единицы транспорта, а скорость передвижения могут увеличить. По обе стороны моста движением будут управлять регулировщики.
Для водителей частных автомобилей в городах будут вывешиваться информационные щиты, подсказывающие новые пути проездов.
Кроме общественного транспорта, мост будет открыт лишь для машин полиции, скорой помощи, пожарной и прочих аварийно-спасательных служб. Исключений из этого перечня не будет. Даже сотрудники ФСБ, по мнению Чурикова, должны будут пропускаться на мост только на спецмашинах с сигналами: «Моя позиция такая: чтобы никаких пропусков не было. Если мы начнём какие-то пропуска выдавать для правительства, силовых ведомств, ещё для кого-то, то мы опять загрузим мост. Это позиция и губернатора».
Нормативный срок окончания работ – 1 ноября, за каждый день просрочки в договорах установлены штрафы. Однако перед подрядчиками ставится задача максимально сократить время проведения работ, и, как с уверенностью предполагает Чуриков, мост вполне может быть открыт на 1–1,5 месяца раньше оговорённого срока. Работы над перильными ограждениями и тротуарами правительство требует закончить уже к 15 мая, после чего по мосту можно будет передвигаться пешеходам и велосипедистам. Восстанавливать движение троллейбуса № 9 власти не планируют. «Специалистами озвучивалось, что те линии электропередач, откуда запитываются троллейбусы, образуют электромагнитные поля, которые оказывают влияние на металлические конструкции. Там идёт разрушение, окисление», – пояснил Чуриков, отдельно подчеркнув, что это заключение не его, а экспертов.
Основная часть ремонтных работ будет выполнена в текущем году, в 2015 году закрывать проезд уже не потребуется. Всего за два года на ремонт планируется потратить 552 млн руб. «Это очень серьёзный объект, почему-то у прежнего руководства области руки до него не доходили», – похвалился Чуриков.
[кстати сказать]
История «недозакрытий»
В 1996 году состояние саратовского моста оценили специалисты российского института «Гипротрансмост», треста «Гормост» и др. Участники совещания заключили, что конструкция достигла «критического возраста, после которого дефекты развиваются в геометрической прогрессии», и рекомендовали провести ремонт в течение ближайших пяти лет.
В 2003 году саратовский институт «Проектмостореконструкция» составил проект капитального ремонта, который было рекомендовано провести в ближайшие пять лет.
Весной 2004 года на мосту демонтировали старые мачтовые опоры, на которых держались фонари и троллейбусные провода. Областные чиновники ограничили проезд – с 6:00 до 20:00 мост был открыт только для машин экстренных служб и автобусов. Проезд остального транспорту был запрещен. Ограничение продержалось один день и было отменено по причине гигантских пробок, образовавшихся в районе поселка Юбилейный.
Летом 2006 года произошло частичное обрушение железобетонной конструкции на энгельсской части моста (возле опоры № 33). Из-за двухдневного ремонта в Саратове и Энгельсе образовались пробки.
Весной и летом 2008 года из-за обследования и ремонта движение ограничивали частично – попеременно закрывали одну из трех полос. Пробка на улице Чернышевского растягивалась почти не до Заводского района.
Летом 2009 года власти предупредили о планах полного закрытия моста. Ремонт предполагалось провести за три месяца – с середины мая по середину августа. Было названо несколько способов решения транспортной проблемы: выделить бюджетные субсидии перевозчикам, чтобы избежать резкого роста цен на билеты, просить РЖД о введении дополнительных электричек, наладить речное сообщение между городами, расширить энгельсский причал, сделать Саратов «внетранзитным городом» для облегчения ситуации с пробками и так далее. Ничего из этого сделано не было. Помешал добрым чаяниям результат повторной экспертизы института «Проектмостореконструкция». Он заключил, что остаточный ресурс моста – 20–25 лет. «При условии проведения капитального ремонта», – уточнялось в документе.
До осени 2012 года об этом уточнении чиновники благополучно забыли – до тех пор, пока специалисты ни обратили внимание общественности на подзабытую проблему. Тогда областное правительство занялось поиском средств. Впрочем, безуспешно: из федерального бюджета до сих не выделено ни копейки.