Музей в подарок принцессам
Музей саратовского цирка открылся в четверг, 13 марта, в день начала пятого фестиваля циркового искусства «Принцесса российского цирка». В этом году в нем приняло участие более 30 конкурсанток из России, Белоруссии и Латвии.
Цирк... У каждого из нас это слово вызывает свои ассоциации. Для кого-то цирк – это беззаботное детство. С клоунами, воздушными шариками и сладкой ватой. Для кого-то – часть жизни и любимая работа, без которой представить новый день просто невозможно. Есть еще и те, кто считает, что слово «цирк» – синоним всего несерьезного и непостоянного. Достаточно вспомнить слова Германа Грефа, бывшего министра экономического развития и торговли России, когда он предложил передать недостроенный цирк в Нижнем Новгороде из федеральной собственности в областную: «Клоунов у нас и так много, в том числе и на региональном уровне». В том, что цирк – это более чем серьезно, я убедился лично, побывав на открытии музея истории саратовского цирка, а потом и за кулисами.
«Пенза может даже не спорить...»
Музей расположился в фойе первого этажа цирка. Пока это всего лишь два небольших зала. Но коллекция будет расти, и впоследствии, скорее всего, придётся подыскать более просторное помещение. Об этом сказала директору цирка Ивану Кузьмину и министр культуры Саратовской области Светлана Краснощекова: «Иван Георгиевич, я уверена, что придётся расширяться». На что директор ответил: «А мы сделаем филиалы этого музея».
В экспозиции (кстати, только три цирка в России могут похвастаться собственными музеями) находится сейчас более ста экспонатов. Есть и присланные из других городов – памятные вещи принесли в дар звезды мировой величины, которые начинали свой путь к славе именно на саратовском манеже.
Среди экспонатов есть такие, которым исполнилось более ста лет. Например, афиши 1888-го, 1900-го и 1909 годов. Брошюра о советском цирке, изданная в 1936 году, как сказали, имеется в России в единственном экземпляре. На почетном месте в музее расположились красное знамя «Саратовский государственный цирк» и кресла, на которых сидели зрители в 1963 году. Иван Георгиевич представил публике и купчую на помещение от 5 декабря 1873 года: «Пенза очень много спорит о том, где и какой цирк был первым. Купчая составлена в Саратове в Русском банке. Это дата создания русского стационарного цирка».
Всё это я узнал из первой экскурсии по музею, которую провел Иван Кузьмин, после того как вместе со Светланой Краснощековой они перерезали красную ленточку.
В первом зале расположилась гримерка, в которой, на первый взгляд, трудно уместиться более чем двум людям. Я посочувствовал цирковым артистам – на такой площади привести себя в надлежащий вид представляется мне достаточно сложным делом. Но даже на такой малой площади в гримерке уместилось всё самое необходимое – стул, гримерный столик с зеркалом и настольной лампой, вешалка для костюмов и радиола советских времен.
Манеж: взгляд с другой стороны
Меня привлек макет цирка – часть зрительного зала, арены и место, откуда на цирковую арену выходят артисты. Что-то подобное я встречал уже в фойе старого ТЮЗа. Что в ТЮЗе, что в музее цирка уменьшенную точную копию я мог бы рассматривать часами. И не только я. У макета задержалась и маленькая девочка, которая тоже с огромным интересом рассматривала экспонат.
Под стеклами витрин разместились значки с цирковой символикой, памятные буклеты и брошюры, грамоты, цирковые атрибуты – канаты, старые осветительные приборы, барабаны и многое другое. Много в музее и фотографий – цирковых династий, посетителей цирка.
Осмотрев по возможности все экспонаты, я решил, что пора покидать гостеприимные стены музея. И тут меня посетило ощущение, что я вернулся в детство. Что и где находится в цирке, с уверенностью знают только те, кто там работает. Однажды, будучи еще школьником, я во время представления вместе со своим одноклассником вышел из зала за мороженым или за лимонадом (точно уже не помню). Где это купить, мы нашли без труда. А вот чтобы найти свое место в зале, нам пришлось побегать. Безрезультатно. Заключительную часть представления мы смотрели уже не со своими одноклассниками, а в другом секторе.
Ситуация теперь повторилась – не сразу я понял, куда мне надо идти. Но это даже и к лучшему. Я увидел тот цирк, который удается видеть не каждому. Цирк за кулисами совсем иной. Это множество людей разных возрастов – от младших школьников (а может, даже и дошкольников) до ровесников моих бабушек. И цирк для них – это не просто средство зарабатывания денег, не просто работа, на которую нужно ходить, а нечто большее. Цирк для них – это жизнь.
Мне удалось увидеть цирковую арену – манеж – с другой стороны, откуда ее артисты выходят исполнять свой номер. Пустой зрительный зал – зрелище завораживающее. Он пока еще молчит, но уже знает, что вечером взорвется громкими аплодисментами и восторженными криками, встречая артистов.
Под никитинским куполом
Свою историю российский цирк начинает с саратовского. В 1873 году молодые цирковые артисты, уже получившие известность на просторах России, Петр, Дмитрий и Аким Никитины возвращаются на свою малую родину – в Саратов. За их плечами длительное гастрольное турне по городам центральной части России. В Саратове чех Эмануэль Беранек предложил братьям Никитиным сформировать собственную цирковую программу и начать давать представления по Саратовской губернии.
5 декабря 1873 года Беранек продал братьям всё цирковое имущество. Спустя три года было построено круглое деревянное здание, вывеска на котором сообщала, что это – «Первый русский цирк братьев Никитиных». Представления в этом здании давались на протяжении 52 лет – до 1928 года.
В новое каменное здание цирк переехал в 1931 году. Деревянным был только купол. В то время в России таких цирковых зданий были единицы. Для цирковых артистов было построено общежитие, а для животных специальные помещения.
Металлический купол у здания появился в период первой капитальной реконструкции (1959–1963 гг.). Вторую капитальную реконструкцию саратовский цирк пережил в 1998 году. После нее он стал одним из лучших цирков в России с уникальными техническими возможностями и зрительным залом на 1908 мест.