Как не стать героем анекдота

Оценить
Жители улицы Барнаульской не хотят видеть напротив своего дома новую десятиэтажку

Такие истории для Саратова типичны. Сплошь и рядом жители микрорайонов советской застройки протестуют против очередного монстра, который пытаются впихнуть в их и без того небольшой дворик различные застройщики. Местами даже разворачивается целая битва с выталкиванием строительной техники со стройплощадки. Но и самые радикальные меры помогают далеко не всегда. А хуже всего то, что в большинстве случаев застройщики отнимают у жильцов последний воздух абсолютно законно.

«Мы ляжем под бульдозер!»

Этот двор между домами по Барнаульскому тупику, 8, и Барнаульской, 9, не самый уютный и опрятный. Но на первый взгляд достаточно большой. В одной его стороне – детская площадка, столик, за которым летними вечерами собираются пенсионеры, чтобы «забить козла», самодельные клумбы. В другой – мусорка на шесть контейнеров, а за ней небольшой кусок зеленой зоны. Там когда-то росли тополя, но в связи с грядущей стройкой их спилили и увезли. Теперь жители там посадили клены, рябины, ивы.

Кстати, большой этот двор только на первый взгляд. Когда понимаешь, что в окружающих его домах живет почти 2,5 тысячи человек, он начинает казаться не таким уж и огромным. Уюта в нем не хватает. Но кто сказал, что новое здание – двухподъездная десятиэтажка, которую хочет возвести здесь ЖСК «Зенит» – уюта добавит?

Широкую огласку история этого двора получила ровно год назад: в марте минувшего года жители микрорайона вышли на митинг и заявили, что при необходимости будут ложиться под строительную технику, но строить не дадут. Чего они опасаются? Во-первых, новый дом встанет параллельно старой двухподъездной девятиэтажке и закроет ей всё солнце. У тех, кто живет на нижних этажах, весь год будет темно, как в подвале. Во-вторых, мало приятного жить с новыми соседями «окна в окна» и становиться героями бородатых анекдотов. В-третьих, жильцы окрестных домов опасаются, что новый дом оттянет на себя часть ресурсов – напор воды в кране станет значительно слабее, а отопление, и без того хилое, вообще иссякнет. В-четвертых, здесь во дворе слишком близко к поверхности подходят грунтовые воды. (Согласно Генеральному плану города Саратова – приложение № 1 к решению Саратовской городской думы от 28.02.2008 № 25-240 – по карте (схема) залегания грунтовых вод глубина залегания первых от поверхности водоносных горизонтов составляет два-три метра.) А затопленных подвалов со всеми вытекающими не хочется никому. Ну и конечно, любовно взращиваемый жителями небольшой скверик, встающий барьером на пути у пыли с базара «Шарик» и автомобильных дорог, прикажет долго жить.

В прошлом же году по итогам митинга тогдашний глава администрации Саратова Алексей Прокопенко заявил, что ничего сделать не может – всё законно: «Там есть выделенная земля, по всем нормативам всё умещается».

Действительно, земельный участок площадью две тысячи квадратных метров с кадастровым номером 64:48:020333:50 в 2008 году еще областным комитетом по управлению имуществом был выделен под строительство торгово-офисного здания. Потом его несколько раз перепродавали, в конце концов он оказался у ЖСК «Зенит», который и собрался построить здесь десятиэтажку.

Тем не менее, вскоре жители получили гарантии от главы города Олега Грищенко, что никто ничего на этом участке не построит. Тогда же в качестве решения вопроса впервые прозвучало предложение предоставить застройщику на выбор другой участок земли, а этот забрать обратно в муниципальную собственность.

Ободренные жители всё лето занимались благоустройством зеленой зоны.

Слушали, но не услышали

Однако в конце февраля этого года в администрации Фрунзенского района были проведены публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности. Одним из 16 вопросов повестки дня был как раз вопрос о предоставлении ЖСК «Зенит» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства здания по адресу Барнаульская, 11а. То есть умещается там далеко не всё, раз застройщику понадобилось отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Отклоняться, кстати, планировали от удельного показателя земельной доли, приходящейся на квадратный метр общей площади жилого помещения. Согласно СНиП 2.07.01-89 на квадратный метр общей площади жилого помещения должно приходиться не менее 0,8 земельной доли. А застройщик просил разрешить строить при 0,38 на квадратный метр.

По закону нельзя, но если на публичных слушаниях разрешат, то можно.

О том, как проходили слушания, жители написали в своем письме, которые они планировали отправить президенту Путину, премьеру Медведеву, главе города Грищенко и сити-менеджеру Буренину. Приведем цитату:

«На слушаниях присутствовали представители домов № 9 по ул. Барнаульской, дома № 8 по Барнаульскому тупику. Нами был высказан протест против застройки, и в знак протеста было представлено 540 подписей жильцов наших домов. Во время выступления на слушаниях микрофоны отключали, сказать слово было невозможно, так как выступающих перебивали и не слушали.

Хотим обратить внимание, что на момент проведения слушаний в зале находились студенты, которых по сути не интересовало происходящее в зале, которые даже не знали, о какой территории идёт речь, а внимание их привлекали только слова «голосуем, кто «за», всё остальное время молодёжь весело обсуждала свои личные дела и смеялась. При выходе из зала студенты без стеснения говорили, что за освобождение от занятий и за 300 рублей они готовы вновь прийти на какие-нибудь заседания и голосовать «за».

Разве такие слушания законны, разве кто-нибудь принял во внимание мнение людей, которые живут в микрорайоне, в котором собираются проводить точечную застройку?»

Заместитель главы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин, который эти слушания и проводил, заявил нашему изданию, что он не имеет никакого права поддерживать чью-либо сторону, его дело – это соблюдать регламент, чем он во время слушаний и занимался. В любом случае окончательное решение о предоставлении или непредоставлении ЖСК «Зенит» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства будет выносить комиссия землепользования и застройки.

В стройке – отказать!

Слушания состоялись 28 февраля, а уже 8 марта в восемь двадцать утра на встречу с жителями прибыл сити-менеджер Александр Буренин. И пообещал, что стройки здесь не будет точно.

– Сверхплотная застройка здесь невозможна, разрешения на строительство ЖСК «Зенит» мы не подпишем, если придется, будем судиться, – вынес свой вердикт Буренин и пообещал предложить застройщику другие варианты.

В ЖСК «Зенит» внятно прокомментировать ситуацию не смогли.

– Говорить о том, уйдем мы с этого участка или не уйдем, я не уполномочен, – заявил по телефону представитель застройщика Андрей Горбунов. – Но вообще как вы себе это представляете? Мы проделали такую работу, вложили деньги в проект. У нас уже всё готово, мы вплотную подошли к получению разрешения на строительство. Ждем результатов комиссии по итогам слушаний.

Кстати, комиссия заседала в четверг и, по словам Андрея Гнусина, вынесла решение – отказать ЖСК «Зенит» в предоставлении разрешения на отклонение от предельно допустимых параметров строительства.

– Десятиэтажку на два подъезда они поставить там не смогут, но вот построить там одноподъездный десятиэтажный дом никто им помешать будет не в силах, – прокомментировал это решение Гнусин.

Законный отъем жизненного пространства

Пока жители двора на Барнаульской ведут в этой борьбе со счетом 1:0. Но к заявлениям главы администрации относятся с осторожностью – слово к делу не пришьешь.

Между тем возникает резонный вопрос: почему вообще появилась возможность уплотнительной застройки в тех микрорайонах, которые изначально были спроектированы как кондоминиумы?

По словам заведующего кафедрой дизайна архитектурной среды СГТУ Виталия Кудрявцева, такое стало возможным из-за изменения правил градостроительства. Чтобы повысить эффективность использования территорий и не допустить размазывания застройки по городу, изменили многие предельно допустимые параметры строительства – показатели плотности, инсоляции (количество часов солнца в день) и т. д.

– Рассматривать тут нужно каждый конкретный случай в отдельности, – говорит Кудрявцев. – Надо всё просчитывать, и опираться, конечно, на закон, а не на эмоции. Если это вдруг застройка 50-х годов, и она имеет некую историко-культурную ценность, то появится возможность отстоять микрорайон, если же нет, то практически нет никаких возможностей не допустить строительства новых зданий.

 


[кстати сказать]

Минус сто от качества жизни

Пока я готовила этот материал, задавала себе один и тот же вопрос: к чему уплотнительная застройка там, где уплотнять некуда? Сейчас на площади меньше одного квадратного километра живет столько же народу, сколько и в моем родном поселке в Брянской области.

Правда, пока у всех этих людей, кто живет на Барнаульской, 9, и по Барнаульскому тупику, 8, есть небольшой участок земли для восполнения кислорода. Но и его планируют отобрать на законных основаниях. Парков в Саратове – больших, хороших парков, где можно с удовольствием гулять – практически нет. Только Городской парк и парк Победы на Соколовой горе. Всё остальное – и парк Дружбы народов в Заводском, и сквер Победы в Ленинском, и аллеи на Рахова и Астраханской – это небольшие вкрапления зелени в каменных джунглях.

А всё дело, оказывается, в эффективности использования территорий. Не в качестве человеческой жизни, заметьте! А в эффективности использования территорий.

Понятно, чтобы использовать новые территории за границами нынешнего Саратова, необходимо тянуть туда коммуникации – воду, свет, отопление, проектировать и прокладывать новые дороги. Мало того что на это нужны деньги, а с поправкой на коррупцию их надо раза в три больше, так ведь и с существующими городскими сетями еще не разобрались. Полусгнивший водопровод, который латают на протяжении уже 25 лет, дорожная сеть, которую развивают с трудом и скрипом, а каждой новопостроенной дорогой гордятся так, что открывают ее целой делегацией и с перерезанием ленточки. Какие новые коммуникации? Намного проще воткнуть новостройку в зазор между имеющимися домами.

О том, что, чем плотнее застройка, чем меньше личного пространства у человека, тем хуже он себя ощущает, вообще никто не думает. Зато у нас погоня за рождаемостью. Несколько лет назад мне довелось прочитать о неком исследовании, проведенном в США, которое показало, что рост населения за счет рождаемости происходит там, где у человека больше личного пространства. Поэтому «одноэтажная Америка» сыграла в этом смысле на руку Штатам. Конечно, намного проще вырастить трех и больше детей, когда у тебя дом и лужайка перед ним, чем когда у тебя квартира, откуда надо еще суметь выбраться с коляской: узкие лифты и высокие ступеньки без намеков на пандусы. А потом еще и добраться до приличного места, где гулять с ребенком не страшно. Хорошо, если двор большой, зеленый и удобно оборудованный. Но таких в нашем городе становится всё меньше и меньше.

Зато мы эффективно используем территории. Правда, выгоду получают в этом случае совсем не жители домов старой постройки и даже не те, кто покупают квартиры в только что отстроенных домах, а только те, кто эти дома строит, и те, кто их строить позволяет. Вот такая борьба капитала со здравым смыслом.