Два вопроса к жилинспекции
Это рассказ о том, как работает жилищная инспекция. На примере одного маленького обращения. Без какой-либо попытки сделать далеко идущие выводы.
История вопроса
Итак, в 2007 году жители группы домов образовали товарищество собственников жилья. Тогда – по закону – надо было или образовывать ТСЖ, которое выбирало себе управляющую компанию либо занималось домами самостоятельно, или отдаваться на волю администрации. То есть автоматом переходить под управление некой УК, которая родилась в недрах этой самой администрации. Что по определению ничего хорошего не сулило.
Поскольку ТСЖ не имело ни квалификации, ни возможности заниматься обслуживанием домов, то был заключен договор с независимой от администрации УК. То есть никакой хозяйственной деятельностью ТСЖ изначально не занималось, денег с жильцов не собирало, собственных счетов не имело и так далее.
УК более или менее прилично справлялась со своими обязанностями. Иногда более, иногда менее. Понятно, в недрах УК бурлили свои страсти, которые регулярно прорывались наружу. Например, в виде смены директора. Новый директор, а еще и де-факто хозяин УК, вроде как начал налаживать работу, но, увы, скоропостижно скончался. Пост заняла его супруга, которая оказалась хозяйкой УК де-юре.
Но эта самая супруга хотя и числилась в УК мужа заместителем (это выяснилось уже позже), никакого отношения к коммунальному хозяйству не имела, а, наоборот, работала в сфере общепита и даже немного шоу-бизнеса
Заняв кресло руководителя УК, безутешная вдова привела в компанию несколько странных личностей, которым потребовались руководящие кресла. Кресла для них освободили, быстренько уволив профессионалов, работавших в УК с момента ее образования.
В домах ТСЖ начались развал, разброд и шатание. Мусор не убирали, начатый еще покойным директором ремонт закончили таким образом, что лучше бы и не начинали. Впрочем, всплыли многие другие нелицеприятные подробности. Но речь не об этом.
Политика гласности и открытости
Согласно Жилищному кодексу управляющие компании обязаны размещать данные о своей деятельности на специальном сайте. Чтобы все заинтересованные лица, в первую очередь жители домов, которые эти УК обслуживают, знали, как рачительно расходуются их деньги.
Понятно, новая руководитель УК об этом требовании Жилищного кодекса не подозревала. Или знала, но не хотела его исполнять. Или не могла этого сделать. ТСЖ просила руководителя УК представить отчет о деятельности напрямую. И устно, и письменно. Понятно, без результата.
Что остается правлению ТСЖ? Правильно, обратиться в жилищную инспекцию. С просьбой повлиять на УК и понудить, принудить, заставить исполнить закон. Потому как такие полномочия у жилищной инспекции есть. Собственно, она, жилинспекция, для этого и существует, чтобы контролировать деятельность управляющих компаний.
И что, вы думаете, ответила жилищная инспекция на письмо правления ТСЖ?
Удивительно до изумления
А жилищная инспекция в лице заместителя начальника Виктора Цопина ненавязчиво сообщила ТСЖ перечень информации, подлежащей раскрытию на сайте. То есть, получается, рекомендовало ТСЖ эту самую информацию опубликовать.
Но, повторимся, ТСЖ не ведет хозяйственной деятельности и потому информации об этой самой деятельности у нее нет. Поскольку на сайте надо сообщать о работах по обслуживанию домов, выполненных УК, раскрыть информацию о стоимости этих домов, сообщить сведения о ценах и так далее. Третий раз напомним – это прерогатива УК. В ТСЖ такой информации попросту нет. И быть не может.
Удивительно то, что об этом не знает господин Цопин, который проработал в системе ЖКХ не один год.
Собственно, правление тоже изумилось и опять обратилось в жилищную инспекцию, на этот раз к ее непосредственному руководителю Юлии Абрамовой. В очередном письме говорилось о том, что нарушаются права жителей домов, а инспекция реагировать не хочет.
И что вы думаете? Пришел ответ. Подписанный заместителем начальника государственной инспекции господином Цопиным, где он пригласил председателя правления ТСЖ на личный прием.
Вопросы
Конечно, на прием сходить придется. С юристами и диктофоном. Но для начала хочется сформулировать вопросы, на которые, соответственно, получить свои ответы.
Первый: получала ли письмо госпожа Абрамова? Или далекую от чиновничьей казуистики Юлию Владимировну просто не стали информировать об очередной ерунде?
Второй: разбирается ли господин Цопин в нюансах Жилищного кодекса? Или не считает нужным это делать?
Конечно, если бы мы не были твердо уверены в абсолютной честности Виктора Цопина, то мог бы возникнуть вопрос о наличии коррупционной составляющей, но мы уверены, и вопрос не стоит.
Но всё равно ничего не ясно.
Для сведения
Информацию о детальности УК может разместить только УК. И никто другой. Даже если, предположим, УК дала письменный отчет ТСЖ, то ТСЖ (если даже разберется в хитросплетениях цифр и прочих проводок) все равно не сможет впихнуть информацию на сайт. Так устроен сайт. Информацию на нем может разместить только организация, которая обслуживает дома.
И еще. ТСЖ расторгло договор с УК, которая обслуживала его дома семь лет. Причем последний год она делала это из рук вон плохо. Понятно, УК расторжение договора с нею не нравится, потому как она теряет деньги.
ТСЖ заключило договор с новой УК, которой, как, впрочем, и ТСЖ, хочется знать, сколько денег собрали жители домов ТСЖ. А ведь это именно ТСЖ уже продолжительное время собирает деньги на капитальный ремонт. И эти деньги должны аккумулироваться на счетах нерадивой УК. Может, поэтому она не хочет открывать тайны своей хозяйственной деятельности? Нет, с УК всё ясно. Без боя она не сдастся и с деньгами просто так не расстанется.
И к ней вопросы могут быть только у прокуратуры.
А вот с жилищной инспекцией ничего не ясно.