Катитесь на все четыре стороны!

Оценить
Ежемесячных выплат льготникам хватит только на восемь поездок по городу, то есть четыре раза туда и обратно

С 1 июня областные льготники лишатся права покупать проездные абонементы на общественный городской и пригородный транспорт по сниженной цене. Такое решение было принято недавно депутатами областной думы. Вместо этого каждый льготник будет получать ежемесячную компенсацию в 100 рублей. Изменения коснутся, по расчётам чиновников министерства соцразвития региона, 346 тысяч человек, в том числе ветеранов труда и военной службы, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий.

Льготные проездные билеты появились в Саратовской области ещё при прошлом губернаторе. В то время региональный бюджет ещё не докатился до того ущербного состояния, в котором находится сейчас, поэтому подобные траты вполне мог себе позволить. Годы шли, а цена на льготный проездной не менялась с 2005 года по 2013-й. Стоил он льготным пассажирам всего 50 рублей. Разницу между «социальной» и рыночной ценой проездного перевозчикам компенсировали из региональной казны.

В условиях регионального бюджетного кризиса такое положение сохранять с каждым годом становилось всё труднее. Потому что рыночная-то цена росла. Подсчитать «выпадающие расходы» перевозчиков, подлежащие компенсации из облбюджета, мы не сможем, но понять, о каких суммах идет речь, попробуем. Например, цена обычного проездного на трамвай и троллейбус в городе Саратове сейчас составляет 600 рублей, льготного (после прошлогоднего повышения) – 150 рублей. Всего в областном центре ежемесячно реализуется порядка 50 тысяч льготных проездных на городской электротранспорт. Таким образом, каждый месяц региональная казна должна выплачивать Саратовгорэлектротрансу более 22 млн рублей.

Как сообщали в начале прошлого года СМИ со ссылкой на комитет транспорта Саратовской области, всего в регионе льготными проездными пользуются 800 тысяч жителей. Кроме пенсионеров есть еще льготники из числа студентов, членов многодетных семей и т. д.

К проблеме подбирались по-разному. Для начала социальные проездные подорожали: с февраля 2013 года – втрое, с 50 до 150 рублей. Но и это, очевидно, сильно помочь региональному бюджету не смогло, поэтому с 1 июня 2014 года льготные проездные было решено отменить вовсе. Но с ходу отменять льготы ветеранам труда и труженикам тыла в «социально ориентированном» государстве как-то не принято. Видимо, поэтому их было решено заменить 100-рублевыми денежными выплатами в дополнение к уже имеющимся и назвать всё это «монетизацией».

Местные парламентарии, чиновники и некоторые общественники не устают приводить свои аргументы в поддержку уже утверждённой монетизации. По их словам, городским электротранспортом всё равно пользуется только 20 процентов льготников, а использование льготных проездных зачастую носит разовый характер. «Кроме того, опрос жителей области показал, что часть льготных категорий граждан предпочитает вообще не приобретать льготные проездные, поскольку пользуется услугами маршрутных такси», – сообщает сетевое издание «Новости Саратовской губернии», учредителем которого является областное министерство информации и печати. В качестве дополнительного аргумента издание приводит и такое утверждение: «Некоторые люди крайне редко пользуются общественным транспортом, поскольку большинство социально значимых объектов находятся в шаговой доступности». По мнению сторонников монетизации, не пользуются льготными проездными и жители областных сёл, в которых общественный транспорт отсутствует как таковой, а транспортное сообщение с городом осуществляется силами коммерческих перевозчиков, никакие льготы не признающих. При этом имеющих право на проездные льготы сельчан ни много ни мало четверть от общего числа региональных льготников. Кроме того, по словам заместителя главы министерства социального развития области Нины Рябиной, треть всех льготников – работающие граждане.

И хотя резон во всех этих заявлениях есть, настораживают размеры компенсационных выплат. Ведь если раньше с месячным проездным льготник мог кататься туда-сюда на общественном транспорте сколько душе угодно, то теперь его возможности будут, мягко говоря, сильно ограничены. Например, в Саратове одна поездка на трамвае, троллейбусе или автобусе стоит пока еще 12 рублей. Получается, что на 100 рублей гражданин может совершить не более восьми поездок – четыре поездки туда и обратно. А если не обойтись без пересадок? Получается, что монетизация значительно ухудшает предыдущее положение. Про пригородный транспорт и говорить нечего – там на некоторых маршрутах цена поездки может достигать 60 рублей. А после неминуемого повышения стоимости проезда в общественном транспорте (что ожидается уже весной – в Саратове, например, она может достигнуть 18 рублей) эти выделенные государством сто рублей и вовсе будут смотреться как-то «не социально».