Большое хозяйство маленького комитета

Оценить
Галкин смотрелся убедительней Володина

Всего на 43 миллиона рублей увеличил в прошлом году комитет по управлению имуществом Саратовской области доходы регионального бюджета. Вроде бы мизер. Но председатель комитета министр Олег Галкин сумел так рассказать на коллегии в минувший вторник о рутине дел, что эта сумма начала восприниматься просто бонусом к остальному. Похвалить это структурное подразделение саратовского правительства можно и за открытость. Без шуток – об управлении госимуществом на коллегиях рассказывать не принято.

Если губернатор договорится с Газпромом, будет нам счастье

Одним из основных направлений своей деятельности глава комитета назвал учет государственной собственности. Она, эта собственность, оказывается, не такая уж и маленькая. В реестре числятся: 575 государственных учреждений, 15 государственных унитарных предприятий, 4 казенных предприятия, 37 ОАО с областной долей участия, одно ООО и 5581 объект недвижимости. Олег Галкин сказал, что президентом и правительством РФ перед региональной властью поставлены задачи по оптимизации состава областного имущества, что в переводе на человеческий означает задачу избавиться от имущества, которое не обеспечивает полномочия субъекта РФ. Еще требуется сократить количество убыточных предприятий.

Но, как было сказано на коллегии, убыточными предприятия бывают не всегда оттого, что ими плохо управляют. «Убыточность государственных предприятий объясняется не столько неэффективной деятельностью, сколько государственной значимостью выполняемых функций», – объяснял Олег Галкин. И в пример привел Облводресурс – один из крупнейших ГУПов, подотчетных комитету. Это предприятие показывает значительную убыточность, но оно оказывает услуги по водоснабжению небольших муниципалитетов, где по ряду причин добиться экономической эффективности невозможно. Один из центров убытков – Красноармейский район. Там система водоснабжения построена таким образом, что вода подается из Волги мощнейшими насосами на большие расстояния, как будто и не в Красноармейск вовсе, а в Балашов, например.

«Когда система создавалась, исходили из того, что население города будет в два раза больше, и там будет работать крупное предприятие «Сельмаш», которое было там построено и так и не заработало. А теперь по году формируется около 30 млн рублей убытков, даже притом что тариф в Красноармейском районе один из высоких по области. Таково наследие прошлого, – говорил Олег Александрович. – Но модернизация водозабора оценивается не десятками, а сотнями миллионов рублей».

Оптимизировать областное имущество можно через ликвидацию и реорганизацию областных унитарных предприятий, передачу объектов в федеральную и муниципальную собственность, приватизацию. Вот тот же Облводресурс не приватизируешь – «не найдет интереса покупателей». Но, отчитываясь по итогам приватизации 2013 года, Олег Галкин рассказал о скрытых резервах. В 2013 году доходы от продажи собственности областного имущества составили всего ничего, меньше восьми миллионов рублей, на 2014 год от продаж запланировано получить 18 миллионов. Но небольшой доход в планы ставили, чтобы не сглазить удачу. На самом деле в уме чиновники держат чуть ли не на порядок большие суммы.

Дело в том, что доля в ОАО «Поволжская газотранспортная компания» при удачном раскладе может «улыбнуться» Саратовской области миллиардами рублей. Сейчас в ее уставный капитал оформлено 739 объектов газификации. Когда все мероприятия будут завершены, в собственности области будет более двух миллионов обыкновенных акций этого ОАО, и продать этот пакет можно очень выгодно.

«Мы планируем на текущий момент 18 миллионов рублей, но, скорее всего, еще ряд объектов недвижимости, невостребованных органами госвласти, планируем включить в прогнозный план. И соответственно, суммы поступлений к концу года сделаем в разы больше. Плюс с точки зрения приватизации, возможно (пока решение не принято), мы будем предлагать к продаже пакет ОАО «Поволжская газотранспортная компания», который включает в себя газовые сети муниципалитетов области – порядка двух тысяч километров. Понятно, что покупатель на такой актив может быть один – ОАО «Газпром». Но решение будет приниматься на высоком политическом уровне. Потому что продавать такой актив за бесценок никто не позволит и не захочет, а стоимость такого актива – миллиарды рублей. Но пока такого предложения Газпрома мы не имеем. Если оно появится (Валерий Васильевич Радаев встречается с Миллером), то этот актив будет включен в прогнозный план приватизации», – так подробно объяснил министр планы, отвечая на вопросы из зала.

Министра спросили, что будет «с клочками газовых сетей, которые остаются в муниципальной собственности»: «Мы должны пытаться передать их в государственную собственность или пытаться самостоятельно использовать?» Министр дал хороший совет – рассматривать такие участки как источник пополнения муниципального бюджета. Большинство муниципалитетов уже, дескать, это поняли и реализуют их газоснабжающим, газотранспортным организациям. «В принципе мы, конечно, готовы принять их, но, на мой взгляд, вы можете обратиться в структуры Газпрома и предложить им эти участки. Я знаю, что многие муниципалитеты достаточно активно этим правом пользуются. У Газпрома есть специальная структура, которая консолидирует у себя эти точечные участки. Скажу честно, что мы считаем, что мы эту работу закончили».

Раз намудрили, второй поспешили, в третий раз неучами быть не хочется

Михаил Волков
Представитель общественной
палаты области Михаил Волков
поинтересовался у Олега Галкина:
почему так мало денег планируют
и получают от продажи областного
имущества? И почему у нас так
много убыточных госпредприятий?

Вопросная часть была вообще самой интересной на коллегии. Олег Галкин в этой части своего выступления перестал наконец смотреть в листы перед собой и говорил, демонстрируя компетентность и интерес к делу. Жаль, что никто не спросил его о том, что значат планы вплотную заняться мониторингом объектов имущества и земель сельскохозяйственного назначения, используемых в неполной мере. Речь в данном случае шла о том, чтобы судебными тяжбами или каким-нибудь суровым административным ресурсом заставить арендаторов этих земель использовать их по назначению? Или о том, что фактически ничьи земли пора оформлять в собственность и получать за это деньги?

Пока в судах комитет бывает часто, но, как выяснилось на заседании коллегии, в основном представляет третьих лиц. В 2013 году юристы комитета участвовали в заседаниях более чем по 500 делам. В 72 случаях – как ответчики, в 33 – как истцы. В том числе, как истцы, заявляли свои права на неполученные доходы от арендованных у комитета земли и имущества.

– Сколько участков были переданы другим арендаторам, которые готовы соблюдать условия договора и платить аренду? – спросил докладчика член общественной палаты, известный в городе бизнесмен Михаил Волков.

Министр ответил, что большая часть этих исков – 20 из 33 – споры по арендной плате за имущество. И что в основном речь шла об имуществе, которое используется дорожными предприятиями в районах области.

– Это практика начала 2000-х годов. Когда дорожники были в тяжелом положении, для них закупалось какое-то количество дорожной техники. Передавать в аренду конкурентам каток или трактор, находящийся в Перелюбе, сейчас не имеет смысла. Поэтому эта претензионная работа носит, скорее, характер не забрать имущество, а побудить пользователя платить в сроки. Для нас все-таки важно, чтобы дорога была почищена и чтобы платежи поступали.

Алексей Мазепов
Областной депутат
Алексей Мазепов умеет спросить
с чиновника так, что сразу видно,
кто главнее

Исков по задолженности арендной платы за земельные участки было, по словам Галкина, всего шесть. 1,5 миллиона рублей после начала судебного производства должники добровольно отдали, семь миллионов взыскано судом. Галкин пояснил: «Тут вопрос в том, что на всех земельных участках арендаторы пользуются объектом недвижимости. И передача земли невозможна, потому что по закону у нас земельный участок от недвижимости неотделим».

Председатель комитета по экономике Саратовской областной думы Алексей Мазепов задавал свои вопросы из-за стола президиума коллегии. Спросил, например, как планирует комитет выявлять эффективность кадастровой оценки земли. Потому что получилась на сегодняшний день какая-то запутанная ситуация. После кадастровой оценки в 2012 году муниципалитеты выражали недовольство этой оценкой из-за выпадающих доходов.

– Мы в областной думе обсуждали это, выделили деньги на переоценку, а сейчас вы в своем докладе сказали, что фактическая переоценка может привести к дальнейшему снижению. Как вы планируете работать с муниципальными образованиями? – строго спросил депутат Мазепов, которому коллеги поручили отвечать за экономику.

Олег Галкин ответил, что с точки зрения законодательства утвержденные в конце 2012 года результаты кадастровой оценки земли считаются актуализированными. Потому что они действуют четыре года. Да, эта оценка не очень корректно сделана, да, практика показывает, что ее огрехи не всегда получается отрегулировать коэффициентами, да, некоторые муниципалитеты не добирают земельный налог и аренду за земельные участки, но лучше не торопиться всё снова менять. К сожалению, Олег Александрович не стал рассказывать предысторию кадастровых битв, когда его предшественник из команды губернатора Ипатова ради лишних доходов в бюджет устроил для нашей области такую кадастровую оценку, что все плательщики налогов и арендной платы просто взвыли. А депутаты Саратовской областной думы, среди которых тогда был и Галкин, в то время боролись с командой губернатора Ипатова и горячо протестовали против по-драконовски посчитанных показателей цены земли и просто-таки бились за ее пересмотр. И перестарались в своем рвении за права плательщиков, поспособствовав снижению. Пришли сами в исполнительную власть – столкнулись с недобором доходов в муниципальные бюджеты.

– Мы начали мониторить и, взяв ряд участков, по которым уже были обращения, передали их нескольким разным оценщикам, чтобы они на основании действующей методики посчитали разные варианты. Пока данные показывают, что, возможно, новая оценка даст еще более низкие показатели в бюджет, – не скрывал Олег Галкин от членов коллегии своих опасений. По словам Олега Александровича, комитет решил взять тайм-аут и, прежде чем запускать новую оценку, еще раз внимательно посмотреть, какие факторы не учитываются при расчетах и как это можно поправить: «Не хотели бы тратить бюджетные деньги, чтобы они потом привели к еще большому снижению доходов бюджета».

Имущество, спрятанное среди деревьев, легче списать, чем оформить

В своем докладе министр Галкин покритиковал некоторые структурные подразделения правительства области за недостаточную скорость в оформлении объектов. В хорошо подготовленном к коллегии материале эти министерства были перечислены тоже. С подробным указанием общего количества объектов, которыми пользуются, и количеством зарегистрированных в областную собственность. Депутат Мазепов поинтересовался, почему идет такое отставание и будут ли его министерства ликвидировать.

Причины у всех оказались разными. В министерстве ЖКХ, по словам Галкина, всю картину портит одно ключевое предприятие – ГУП «Облводресурс», которое занимается водоснабжением мунципалитетов области. На протяжении ряда лет системно вопросом по нему никто не занимался. «Но недавно поменялся руководитель (Олег Александрович не уточнил, правда, где – в министерстве или в ГУПе. – Прим. ред.), и понимаем, что больше будет внимания». Олег Галкин сказал, что да, будет дорого стоить оформление, «но показывать динамику необходимо». Тем более что прокуратура шлет предписания.

Процесс оформления в право хозяйственного ведения, скорее всего, растянется на несколько лет. Не зарегистрировано по министерству строительства более 500 объектов, которые используются пока, в общем-то, полузаконно. У министерства здравоохранения таких незарегистрированных объектов еще больше – почти тысяча. Проблема возникла после передачи в областную собственность учреждений здравоохранения из муниципалитетов. Олег Галкин сказал, что по тем учреждениям, что раньше находились в собственности, статистика была хорошая: «Сейчас большое количество зданий и сооружений из муниципальной собственности картину испортили, будем плотно работать тоже с министерством». Хуже всего дела обстоят с объектами, которые использует на праве оперативного управления министерство природных ресурсов и экологии. Сложность регистрации объектов вызывается тем, что земли лесов в лесхозах – федеральные, а объекты на них – областные. И работы, связанные с выделением земельных участков, по словам Галкина, практически тупиковые пока. Так что приходится действовать как получается. Разрушенные постройки лесхозов активно списывают, например. А для неразрушенных нашли вроде способ вывода земли из лесного фонда.

Подарок православной власти от государства

С передачей собственности вниз по вертикали власти дела обстоят следующим образом. Передали в муниципалитеты пять зданий для размещения в них детских садов. Городу Саратову передали земельный участок в поселке Воробьевка в Заводском районе площадью 2313488 кв. метров для дальнейшей передачи его многодетным семьям под жилое строительство. В соответствии с федеральным законом № 327 передали в собственность Саратовской епархии 9 объектов недвижимости, два земельных участка под ними в городе Вольске, так как они являются объектами Вольского Богородице-Владимирского женского монастыря.

Маленькая просьба про большие денежки

На десерт на трибуну поднялся руководитель ГУП «Бюро технической инвентаризации» Виктор Володин. Рассказал о впечатляющих успехах своего учреждения. Об усилиях по сокращению расходов. Самым впечатляющим можно назвать отказ от аренды геодезического спутникового оборудования в декабре 2013 года. Сумма аренды составляла 938 тысяч рублей в месяц. И дешевле оказалось купить его в лизинг. Стоимость лизинговых платежей за 30 комплектов составит 526 тысяч рублей в месяц. Через два-три года оборудование будет в собственности, и 10 миллионов на аренду тратить вообще не придется. Но для того чтобы этот ГУП и дальше работал успешно, требуется подкорректировать областное законодательство. И сделать именно этот ГУП единственным исполнителем картографических работ и постановки на кадастровый учет. Так и было, в общем-то, но с 1 января вступил в действие федеральный закон, разрешающий делать это важное государственное дело всем кадастровым инженерам из ИП и ООО. Условия открытого рынка не нравятся не только саратовскому бюро технической инвентаризации. Володин сказал, что в Карелии и Москве уже позаботились о своих государственных кадастровых инженерах. Теперь хорошо бы и в Саратовской области подкорректировать открытость рынка.

Коллегия ответила Володину молчанием.