Жить по доходам хорошо, не по доходам – плохо

Оценить
В экономике области пока ничего не пересматривали

Министр экономического развития саратовского правительства Владимир Пожаров пригласил на минувшей неделе к себе «на чашку чая» несколько журналистов, чтобы поговорить в новом свободном формате про экономику области. Такие коллективные интервью будут теперь проходить ежемесячно. Открытость министра приятно удивила. Вопросы были разные, даже про возможные международные санкции в связи с позицией по Крыму спросили журналисты Пожарова. И он старался не уходить в сторону.

Если лето начнется рано, значит урожаев может быть целых два?

Начало по сценарию предполагалось очень традиционным. С перечислением роста по разным позициям, который пусть хоть на одну десятую, но превышает общероссийский. Но журналистам эти данные были не очень интересны. Ну, был в 2013 году рост и был. Страница уже перевернута. Неизвестно, что еще будет в году наступившем. Вон лето непонятно, каким сложится (Пожаров сказал, что прогноз дали позавчера и что апрель будет как май, а май как июнь по температурным условиям). Так что про виды на урожай спрашивать было бесполезно.

По грузообороту транспорта в прошлом году «просели». И в этом не понятно, что будет. Потому как в основном ухудшение показателей шло по линии железнодорожного транспорта. «Сейчас это действительно становится проблемой – и для железнодорожного транспорта, и для экономики области, – говорил министр. – Как только появились машины 40-тонники и выше, которые могут перевозить груз, то, учитывая излишнюю бюрократизацию процессов на железной дороге (они это сами признают), учитывая, что тарифы достаточно дорогие, пошел спад».

– А они не хотят поменять тарифы?

– Они это сейчас обсуждают. И по крайней мере уже согласились по указу президента не повышать. Если они не начнут снижать тарифы, то тенденция замещения автомобильным транспортом усилится. А для нас это плохо. Большегрузы разбивают в хлам наши дороги, не приспособленные к этим тоннам.

– Беда железной дороги нашей в том, что там очень много посредников, аффилированных с главным штабом, – сказали журналисты. – В Саратовской области порядка 300 операторов, которые владеют подвижным составом. И все держат одни цены.

– Тема рынка, где присутствуют наши монополии, на самом деле очень от лукавого. Ведь и энергетиков искусственно разделили, и газовиков. И у всякого посредника своя прибыль, свои издержки, и в итоге это плохо для конечного потребителя.

Про реальные доходы

Предмет гордости нашего правительства – индекс цен. Инфляция у нас была в 2013 году 6,2%, а по России – 6,5%. Причем в России большую часть инфляции дали цены на продовольствие, а у нас больше потянули услуги, в то время как продовольственная инфляция ниже, чем по России. С одной стороны, это хорошо, а с другой – объясняется тем, что реальные денежные доходы у нас очень низкие. Мы по этому показателю в ПФО занимаем последние места – то 13-е, то 14-е.

Пожаров объяснил банальную объективную суть дела. Саратов был городом военных заводов. В 90-х годах, когда произошло крушение, реального замещения не случилось. Самара и Нижний, где были мощные предприятия, ориентированные в том числе на потребителей, на людей, оказались в более выгодном положении. А у нас вакханалия 90-х привела к тому, что многие заводы погибли и превратились в развлекательные комплексы. Поэтому и доходы у нас не так сильны. «Торговля, общепит и малые стройки дают 40% доходов в тени. А статистика ловит только официальную информацию. И поэтому получаются такие перекосы, что по уровню автомобилей, по числу квадратных метров мы одни из лидеров, а по уровню доходов проседаем. Так по идее не может быть, – сказал Пожаров, но тут же предположил, что лидерство в потреблении может быть связано с лидерством по количеству потребительских кредитов. – Люди начинают жить не по доходам, и это плохо».

Кредиты, кстати, влияют и на величину реальных денежных доходов. Министр объяснил журналистам, что по методике из реальных денежных доходов вычитаются те расходы, которые идут на потребительское кредитование. Чем больше этот вычет, тем у нас хуже выглядят реальные денежные доходы. К слову вспомнили про советскую систему кредитования. Заключалось трехстороннее соглашение, и государство платило магазину, вычитая из зарплаты заемщика. То есть человек недополучал, но в магазин платеж поступал в оговоренный срок.

Люди с горящими глазами в области все-таки есть!

– Мы никогда не будем защищены от кризисов. Но чтобы кризисы не были грустными и печальными, губернатор поставил задачу – стать независимыми. Надо постараться за 10 лет выйти на соотношение привозной и местной продукции 50 на 50. Сейчас вся инвестиционная и промышленная политика направлена на это. Вот мы собрали три миллиона 300 тысяч тонн зерна в прошлом году. Нам надо 300 тысяч тонн себе, чтобы съесть. Три миллиона получаются на продажу. Но если мы продаем зерно, то добавленная стоимость будет где-то, а не здесь. Значит, нужно развивать мукомолку и прочее и прочее. Вот в Калининске завершает большой этап строительства Рамфуд. Нужно еще как минимум 10 таких рамфудов 150-тысячников для области, чтобы обеспечить и население, и производителей своим мясом. Мы это поняли, когда возникла ситуация с удорожанием шпика из-за закрытой Роспотребнадзором границы. Колбасники наши просто в шоке, у них на месяц запасов. И если Аргентина, Бразилия не заместят в ближайшее время поставку европейского шпика, они будут стоять перед тем, что нужно будет останавливать производство.

Журналисты тут же спросили, а что думают в министерстве экономике в связи с санкциями, которыми нам грозят страны Евросоюза и американцы. Хватит ли у России объема собственного российского мяса для заводов, производящих колбасу и тушенку?

– Конечно, не хватит. Пока, – ответил Владимир Александрович. – По мясу крупного рогатого скота и по шпику точно. По мясу свиней может хватить и по мясу птицы. Но нам в Саратовской области все равно нужно развивать свое производство, потому что по мясу птицы мы себя только на 30–40 процентов обеспечиваем. По мясу КРС – на 70. И это только для населения. А переработка будет с удовольствием брать мясо только при нормальной цене у местных производителей. И поэтому мы так поняли свою инвестиционную задачу – подготовить 10 площадок, чтобы такие, как Рамфуд, предприятия приходили к нам и знали, что всё для них готово. К ежегодной выставке инвестиционных проектов в Сочи мы будем готовить интер­активную карту, параллельно стараясь ее заполнять. На этой карте должно быть четко определено – вот здесь мы хотим построить мясокомбинат, здесь птицеводческий комплекс, здесь логистический центр, которых нам не хватает.

Увлекшись, Владимир Пожаров выдал журналистам мечту: сейчас идет поиск места под порт-логистический центр, чтобы можно было связать его и с железной дорогой, и с хорошей автомобильной.

– Напрашивается в районе Сабуровки, но там островная часть мешает. Мы беседовали со специалистами, которые занимаются бассейном Волги, они не советуют. Говорят, что каждый год придется вкладывать большие деньги, чтобы чистить русло. Поэтому сейчас думаем – или на энгельсской стороне, или на красноармейской.

Журналисты полезли со своими советами. Предложили, например, Балаково, где уже строят мощный терминал по зерну. Но Владимир Пожаров сказал, что тамошний порт Букет развивает очень активно, и этим инвесторам вообще надо не мешать, а помогать.

– Вот, например, Букет готов 100 тысяч гектаров земли взять под мелиорацию. Сами мелиорацию они не потянут. Но если мы за это возьмемся, то они смогут производить сою. И как раз на своем заводе перерабатывать не подсолнечник, которым земля убивается, а сою. Спрос на соевое масло достаточно большой. Это биржевой товар. Второй интересный для области инвестор – первый винно-водочный комбинат. Семен Васильевич Басевич в Чехии купил биоэтанольный завод. Он говорит, что ему с точки зрения логистики и с точки зрения производства зерна Саратовская область очень интересна. Причем для биоэтанола не нужно зерно высокого качества. И он бы мог построить такой завод и здесь. Китайцы, правда, когда слышат, что мы биоэтанол из зерна делаем, говорят: вы вообще сумасшедшие. Из зерна ничего нельзя делать. Оно нужно только для хлеба. Но мы же не китайцы. И это не витание в облаках. А реальный человек с реальными возможностями. И с желанием. Ему нужно помочь с подбором площадки и ее обустройством. Если от площадки до железной дороги будет 15–20 км, он же не будет свою ветку тащить – это огромные расходы. Наша задача – разговаривать с РЖД и убеждать за счет их инвестпрограммы сделать кусочек ветки. Самая большая точка роста – это, конечно, сельхозпереработка. И логистика. У нас логистика и инфраструктура в очень плохом состоянии. У нас практически нет серьезных овощехранилищ, мощных логистических центров. Многие же были в Европе. По той же Чехии едешь от Праги, увидишь такие мощные центры – зависть берет. Красавцы.

– Фермеры наши уже научились производить много и хорошо, но большие элеваторы – это большие очереди. Фермеры мечтают о маленьких. И утверждают, что существует государственная программа по созданию таких мини-элеваторов, – говорили Пожарову журналисты.

Он понял, что речь в принципе идет о центрах коллективного пользования. И рассказал про первый опыт в Энгельсском районе. Журналисты напрасно думали, что государство в данном случае не просто площадку выделяет, а еще и организовывает стопроцентное финансирование работы. В Энгельсский центр коллективного пользования за бюджетные деньги купили только оборудование – на 70 миллионов.

– Вроде ерунда, но уже работают с «Магнитом» наши сельхозпроизводители. Пока одна линия пришла – капустная, но к 15 апреля еще две линии обещаны. А началось с того, что семь фермеров объединились, выкупили большой склад, отремонтировали. Электрика, водоотведение, водоподведение – всё за их счет. К концу года они должны выйти на 20 тысяч тонн по мойке, калибровке, фасовке. Причем фасовка может быть и в сетку, и в бумагу, и в полиэтилен. Мы им линии купили самые современные. Денег на такие проекты надо, как оказалось, не так много. Не надо страдать гигантизмом. Лучше тут маленькая точка роста, там еще одна. Но пока не появится человек, который возьмет и потащит, человек с горящими глазами, ничего не получится.

Восток вместо Запада

– Если санкции все-таки будут вводиться, как изменятся ваши планы и темпы на следующий год? – поинтересовались журналисты.

– Вы уверены, что в случае санкций будет прекращена торговля? – удивился Владимир Александрович. У нас с Украиной торговый оборот два миллиарда рублей. При объеме выпуска товаров по области один триллион 86 миллиардов. Мы риски для экономики при потере отношений с Украиной можем не учитывать. А вот с точки зрения привлечения внешних инвестиций риски, да, есть. И значит, надо продумывать, что делать. Мы были ориентированы на Запад. Сейчас у меня есть новый поворот. Я в этом году все бизнес-миссии хочу переориентировать с Европы на Восток – в Китай, Японию, Корею, Индию. Надо с ними торговать. Это огромные страны, с огромным населением, с интереснейшими технологиями, ушедшие от нас на многих направлениях далеко вперед.