Неутешительные автопрогнозы

Оценить
Российский автопром снова нуждается в государственной поддержке. Иначе не «вырулит»

Продолжающиеся трудности автопрома вызваны падением объёмов продаж новых автомобилей. Крупные автомобилестроительные концерны оптимизируют деятельность своих предприятий, пытаясь удержаться наплаву. Это в свою очередь влияет на положение дел на саратовских заводах, производящих автокомпоненты, где уже, как поговаривают, ситуация не самая оптимистичная.

Слабый спрос плюс слабый рубль

На минувшей неделе завод «Форд Соллерс» в Ленинградской области объявил о возможной остановке производства на несколько месяцев. Это одна из мер, с помощью которой руководство компании пытается вывести своё предприятие из «непростой ситуации» из-за падения продаж автомобилей, начавшегося в прошлом, 2013 году. По данным компании, в январе текущего года продажи Ford Focus, который собирается на петербургском заводе, упали уже на 54 процента, в феврале – на 30 процентов. Ослабление рубля по отношению к доллару и евро тоже сказывается негативно на российском авторынке. Тот же «Соллерс» с 1 февраля 2014 года «вынужденно» поднял цены на свою продукцию. При этом руководство завода не исключает, что к подобному шагу прибегнуть придётся не раз.

АвтоВАЗ ещё в январе грозил масштабными сокращениями работников всё по той же причине падения продаж новых автомобилей. Сегодня на АвтоВАЗе говорят о реализации комплекса мер для улучшения экономического состояния предприятия, в котором более чем 120 мероприятий. Прежде всего эти меры касаются корректировки производственной программы, контроля и регулирования запасов продукции, работы с оборотным капиталом и дилерами, снижения закупочных цен, сокращения общих затрат, включая оптимизацию затрат на персонал. До конца 2014 года предприятие планирует сократить численность сотрудников на 7,5 тысяч человек. Численность руководителей, специалистов и служащих будет снижена на 2,5 тысячи человек. Кроме того, руководство компании планирует в ближайшее время проанализировать своих поставщиков, чтобы понять, кто из них конкурентоспособен, а кто нет.

По данным российских информагентств, представители автопроизводителей, имеющих заводы в России, инициировали встречу с Минпромторгом РФ, чтобы обсудить ситуацию в отрасли и на рынке и понять, куда двигаться дальше. Также, по данным агентств, производители хотят убедить чиновников в необходимости дополнительного стимулирования автомобильного рынка. При этом уже известно, что предложения и просьбы в адрес российского правительства будут разниться от компании к компании, так как потребности у производителей разные. Например, заводу «Форд Соллерс» и другим производителям легковых автомобилей нужно возобновление программы льготного кредитования. Производители грузовиков и автобусов намерены просить об усилении поддержки продаж газомоторной техники, стимулировании обновления автопарка и замене транспортного налога экологическим. Такие предложения исходят от КамАЗ, ГАЗ, Scania. Ещё Минпромторг хотят попросить о корректировке условий соглашений о промсборке (предоставление льгот на ввоз комплектующих в обмен на увеличение мощностей и уровня локализации) на текущий год.

Спасение нового в утилизации старого

В министерстве промышленности и энергетики Саратовской области подтвердили, что негативные процессы, происходящие в отрасли автомобилестроения, отражаются на саратовских производителях комплектующих. Напомним, что в Саратовской области на предприятия автопрома работают 14 заводов. Это ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Электроисточник», ОАО «Роберт Бош Саратов», ЗАО «Петровский завод автомобильных запчастей АМО ЗИЛ» и другие.

По словам первого заместителя министра промышленности и энергетики области Максима Шихалова, за два первых месяца 2014 года на предприятиях, производящих автокомпоненты, зафиксировано снижение темпов роста производства в среднем на 30 процентов. Исключением стали лишь те компании, где производство диверсифицировано. Например, в ОАО «Роберт Бош Саратов».

По словам Шихалова, поставки снижаются как на первичный рынок, непосредственно на конвейер, так и на вторичный. «Планы крупнейших автопроизводителей, расположенных в России, на 2014 год не­утешительные, – говорит Максим Львович. – Сыграет свою роль и прекращение программы льготного автокредитования. Министерство промышленности и энергетики Саратовской области со своей стороны предложило ряд инструментов для стимулирования производства. Среди них меры, которые ещё не применялись в России. В частности, мы говорим о необходимости разработать федеральную программу утилизации общественного пассажирского транспорта, по аналогии с положительным опытом госпрограммы утилизации легковых автомобилей. По данному вопросу уже было подготовлено обращение губернатора области Валерия Радаева в адрес полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича. На наш взгляд, этот шаг позволит стимулировать спрос на автокомпоненты в одном из сегментов рынка».

Молчат, чтобы не сглазить?

О том, как складываются производственные дела и перспективы на будущее, мы спросили и самих производителей автокомпонентов, но они говорить о своих проблемах отказались. Об успехах, собственно, тоже. В основном сославшись на занятость и плотный график рабочих совещаний. Записаться на разговор с заводским начальством нам посоветовали через недельку.