Сеять будем без солярки?
По цене дизельного топлива мы обошли даже Самарскую область. Да и с ним – дорогим – наблюдаются подозрительные перебои. О таком невесёлом положении дел стало известно на видеосовещании с муниципальными районами области. Его провели в минувший четверг в региональном правительстве. Мероприятие было посвящено итогам зимовки скота и подготовке к весенне-полевым работам. В ходе совещания были высказаны претензии к работе областной ветеринарной службы.
Спасибо Роснефти
По словам заместителя министра сельского хозяйства Дмитрия Уполовника, в Саратовской области по состоянию на 11 марта 2014 года закупочная цена на межсезонное дизельное топливо составила 33,3 тыс. рублей за тонну, на зимнее – 36,7 тыс. рублей за тонну (в ближайших регионах эта цена, как правило, колеблется от 31 до 32 тыс. рублей). Потребность аграриев в дизтопливе на проведение ближайших весенне-полевых работ оценивается в 80 тысяч тонн. В наличии у хозяйств пока имеется только 20 тысяч тонн.
Представитель Ртищевского района посетовал, что в связи с повсеместным закрытием районных нефтебаз наблюдается ощутимый дефицит летнего дизельного топлива. «Ни одного литра нет и не предвидится – они говорят, что будут изготавливать его только в конце марта», – возмущённо доносил правду человек на экране, имея в виду, очевидно, ОАО «Саратовнефтепродукт». По словам представителя района, они пытались найти летнее дизтопливо и в других регионах, но его «просто нет». А ведь уже через две недели фермеры, вполне возможно, выйдут в поле. «Из-за того что переизбыток зимнего дизтоплива на нефтебазах, они не завозят и не изготавливают летнее. Пусть оно у вас там Евро-5 или какое, пусть оно дороже будет, хотя всегда наш регион отличался самыми низкими ценами, но сейчас мы, наверное, уже лидируем во всей России... Думали, что Роснефть придёт – лучше будет, чем ТНК-BP. Но пока это вызывает большие сомнения – опять продолжается закрытие нефтебаз, опять дизтоплива нет», – заключил выступающий. »К двадцатым числам мы планово зальём все нефтебазы, в том числе Ртищевскую», – пояснил участникам совещания генеральный директор Саратовнефтепродукта Александр Стеблев.
– Вы его начали изготавливать хотя бы?
– В периметре компании, помимо Саратовнефтепродукта, ещё достаточное количество заводов, в том числе в соседней Самарской области, – объяснял Стеблев.
– Так почему вы сейчас его не завозите? – не хотели верить в Ртищеве.
– Дизтопливо в пути, на данный момент физически оно находится уже на Балашовской и Энгельсской нефтебазах.
– Не знаю, физически пока нет летнего дизтоплива. А если работать на зимнем, то угробим технику. А когда некоторые начнут закупать уже «левое» летнее дизтопливо, техника тоже будет выходить из строя во время посевной.
На это гендиректор заметил, что на данный момент в районе есть демисезонное топливо класса Е.
– Вся техника лучше работает на летнем дизтопливе Евро-3. Нам нужно летнее дизтопливо, поймите, – убеждал уполномоченный представитель Ртищевского района. – Такой ситуации я не помню за всё время, чтобы на 13-е марта ни одного литра летнего дизтоплива не было на нефтебазах. Вот спасибо Роснефти.
Напор и возмущение ртищевцев не остудил, а, наоборот, даже поддержал заместитель председателя областного правительства Александр Соловьёв. «Это один из самых на сегодняшний день злободневных вопросов. Деньги переведены, плюс есть деньги у сельхозтоваропроизводителей – свои и кредитные. Техника готова. Им требуются ГСМ, которых на данный момент нет, – сказал он Стеблову. – Прошу озаботиться этой задачей. Мы во всяком случае будем стучаться во все двери».
– Ясно, – понял серьезность ситуации нефтяник. Остаток совещания Стеблов провёл с несколько отрешённым видом, переводя взгляд со стены на собственную ладонь.
Особенности работы ветеринарной службы
Есть в сельском хозяйстве Саратовской области и другие проблемы. Например, падает поголовье крупного рогатого скота – с начала зимовки численность сократилась на 38 тысяч голов. Овец в регионе также стало меньше – на 90 тысяч голов. В чём причины, пытались разобраться.
В Энгельсском районе ситуацию объяснили прекращением производственной деятельности ряда сельскохозяйственных предприятий. В Пугачёвском – тенденцией перехода с молочного на мясное скотоводство. А вот в Ершовском районе причину увидели в особенностях работы ветеринарной службы.
Представитель Ершовского района озвучил версию местных фермеров, согласно которой организация по борьбе с болезнями животных вводит ненужные и дорогостоящие услуги, так что «хоть вырезай всех подряд». Эта оценка категорически не устроила начальника управления ветеринарии правительства области Алексея Частова.
– Вы что выдумываете? Сами думаете, о чём говорите? Зачем вы сваливаете на несуществующее, вы за себя отвечайте! Какие ещё услуги навязывает ветеринарная служба? Дополнительно – никаких. Всё в рамках закона. Отвечайте за то, что вы делаете, почему у вас снижение поголовья! – скороговоркой отчитывал представителя Ершовского района главный ветеринар региона. И даже пообещал уточнить, «что творится у вас по всему животноводству, в том числе в личных подсобных хозяйствах». Алексею Частову было очень обидно еще и оттого, что на его службу вешают убой из-за подозрения на вирус лейкоза.
– Ликвидации подлежат только больные животные. У вас там одни вирусоносители – никто не заставляет убивать их! Изолируйте, получайте молоко. А то вы так говорите, как будто какое-то есть правило... Нет такого правила. Телят получайте, – командовал Частов.
– Но вот сейчас у нас в одном из хозяйств реально идёт выбытие скота из-за этого, – перебили Частова с экрана.
– Что идёт? Ещё раз говорю – разберитесь, из-за чего идёт выбытие. – И Частов предположил, что «это хотелки этого руководителя, но никак не указание».
Но районный представитель не соглашался. Ведь мясо КРС сейчас дешевле, чем молоко, а значит, забой менее выгоден сельхозпроизводителям.
По мнению руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области Александра Игонькина, фермеры из-за пресловутого лейкоза шарахаются в разные стороны от страха.
Существует, правда, и другое объяснение снижения численности скота в области – фермерам надо расплачиваться за взятые кредиты. И потому они режут скот.
Государство даст почти два миллиарда
Посевная площадь, по расчетам чиновников, превысит в нынешнем году 3,7 млн га: 1,043 тыс. га засеяны озимыми, 2,602 тыс. га ждут яровых. На весенние полевые работы планируется затратить 7 млрд рублей. Господдержка, по предварительным данным, составит 1,1 млрд рублей из федерального бюджета и 810 млн рублей – из областного. Росагролизинг продолжает кампанию по обновлению техники. Саратовская область получила квоту в 149 млн рублей. На совещании было сказано, что хозяйства, желающие поучаствовать в программе, могут подать документы для сводной заявки до 21 марта.
Погода шепчет
По прогнозам начальника областного центра по гидрометеорологии Михаила Болтухина, вскрытия Волги следует ожидать после 25 марта.