Пусть не развивается, зато функционирует
Мост через Волгу закроют через месяц, в городском общественном транспорте появится электронный проездной, а из Саратова исчезнут все «газели». Такими почти сенсационными заявлениями была богата прошедшая в минувшую пятницу пресс-конференция на тему работы транспортного комплекса Саратовской области в прошлом году и планов на будущий.
Осветить пытались все животрепещущие транспортные вопросы. Василий Разделкин, председатель комитета транспорта Саратовской области, рассказывал о том, как ситуация выглядит в целом. Дмитрий Федотов, заместитель главы администрации Саратова, проинформировал журналистов о городских особенностях. Лариса Новикова, глава областного комитета по тарифам, страховала на случай вопросов о ценах на проезд.
По земле, воде и небу
Василий Разделкин заявил, что прошлый год для транспортного комплекса региона был вполне удачным. Удалось, по его словам, решить много вопросов, которые до этого не решались на протяжении многих лет. Например, началось-таки строительство нового саратовского аэропорта в селе Сабуровка. Заслуга региональной власти в том, что была открыта линия финансирования этого проекта. То есть регионалы, можно сказать, выбили деньги на аэропорт у федералов.
К заслугам региональной власти отнесли открытие и эффективную реализацию программ авиационных перевозок. Оговорились, правда, что всё получилось при активном содействии федеральных и окружных властей. Василий Разделкин добавил, что теперь пять субъектов ПФО соединены воздушным сообщением, а это значит, что жители Саратова легко могут полететь в Оренбург, Ульяновск, Нижний Новгород, Самару и Казань. И по цене такой полёт сравним с поездкой в купейном вагоне РЖД.
Говоря о железной дороге, Разделкин сказал, что хорошо уже то, что количество действующих поездов фактически не изменилось. А ещё лучше, что возобновилось железнодорожное сообщение Саратова с Озинками и Александровым Гаем. «Несмотря на непростую экономическую ситуацию в регионе нам удалось сохранить транспортное обслуживание в каждом районе области», – заявил Разделкин и добавил, что основной упор в транспортной сфере делается на обновление подвижного состава. Что особенно важно в вопросах обеспечения комфорта пассажира. Перевозчики на собственные деньги приобрели 340 единиц подвижного состава. Это, по Разделкину, называется грамотной инвестиционной политикой региональной власти.
Ещё в перечне успехов транспортного комплекса Саратовской области возобновление речной навигации. Пассажирские перевозки в прошлом году начали осуществляться по двум речным направлениям из Саратова. Снова заработали речные перевозки между Хвалынском и Духовницким. Кроме того, у саратовского причала стали делать остановки транзитные теплоходы, благодаря чему по Саратову прогулялось в общей сложности 40 тысяч туристов, путешествующих по Волге.
Для усиления контроля за работой транспорта и в целях обеспечения «ещё большего порядка» деньги тратились на приобретение и установку средств фото– и видеофиксации. Ну и про прелести ГЛОНАСС тоже, конечно, вспоминали с придыханием. Резюме Разделкина своего собственного выступления на фоне перечисленных успехов выглядело неожиданно скромно. «Я не могу сказать, что транспортный комплекс Саратовской области развивается, но функционирует он эффективно», – сказал глава транспортного комитета.
Саратов внедряет новшества
Дмитрий Федотов напомнил журналистам, что Саратов занимает в транспортном комплексе региона значительное место. Вот, например, из 300 миллионов пассажиров, перевезённых всеми видами транспорта за год, 182 миллиона приходятся на Саратов, а среди них ещё 54 миллиона пассажиров льготных категорий. Когда всем стало ясно про масштабы транспортного комплекса Саратова, Федотов заговорил о новом конкурсе на организацию автобусных перевозок в черте города. В этом году разыгрывать будут на три маршрута больше, то есть 95 вместо прежних 92. Маршруты добавили в связи с заселением новых городских микрорайонов и строительством новых улиц. Из ныне действующих маршрутов два по просьбам пассажиров удлинились, ещё два изменили схему движения, опять же для удобства населения.
Критерии к отбору транспортных компаний, которым доверят осуществлять перевозку пассажиров, будут довольно жёсткими. Основные требования – наличие подвижного состава в хорошем техническом состоянии и безопасность. Важным критерием станет наличие средств доступности автобусов для маломобильных групп населения.
Кстати, по требованиям использование «газелей» и подобного им транспорта в качестве маршрутных такси станет невозможно. Федотов заверил, что после проведения отбора перевозчиков «газели» с маршрутов исчезнут. Понятие «маршрутное такси» больше не используется. По словам Федотова, теперь речь идёт только об автобусах различной степени вместимости.
Ещё одно новшество, о котором говорил замглавы администрации, касается проездных билетов. Как пояснил Федотов, администрация Саратова вместе с перевозчиками разрабатывает более широкое меню для пассажиров, где учитывается даже, чтобы при пересадках пассажир не платил лишний раз за проезд. А вообще рассматривается возможность создания не только стандартных проездных на месяц, но и на определённое количество поездок или на более короткий период действия (например, на час). Одно из ноу-хау в проездных уже тестируется. Это электронный проездной. Его смысл в том, что оплата проезда происходит безналичным способом – путём автоматического списывания средств с электронной карты через спецустройства. Следить за тем, чтобы все пассажиры оплачивали проезд, будут нынешние кондуктора, которые с помощью переносного устройства (валидатора) будут считывать информацию об оплате. Они же должны обилечивать пассажиров, в случае если электронная оплата не состоялась.
Говоря о перспективах развития транспортного комплекса Саратова, Федотов заявил, что видение будущего у города вполне чёткое. И в этой картине будущего транспортным каркасом города должны стать линии скоростных трамваев, под который будет выстраиваться весь остальной транспорт. Правда, по признанию Федотова, реализация этих планов – не ближайшая перспектива. Хотя все проекты вполне реальны.
Может быть, закроется, а может быть, повысят
Вопрос о ремонте старого и, как теперь его называют, малого моста через Волгу между Саратовом и Энгельсом стал отдельной темой прошедшей пресс-конференции. По словам Василия Разделкина, главы областного комитета по транспорту, закрытие моста запланировано на середину апреля. Но окончательное решение пока не принято.
Движение по мосту будет прекращено для всего транспорта, кроме нескольких автобусных маршрутов. Весь транзитный транспорт, по словам Разделкина, будет отправляться в объезд через мост в Пристанном. Во избежание транспортного коллапса, который может быть спровоцирован (и по оценкам некоторых экспертов, будет-таки спровоцирован) закрытием моста, планируется изменить дислокацию дорожных знаков и светофоров. Этим вопросом сейчас озадачена ГИБДД. Кроме того, предусматриваются схема объезда большого затора и работа тягачей, что позволит быстро растащить автомобили в случае ДТП.
По словам главы транспортного комитета области, бизнес, работающий в сфере речных перевозок, тоже предлагает свои услуги. Но этот вариант пока резервный. «Закрытие моста в такой форме происходит у нас впервые, и сейчас сказать, что мы предусмотрели всё, я не могу. Нам просто не с чем сравнить. Нельзя сказать, мол, было так-то, а теперь будет так-то. Конечно, всем будет неудобно, когда закроется мост, даже при тех мерах, которые мы готовим. Но если их не готовить, будет ещё хуже», – отметил Разделкин.
Вопрос стоимости проезда в общественном транспорте тоже мог быть выделен в отдельную тему обсуждения, если бы было что обсуждать. Лариса Новикова, председатель комитета по госрегулированию тарифов, сообщила, что пока действуют те цены, которые были установлены два года назад. Каких-то конкретных заявлений о том, что тарифы изменятся и как они изменятся, никто не делал. Хотя для перевозчиков нынешняя стоимость перевозки пассажиров по-прежнему болезненная тема, и менять что-то необходимо. По словам Новиковой, возможно, до наступления лета какие-то подвижки в этом направлении будут. В том, что касается льгот на проезд, изменений, как отметила Лариса Николаевна, не предвидится. Существующие льготы у определённых категорий граждан сохраняются.