Мост грядущего напряжения

Оценить
Перекрытие – даже неполное – транспортной артерии между Саратовом и Энгельсом может привести к социальному взрыву

Вот интересно, что должно произойти, чтобы народ начал роптать? Не по кухням и не на лавочках перед подъездами, а по-серьезному. Ну, например, с массовыми походами в суд, коллективными письмами или не дай бог перекрытиями дорог. Впрочем, дороги скоро перекроются без участия возмущенных жителей Саратова. И предолимпийские пробки покажутся нам скоростными трассами. Как-то все подзабыли, что скоро начнется ремонт моста через Волгу.

По крайней мере областные власти анонсировали начало этого мероприятия на апрель. Пока о ремонте известно со слов заместителя председателя правительства Сергея Канчера, что «состояние моста «Саратов – Энгельс» удовлетворительное, но он требует ремонта. На это необходимо 530 миллионов». И еще: «Планируется, что над местом работы на мосту будут устанавливаться специальные эстакады, по которым сможет передвигаться общественный транспорт (и на это время его должно стать больше). Другой транспорт будет направляться на мостовой переход у Пристанного». Всё это Сергей Васильевич рассказал зимой.

Арифметика

Население Энгельса сегодня немногим больше 200 тысяч человек. Пусть треть населения дети, которые, это тоже предположение, учатся в энгельсских школах, еще треть пенсионеры, которые в Саратов – ни ногой. Остается примерно 65 тысяч человек. Опять же будем считать, что половина этих работоспособных людей умудрилась найти работу в Энгельсе. Но остается около тридцати тысяч человек, которые ежедневно ездят в Саратов. Туда и обратно. Мы не учли студентов саратовских вузов, которые наверняка в Энгельсе есть. И не стали считать саратовцев, работающих на левом берегу.

Но в любом случае получается много. Очень много. Пусть часть этих людей добирается до работы на общественном транспорте, но кто-то предпочитает и личные авто. Предположим, треть неуемных энгельсцев ни за что на свете не готовы расстаться со своими железными конями. Получается 10 тысяч. Согласитесь, немало. И эти десять тысяч машин перенаправят на мост в Пристанном.

Дальше. Не секрет, что за апрелем следует май. А в мае, как это ни странно, народ начитает ездить на дачи. И в усть-курдюмском направлении, и на энгельсскую сторону. Теперь на левый берег придется ехать немного странным образом, накручивая лишних 10–50 километров. Что, если умножить километры на литры и их, литров, цену, выльется в весьма круглую сумму.

А теперь разберем проблемы по мере их актуальности.

Налево повернешь – встанешь

Или направо. Это смотря откуда ехать. Но, судя по всему, пробка в Саратове будет образовываться от самого центра. Потому как выезда на Усть-Курдюмскую трассу у нас три. От Волги по улице Затонской, из самого центра (Московская, Горького и проч.) по Мясницкой и от Сенного по улице Аэропорт. Все эти три дороги сливаются воедино у строительного рынка на кольцевой дорожной развязке, дальше дорога идет через Алексеевский овраг, мимо поселка Юбилейный, далее Гусельский мост, дачные массивы, Усть-Курдюм, мост у Пристанного.

Так вот, на этой развязке, что у строительного рынка, и в стандартном режиме аварии не редкость. Что будет, если поток машин увеличится втрое? Или впятеро?

Пробка будет стоять мертво. Получается, что жители поселка Юбилейный – и автомобилисты, и поклонники общественного транспорта – на работу будут добираться втрое, вчетверо дольше обычного.

Самые отчаянные начнут ходить пешком, потому как из центра до Юбилейного часа полтора пешим ходом. Тем, кто живет ближе к центру – Соколовая гора, улица Мясницая и окрестности, – жизнеутверждающий пеший ход обеспечен. Но хорошо, если без обременения в виде авосек с продовольствием или иными нужными вещами. И все-таки есть подозрение, что вынужденное приобщение к здоровому образу жизни мало кому понравится.

Короче, транспортный поток в сторону моста у Пристанного будет одной большой пробкой. В лучшем и очень редком случае пробка эта будет начинаться от строительного рынка, а чаще всего поток машин, в котором весьма органично будут смотреться маршрутки и автобусы, начнет телепаться в пробочном режиме уже на Мясницкой, если не на Горького – Радищева – Затонской. Кстати, часть дороги по Затонской приказала долго жить. Это та часть, которая зигзагом идет по горе. Там теперь исключительно ямы и колдобины.

В Энгельс – с приветом

Ладно жители Саратова, которым повезло жить вдоль транспортной артерии, ведущей в Энгельс. Худо-бедно, пешком, на попутках, но часа за полтора-два, за три до дома они доберутся. А что делать несчастным энгельсцам, работающим в Саратове?

Можно пересесть на общественный транспорт, скажете вы. Ведь Сергей Канчер обещал, что общественный транспорт будет функционировать. Кроме того, его станет больше. А по мосту автобусы будут перемещаться по специальным эстакадам, которые будут воздвигать над ремонтируемым участком.

Нет, наверное, такое чудо дорожно-строительной техники и возможно, но верится с трудом. Есть подозрение, что эстакадами станут либо металлические ленты, либо, и это более вероятно, просто дощатые настилы. Не хочется никого пугать, но кто рассчитывал ту нагрузку, которую может выдержать доска? Или лента? С учетом многоразового использования и переменной массы нагрузки.

Ладно, нам обещали, что между Саратовом и Энгельсом будут курсировать теплоходы. А кто видел этот водный транспорт? Есть подозрение, что ОМики уже давно канули в Лету. Или столь сильно обветшали, что интенсивной нагрузки не выдержат.

Дальше. Говорили, что в Энгельс можно добраться на электричке, которая следует до станции Анисовка. Но эта самая Анисовка – край энгельсской географии. Как добираться от этого края до дома? Ведь регулярных рейсов общественного транспорта там нет. Может быть, есть нерегулярные, но они ситуацию не спасут. Собственно, не спасут ее и электрички, которые ездят на левый берег не часто.

Получается, что у жителей Энгельса, которым не повезло связать свою жизнь с областным центром, есть два выхода. Или найти работу недалеко от дома, или перей­ти на дистанционную деятельность. Нет, можно еще взять отпуск за свой счет, но в этом случае вероятна голодная смерть. Потому как сроки окончания ремонта – дело призрачное.

Небывалый уровень подготовки

То есть понятно, что в случае начала ремонтных работ моста жителям двух городов предстоят трудные времена. И как долго они продлятся – неизвестно. Нет, в правительстве говорят о четырех месяцах и 530 миллионах рублей. Но кто и когда заканчивал ремонт в планируемые сроки? Та же филармония должна была начать работу в декабре минувшего года. Открытие этого не самого крупного объекта переносят и переносят. И это притом что отсутствие в городе филармонии мешает совсем небольшому количеству народа. Нет, без филармонии плохо, но, согласитесь, это не жизненно важный объект. И ремонтные работы по восстановлению уникального здания жизнедеятельности саратовцев, не говоря уже об энгельсцах, не мешают. Дороги по крайней мере не перекрыты.

С мостом ситуация совсем другая. И мало кто верит в то, что 530 миллионов – это достаточно для того, чтобы привести в порядок столь сложное и столь ветхое сооружение, как мост через Волгу. То есть ремонт моста, мягко говоря, затянется. Что, понятно, не сильно понравится жителям двух городов.

Конечно, терпение у нас бесконечное. Но после того как оно все-таки закончится, может случится социальный взрыв. И тогда волнения в Пугачеве покажутся мелкой неприятностью.

Никто не возражает против того факта, что мост ремонтировать надо. Как можно раньше и в максимально сжатые сроки. Но, может быть, сначала к этому ремонту как следует подготовиться? Рассчитать пассажиропотоки, организовать логистику, переформатировать графики работ, попросить работодателей пойти навстречу людям, живущим в Энгельсе и работающим в Саратове. А еще объяснить людям, которым придется терпеть огромные не­удобства, что это необходимая мера. А также предложить им альтернативу. Но сначала эту альтернативу организовать.

Потому как принцип «сначала ввяжемся в драку, а там видно будет» может не сработать. И закончится всё печально. В первую очередь для власти.