Овощной дисбаланс

Оценить
Саратовская область производит достаточное количество овощей для населения региона, но не может ими накормить

Сколько овощей местного производства съедают жители Саратовской области, а сколько привозных помидоров и огурцов оказывается на городских прилавках, не знают ни в местном министерстве сельского хозяйства, ни в минэкономики региона. Таким подсчётом в областном правительстве никто не занимается. Этими и смежными вопросами заинтересовался губернатор Валерий Радаев в ходе очередного заседания правительства в минувший четверг.

То и дело с трибун заявляется о необходимости наращивать производство плодо­овощной продукции как открытого, так и закрытого грунтов. Кому и зачем нужны овощи в таких количествах, если учесть, что продукция местных тепличных хозяйств практически не востребована на внутреннем рынке, не очень понятно. Губернатор, например, говорит, что местные овощи нужны местным жителям, а потому весь овощной импорт из региона нужно вытеснить.

Разберитесь и объяснитесь

За прошлый год в Саратовской области было произведено в общей сложности 420 тысяч тонн овощей. При этом в открытом грунте, то есть на полях, было выращено и собрано 396 тысяч тонн продукции, а в теплицах – 24 тысячи тонн. Такого количества овощей, по данным минсельхоза области и минэкономики, более чем достаточно, для того чтобы закрыть внутреннюю потребность региона в овощной продукции. Как отмечают, в частности, в министерстве сельского хозяйства региона, при рациональном потреблении одному человеку в год требуется 120 кг овощей. Значит, для населения Саратовской области требуется 301,1 тыс. тонн овощной продукции. А у нас её 420 тысяч тонн произвели в прошлом году и в текущем обещают не меньше.

Однако вопрос тут в другом. При достаточном и даже избыточном производстве овощей местных почему на прилавках саратовских рынков и магазинов столько овощей привозных (из южных регионов и стран)? Жители региона съедают всё – и своё, и привозное? Или же не всё, что производится в пределах региона, здесь же и реализуется? Тогда какая доля произведенных в регионе овощей открытого и закрытого грунта продаётся на внутреннем рынке и какая вывозится за его пределы? И соответственно, на каких производителей овощной продукции и в каких объёмах приходятся остальные доли регионального овощного рынка?

Для чиновников эти вопросы оказались как будто бы неудобными. В одном из профильных ведомств саратовского правительства нам заявили даже, что мы занимаемся ерундой, интересуясь такими вещами, и ищем чёрную кошку в тёмной комнате. Но вот практически такие же вопросы к спецам минэкономики и минсельхоза в минувший четверг возникли и у губернатора Радаева.

Тема овощей была затронута на заседании правительства при обсуждении колебания цен на потребительском продовольственном рынке, где министр экономики Владимир Пожаров среди прочего рассказал о планах овощного производства на текущий год. Оказалось, что его ведомство не рассчитывает на производство больше 400 тысяч тонн овощной продукции. А это, между прочим, на 20 тысяч тонн меньше результатов прошлого года. Губернатору это не понравилось.

«Вы что, хотите сказать, что регион перенасыщен овощной продукцией, и теперь началось снижение объёмов производства?! Нет, вы в этих цифрах разберитесь и сумейте их объяснить», – потребовал Радаев у Пожарова.

Министр попытался было что-то сказать про реальность производственных планов, про то, что часть местной продукции выво­зится из региона, что есть переработка овощей, в конце концов, но передумал и пообещал, что цифры поправят.

Качественная неконкурентоспособность

Этот разговор Радаева с Пожаровым показал, что, планируя увеличение производственных показателей, профильные ведомства не задумываются о возможностях сбыта производимой продукции. На вопрос губернатора о том, сколько местных овощей торгуется с прилавков саратовских рынков и сетевых магазинов, министр экономики путано отвечал, что в сетях местной овощной продукции то ли нет вообще, то ли очень мало, потому что тепличные хозяйства дают мизерное количество. Что касается рынков, то там саратовские овощи активно (и по дешёвке) продаются только в сезон сбора урожая. Но в связи с тем что в регионе нет овощехранилищ и вообще не развита логистика в этой сфере, хранить овощную продукцию до зимы, чтобы замещать ею импорт, нет никакой возможности. Поэтому с поздней осени и до следующего урожая на открытом грунте потребительский спрос на свежие овощи удовлетворяется привозной продукцией. Так как овощи, выращенные саратовскими тепличными хозяйствами, не пользуются спросом.

Низкий спрос на продукцию тепличных хозяйств Саратовской области нам подтвердили и в самих хозяйствах. В совхозе «Весна», одном из крупнейших саратовских тепличных предприятий, не скрывают, что ровно половину своей продукции они вывозят за пределы региона. ОАО «Волга» – балаковское тепличное хозяйство – тоже часть своей продукции предпочитает продавать за пределами области. Иногда до 60 с лишним процентов. Везут в Москву, Самару, Сургут – словом, туда, где за их овощи готовы платить. В родной же Саратовской губернии продавать огурцы и помидоры с каждым годом становится всё труднее. И, по словам руководителей хозяйств, главной причиной невнимания со стороны местного потребителя является высокая цена товара. Однако возможностей снизить цену, как уверяют наши собеседники, фактически нет.

«Основная составляющая в себестоимости тепличных овощей – затраты на энергетику, которая у нас очень дорогая и с каждым годом становится только дороже, – говорит гендиректор «Весны» Александр Решетов. – Мы и так идём на поводу у потребителя, стараясь продавать товар по приемлемым для населения ценам. Страдает, безусловно, наша рентабельность, поэтому нам и приходится искать более выгодные условия реализации своего товара за пределами региона». Правда, и дело по приручению иногородних рынков у саратовских тепличных хозяйств идёт трудно. Так, за прошлый год, по словам Решетова, несколько рынков было проиграно. В частности, предприятие потеряло Екатеринбург, а по другим городам отмечено падение в 20 процентов.

Кроме высоких тарифов на электричество, в цену тепличных огурцов заложены и затраты на биологические средства защиты. По словам Решетова, ежегодно его предприятие тратит 12 миллионов рублей на безопасные средства защиты от вредителей, тогда как использование ядохимикатов позволили бы сэкономить предприятию 9 миллионов рублей. Однако менять политику в этом направлении Решетов не собирается. Ведь его продукция хоть и дорогая, но гарантированно безопасная, убеждает он.

Их немного, но они строятся

Тепличных хозяйств в Саратовской области немного. В защищённом грунте выращивают овощи всего семь организаций. Самые крупные – ООО «РЭХН» (26 га теплиц), ООО «Совхоз «Весна» (24,3 га), ООО «Лето-2002» (15 га) и ОАО «Волга» (14,2 га). Остальные хозяйства занимают теплицами от одного до шести гектаров площади. В совокупности хозяйства в прошлом году произвели порядка 24 тысяч тонн овощной продукции. В саратовских теплицах преимущественно выращивают огурцы и помидоры. Кроме того, в небольших количествах здесь производят болгарский перец, баклажаны, грибы, салат, зелёный лук и цветы.

В ближайшие годы тепличных хозяйств и самих теплиц в Саратовской станет больше. С прошлого года началась реализация инвестиционных проектов по строительству новых тепличных комплексов и расширению существующих предприятий. Так, например, ООО «МГ Групп» с прошлого года строит тепличный комплекс в районе села Михайловка Саратовского района. Площадь нового хозяйства составит 23 гектара, теплицами будет занято 12 гектаров. Пока готова одна теплица в один гектар. В этом году построят новые теплицы на 4 га.

ООО «Отдых 2010», площадью 3 га, образовано в рамках реализации инвестиционного проекта «Михайловские теплицы» и постепенно будет расширяться до 20 гектаров. В этом году здесь появятся новые теплицы общей площадью 2 га.

В течение 2014 года реконструкцией действующих теплиц займутся ОАО «Волга» (на площади 1,75 га), ОАО «Совхоз «Весна» (1,7 га), и ООО «РЭХН» (1 га). Кроме того, стартует ещё один новый проект по строительству тепличного хозяйства – ООО ТК «Поволжский» на площади 11,7 га в Энгельсском районе.

Другими словами, в самом ближайшем будущем в Саратовской области прибавится около 20 гектаров теплиц. Овощей производить, соответственно, будут ещё больше. При этом доступней тепличная продукция для саратовского потребителя, судя по убеждениям наших экспертов – руководителей тепличных хозяйств, не станет.

Выход где-то рядом

Александр Решетов считает, что увеличение количества тепличных хозяйств (площадей, продукции) может губительно сказаться на рынке. «Мы просто съедим друг друга, – говорит Решетов. – Хозяйства начнут закрываться».

Роман Ковальский, директор ОАО «Волга», особой трагедии в увеличении количества тепличных хозяйств не видит. Говорит, что это законы рынка, и от них никуда не деться. «Конкуренция будет жёстче, конечно, но особенно ничего не изменится, просто предприятия будут активнее осваивать рынки сбыта в других регионах. Но мы и сейчас это делаем. И иногда нам продавать свою продукцию намного выгоднее за пределами Саратовской области, потому что там цены ощутимо выше», – говорит Ковальский.

Но проблемы сбыта продукции внутри региона для местных тепличных хозяйств объясняются конкуренцией не себе подобных, а более дешёвого импортного товара.

Именно привозной товар предпочитают продавать в сетевых магазинах. Отпускные цены саратовских теплиц ретейлеров не устраивают.

Мои собеседники отмечают при этом, что с сетями местными договориваться не трудно. Например, ОАО «Волга» полностью обеспечивает овощами сети Балакова. Но с федеральными сетями сотрудничать просто невозможно. Не соглашаясь с условиями саратовских поставщиков, эти ретейлеры диктуют очень много своих правил, соблюдать которые не каждому под силу. Да и часто оказывается просто невыгодно. Через сетевой ретейл, например, совхозу «Весна» в прошлом году удалось реализовать только 5–7% своей продукции.

Руководители тепличных хозяйств уверены, что саратовские тепличные овощи никогда не станут дешевле, чем в Турции, Азербайджане или Испании. А значит, вытеснить привозного конкурента с рынка – задача архисложная. По мнению Романа Ковальского, повлиять на ситуацию наши можно контролем качества ввозимой продукции. Ввозимые из-за рубежа овощи, облюбованные сетевыми магазинами, конечно, красиво выглядят, но эта красота, по его словам, ещё не гарантирует качества. Нигде, мол, не написано, сколько пестицидов и нитратов в них содержится. Притом эти овощи, явно уступающие в качестве саратовской тепличной продукции, продаются дешевле безопасных саратовских огурцов и помидоров именно за счёт содержания консервантов. «Я думаю, надо мышление менять у населения. Пусть мы немножко дороже заплатим, зато дольше проживем. Люди должны начать это понимать», – говорит Ковальский. И вспоминает, что сейчас изменились курсы валют, а значит, подскочивший доллар может сделать невыгодным импорт овощей из-за границы.

Другие предложения по выходу из трудных рыночных условий сводятся к участию государства в судьбе овощепроизводителей. Главы тепличных хозяйств считают, что государству выгодно финансово поддерживать их предприятия, так как при небольших вложениях в виде субсидий отдача в виде налогов покрывает все затраты бюджета с прибылью. Пример привели по совхозу «Весна». Государственная субсидия на модернизацию производства составила в 2013 году 4,6 миллиона рублей. А налоговые отчисления по итогам года оказались на 13 миллионов больше.

А на теплицы и не рассчитывают

Проблемы сбыта продукции, возникшие у тепличных хозяйств Саратовской области, не раз обсуждались на всевозможных встречах и совещаниях в правительстве региона. В том числе и при заместителе председателя правительства – министре сельского хозяйства Александре Соловьёве. Он, кстати, ещё осенью прошлого года пообещал, что займётся решением этих вопросов. Например, поручит областному мин­эконому провести анализ местного рынка овощной продукции. А министерство сельского хозяйства должно было взять на себя заботы по продвижению на рынок местных тепличных овощей. Однако то ли Соловьёв забыл раздать поручения, то ли эти поручения попросту никто не бросился выполнять, но сейчас, весной 2014 года, проблемы тепличных хозяйств находятся на том же уровне.

И прошедшее в четверг заседание правительства области это только подтвердило. Анализа рынка овощной продукции нет. Решений по продвижению на рынок местных овощей, в том числе и тепличных, равно как и плана по вытеснению с прилавков привозной продукции, тоже нет. При этом, как выяснилось в ходе беседы Радаева с Пожаровым, ставку в процессе замещения импортных огурцов и помидоров областное правительство делает вовсе не на тепличные овощи. По словам Валерия Радаева, продукция местных теплиц неконкурентоспособна в ценовом отношении, в отличие от овощей открытого грунта. Думать над тем, как изменить ситуацию и помочь саратовским теплицам, например, меньше платить за электроэнергию за счёт предоставления льгот или субсидий, региональной власти неудобно. Потому что бюджетных возможностей для помощи тепличному бизнесу фактически нет. Зато всегда можно вспомнить про запылившиеся планы по строительству овощехранилищ. Потрясти ими и снова отложить в долгий ящик.