Коллективный Киселев

Оценить
или Дискуссия о том, стоит ли вводить

«Лучше всего судить о мечтах крымчан,
если живешь в российской глубинке.
Оттуда желание Крыма стать Россией
видно особенно хорошо».
Из твиттер-ленты

Предупреждение одинокого

Начнем почти официально. В Саратовском социально-экономическом институте РЭУ им. Плеханова состоялось заседание клуба политических экспертов, посвященное событиям на Украине.

Продолжим в жанре фантазии: если бы стенограмма заседания попала в руки какой-нибудь заслуженной учительницы, то в конце текста мы бы увидели выведенную красными чернилами жирную двойку и резюме: «Тема не раскрыта».

Ведь собирались для того, чтобы понять, какими для России будут последствия событий в соседней стране, проговорили два с половиной часа о кровавых бандеровцах, истинном патриотизме и мудрости Путина. Ну и о том, конечно, стоит ли вводить войска на Украину. Понятно, решили, что надо вводить войска, практически единогласно, за единственным исключением, которым стал автор этих строк. Александр Ландо, итожа дискуссию (каковой, собственно, и не было по причине единообразия мнений), так и сказал: у всех участников круглого стола одна общая позиция. «Да, у Дмитрия Борисовича (Козенко. – Д. К.) своя позиция – демократическая, он занимает свою нишу», – добавил Ландо. Остальные, стало быть, от демократии на всякий случай открестились, что вполне объяснимо: в наши смутные времена в нашем как бы свободном государстве от таких непонятных штук, как демократия, лучше быть в стороне.

Прежде чем перейти к отчету, надо отметить скудость источников информации. Скажу больше: источник был только один – государственные каналы российского телевидения. И даже когда тот или иной выступавший ссылался на информацию от украинских родственников или знакомых, получалось, что и они мыслят точно так же, как Дмитрий Киселев и Владимир Соловьев. Такое вот коллективное ВГТРК.

Да, чуть не забыл. Ряд выступавших подчеркивали свои украинские корни – Ландо, Юлия Ерофеева, отчего их боль за рiдну неньку становилась еще более рельефной. Но и тут я оказался изгоем: несмотря на свое спiд Херсону происхождение я придерживаюсь противоположной точки зрения. И еще одно предупреждение необходимо сделать: я вовсе не собираюсь пересказывать все выступления на круглом столе, конспектирование тезисов Киселева действует мне на нервную систему, посему остановимся на тех речах, где был смысл. Или нечто забавное, уж простите.

В том числе и беспокойство о русинах

Как и положено, открыл мероприятие ректор Сергей Наумов. Я слышал немало его вступлений, да, он искусный оратор, не упускающий случая показать свою эрудицию. Сергей Юрьевич долго и проникновенно рассказывал о Киеве, где он пару лет назад побывал, о его музеях и храмах. Не забыл и, ясное дело, упомянуть, что в Киеве погребен Петр Столыпин. Потом перешел к политической обстановке – и то, что он говорил, потеряло блеск и оригинальность. Например, ректор был уверен, что события в Харькове и Крыму не могут быть инспирированы Россией. Высказал обиду на новые украинские власти, что они отрубили российские телеканалы (насколько мне известно, ровно то же сделали с «Дождем» в России). И неожиданно выразил сильное беспокойство по поводу судьбы русинов – славянского народа, живущего в том числе и на Украине. Сколько ни читал я об украинских событиях, только ректор саратовского вуза заступился за русинов.

Сергей Наумов один из немногих на том круглом столе говорил о том, как проецируются события на Украине на Россию – в одном только аспекте. Он опасается подъема фашизма в нашей стране: «Необходима новая прививка от коричневой чумы. Сделанная в 1945 году уже не действует».

Хотя, на мой взгляд, последствия мартовского противостояния для России куда шире – они экономические, имиджевые, политические. И уж никто теперь не возьмется предсказать, каково будет отношение украинцев к россиянам. И наоборот, конечно.

От имени далеких предков

Первым, кто обозначил свои украинские корни и, соответственно, право судить об украинской ситуации небеспристрастно, был председатель общественной палаты Александр Ландо: «Мои родители родились в Виннице. Они рассказывали про Петлюру, махновцев, которые прятались по подвалам. Мой дядя освобождал Киев».

И далее по повестке дня: «Сегодня Украина погружается в средневековье, ведь только в средневековье людей ставили на колени в наказание...» (Надо думать, что речь о бойцах отряда «Беркут».)

Досталось и коварному Западу: «двуличность его поражает. Давайте вспомним, как для подавления восстания в Сан-Франциско президент США привлек войска». То ли память меня подводит, то ли Ландо что-то путает. Неясно, о каком восстании в Сан-Франциско он говорил. Может, спутал с бунтом мародеров в Нью-Орлеане после наводнения. Если так, то сравнение некорректно. Что, впрочем, не умаляет двуличие и коварство Запада, которому мы просто обязаны дать отпор. Как, например, в Балакове, где президента Обаму с трибуны назвали «черномазым». А что, патриотично. В целом же мне представляется, что, раздувая патриотическую истерию, наши деятели могут разбудить такие силы, что никому мало не покажется.

Уполномоченный по правам ребенка Юлия Ерофеева свое выступление начала в высшей степени поэтично: «Мое сердце стонет и плачет». Все сразу с любопытством посмотрели на Юлию Леонидовну – может, некоторые думали, что стон и плач сердца как-то проявляется внешне. Выяснилось, что для таких больших эмоций у Юлии Ерофеевой есть все основания:

«Я своими семейными корнями из Крыма. Я родилась в Ялте. Моя бабушка была крымским партизаном». А еще немецкие фашисты сожгли дом семьи Ерофеевой. Как и всякая патриотка своей малой родины, Юлия Леонидовна проявила склонность к гиперболам: «Крым – это культурная столица не только Украины, но и всего русскоязычного мира. Это и музей Чехова, и Никитский ботанический сад...» На мой взгляд, вклад ботанического сада в культуре не так велик, правда, есть одноименная песня «Машины времени». Но текст там уж больно легкомысленный.

В дальнейшем в выступлении Юлии Ерофеевой уже никакой поэзии не было, зато было обещание оградить детские умы от заражения коричневой чумой. И это правильно.

Радикал Рогожин

На всех подобных мероприятиях я с нетерпением жду выступления политолога Дмитрия Чернышевского: его речи образны, категоричны, зачастую создают эффект личного присутствия оратора на месте события.

И когда Дмитрий Викторович сказал суровым голосом «И тут на стол Обаме ложится разведсводка», я так и представил, как глава ЦРУ делает доклад своему президенту, а чуть в стороне стоит Дмитрий Чернышевский и всё запоминает. И когда Чернышевский, разоблачая глупость уже свергнутой украинской власти, сказал, что премьер Азаров не читал договор с ЕС, потому что в нем много страниц, и сознался в этом российским министрам, я уверовал, что нашего саратовского публициста включили в состав делегации, и он лично был свидетелем этого заявления.

Вернувшись – слава богу, что живой, – потому как в дискуссии прозвучало предложение (надеюсь, шуточное) меня расстрелять, я поделился с коллегами сведениями о большой информированности Чернышевского. И был поднят на смех: ибо рассказ о не умеющем читать много букв Азарове до того прозвучал в эфире Дмитрия Киселева. Зато получил подтверждение другой мой тезис: всё, что знает об Украине большая часть населения страны, грубо говоря, от Чернышевского до Путина, почерпнуто из передач Дмитрия Киселева. И даже появилась экстремистская мысль: может, взять да назначить Киселева главным, хотя бы по украинскому вопросу. Хотя риски очень велики.

Главного редактора интернет-газеты «Четвертая власть» Вадима Рогожина я знаю очень давно, но как-то не было нужды поговорить с ним на геополитические темы. Хорошо, Вадима пригласили на круглый стол и дали возможность высказаться. У меня есть своя оценка его словам, но я ее приводить не буду, предоставлю делать выводы читателям. Итак, Вадим Рогожин: «У нас есть общий враг и противник – это США, которое гадит с помощью путча не только России, но и Восточной Европе. Мы должны работать с Европой и не вести переговоры с пришедшим к власти временным правительством. Их должен вести Кадыров. С Ярошем (Дмитрий Ярош, лидер «Правого сектора». – Д. К.) нужно поступать именно так, как Кадыров делает в Турции, когда отстреливает боевиков... Нам не нужен Крым, нам нужна Украина вся целиком. По поводу того, что нас изолируют, – это чушь полная. Арестуют счета – это прекрасно. Если они попытаются надавить на Путина, это обострит ситуацию в верхах, что опять же выгодно для нас. Россия мобилизуется, когда происходят большие трудности. Я думаю, мы выиграем. Да, мы на грани экономического кризиса, мы вынуждены будем им помогать материально. Но мы это преодолеем и выйдем на новый виток. Уверен, что в конце концов Россия, Украина и Белоруссия станут единым содружеством».

Такой вот Киселев головного мозга – извините, не удержался от оценки.

Немного по делу, или Реквием косточковым

По делу действительно говорили немногие. Редактор газеты «Глас народа» Дмитрий Олейник поделился свежими крымскими впечатлениями: «Мы несколько дней назад вернулись из Севастополя. Было немного страшно. Я там увидел удивительных людей. Мы с ребятами ночью патрулировали улицы, чуть ли не с битами. Хотя никаких бандеровцев там нет, не от кого патрулировать». Еще Олейник рассказал о том, как российское телевидение разжигает панику среди жителей полуострова. Подойдут к экрану – все в ужасе. Выйдут на улицу – там всё нормально. Вернутся к телевизору – опять страх.

Вообще-то главной мыслью выступления Олейника было предложение развивать туризм. Но начал он пессимистически: сначала зацвели косточковые (абрикосы и персики), потом похолодало. И не будет в этом году косточковых. Но по Олейнику получалось, что туризм в Крым – это наш патриотический долг. Хотя дорого: один билет в один конец на поезде – шесть тысяч, уровень услуг сами понимаете какой. «Роуминг тоже очень дорог», – печально добавил Дмитрий Борисович. Крымский туризм специфичен: большая часть расчетов совершается в черную – из рук в руки. Кто-то пояснил, что это своеобразная доплата к мизерным пенсиям. В этом году специфики прибавится: лежать на пляже в тени БТР – своеобразное удовольствие. И потом, россиян в среднем ездит отдыхать в Крым 1,3 миллиона, украинцев – 3 миллиона. Стоит ожидать очень резкого сокращения числа курортников и очередного кризиса крымского бюджета. Кризис этот – по замыслу патриотов – должен компенсироваться российскими средствами.

Член общественной палаты Михаил Волков – предприниматель. И думает он как предприниматель. Показалось, что Волкову не хочется просто так давать деньги Крыму. Но он – за инвестиции, тем более что Крым и Саратовская область сходны по экономическим показателям. Например, размеры задолженностей наших бюджетов примерно одинаковы. Но мечты Михаила Волкова разбились о реальность. Во-первых, иностранцы, а мы пока еще иностранцы, не имеют права покупать крымскую землю, не имеют права учреждать предприятия. Создавать совместные предприятия кто-то из присутствующих отсоветовал: «Отожмут». Что, судя по всему, реально. Уж если новый лидер Крыма Сергей Аксенов имел серьезные противоречия с законом, привлекался к суду за рэкет, хранение боеприпасов и наркотиков, то от подчиненных ему чиновников следует ждать чего-то в том же духе. Странно, я изучаю биографию Аксенова, смотрю на депутатов наших и думаю: есть некая особенность у нашей власти. Как-то липнет к ней то, что не тонет. И почему-то не отторгается.

Казус Шелеста

Я не знаю, что заставило Алексея Колобродова заговорить о том, что член ОПы Аркадий Шелест подписал антивоенную петицию. Может, Колобродов борется за общность рядов, может, у него к Шелесту что-то личное. Но, так или иначе, вопрос прозвучал. Дело в том, что руководитель Саратовского землячества украинцев Поволжья и член региональной общественной палаты Аркадий Шелест был среди подписантов обращения к президенту РФ Владимиру Путину.

Письмо подписали саратовское землячество украинцев Поволжья и украинский культурно-просветительский центр «Родына», представители диаспоры в других регионах. В обращении они просят президента рассмотреть возможность отказа от военного вмешательства. Кстати, прежде тот же Шелест высказывался в том плане, что только Юлия Тимошенко может разрешить кризис на Украине.

Лично я не вижу ничего зазорного в том, что человек выступает против войны. Но начальник Шелеста по общественной палате Александр Ландо сразу посуровел лицом и сказал, что с Шелестом будет проводиться работа. И сразу стало ясно, что несчастному Аркадию не поздоровится. Я спросил Ландо: разве не могут у членов общественной палаты быть разные мнения? Но Ландо то ли не услышал мой вопрос, то ли счел его риторическим, короче, ответа я не получил.

Таким вот образом мы поговорили о последствиях украинского кризиса для России. Но так и не определились, какими эти последствия будут. Может, по той причине, что сейчас этого никто не понимает. Хотя одно уже ясно: усилиями пропаганды страна разделилась в пропорции примерно девять к одному. И нет никаких гарантий, что большинство не попытается заткнуть рот меньшинству – попытки уже предпринимаются. А то и вовсе упрятать меньшинство куда подальше. И наступит время полного единогласия, единодушия и патриотического восторга. В истории нашей страны уже были такие времена, мы должны помнить, чем они завершались.